Контроль реализации инклюзивного образования в ДОУ
статья

Синяткина Елена Владимировна

Организация контроля инклюзивного образования  в ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_realizatsii_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_dou.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль реализации инклюзивного образования в ДОУ.

Организация инклюзивной практики в ДОУ предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

 Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

В ДОУ создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума, которые постоянно проводят контрольные выходы в группы для выявления проблем, постановки цели и задач для дальнейшей работы по данному направлению.

Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования. Контроль в ДОУ по инклюзивному образованию осуществляется параллельно с основной образовательной деятельностью на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного и инклюзивного образования учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнением поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

Контроль в ДОУ по инклюзивному образованию проводится ежемесячно в разных видах деятельности и применяются разные формы контроля: открытые занятия, беседа с воспитанниками, наблюдение, анкетирование родителей.

Контроль целесообразно осуществлять на основе системного подхода.


Для того, чтобы система контроля была эффективной,

необходимо обеспечить:

· планирование контроля;

· целенаправленность контроля;

· своевременное информирование педагогов о контролируемых

вопросах;

· полноту охвата контролем изучаемой проблемы;

· фиксацию хода и результатов контроля;

· заинтересованность всех участников;

· повторность.

Внутренний контроль включает в себя:

• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, и др.;

• контроль образовательного процесса.

Административный контроль: контроль за текущей деятельностью педагогов, то есть посещение группы, через тематические проверки, контрольные срезы администрации.

Предполагается, что педагог, включенный в этот вид контроля, совершенствует методику профессионального мастерства, организацию, планирование, анализ педагогической деятельности с помощью администрации, стремится к повышению профессионального мастерства и достижению стабильных результатов в педагогической деятельности.

Содержательный контроль предполагает выполнение государственных стандартов, проверки обоснованности изменения содержания образования в процессе инновационной деятельности, оценки эффективности внедрения той или иной технологии.

Средства: педагогическая диагностика, тестирование, наблюдение педагогического процесса.

Сопутствующий контроль:

(внешняя экспертиза силами других специалистов)

— получение объективной информации о состоянии психофизиологического здоровья детей;

— выявление воспитанников, нуждающихся в коррекционно-развивающих и других реабилитационных мероприятиях;

— контроль за адаптацией детей к изменениям содержания и технологии;

— предупреждение перегрузки детей, определение вызывающих ее причин;

— выявление патогенных факторов в учебно-воспитательном процессе;

— выявление наиболее сберегающих адаптивных технологий обучения и воспитания.


Содержательный и сопутствующий контроль проводятся параллельно и, пересекаясь, в результате дают объемную картину.

Тематический контроль:

Предусматривает изучение состояния конкретного вопроса в практике работы коллектива, отдельной инклюзивной группы, отдельного педагога (в зависимости от целей). Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

В ходе тематического контроля:

устанавливается исполнение нормативно-правовых актов, годового плана, предложений и замечаний предыдущей проверки, рекомендаций и т.д.

анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми с ОВЗ, родителями, режимные моменты, документация.

Итоговый контроль предполагает изучение результатов работы педагогических и других работников Учреждения за полугодие, учебный год.

Все результаты контроля обсуждаются на консилиуме затем выносятся на педагогические часы для обсуждения той или иной проблемы, для постановки задач на решение возникшей проблемы. Контроль проводится как на занятиях, так и в совместной деятельности, по итогам контроля оформляется справка, протокол консилиума и т.п.

Процедура оценки результатов образовательной деятельности ДОУ, реализующего инклюзивную практику может быть несколько. Одной из таких процедур является оценка соответствия деятельности ОУ целям, принципам, задачам и формам инклюзивного образования.

Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. Эффективной формой повышения качества педагогического процесса является контроль деятельности педагогов и специалистов с обсуждением и анализом. Такая форма совмещает в себе сразу несколько функций: контроль, самоконтроль, консультирование, обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы

В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...