Программа кружковой деятельности "Весёлые нотки"
рабочая программа (подготовительная группа)

Блябликова Валентина Николаевна

Цель программы: обучение детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Весёлые нотки"650.44 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Педагог года-2020\на сайт\кружок.jpgВведение

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Н. М. Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н. А. Ветлугина, Лаптев И. Г., Ковалив В. Я., Кунцевич В. Н., Ремизовская Е. Р., Тютюнникова Т. Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа).

Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению, движению в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучшаются качество пения (чище поют), музыкально – ритмичных движений (чётче воспроизводят ритм).

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

        В старшем дошкольном возрасте дети способны играть на металлофоне мелодии не только на одном звуке, но и более развёрнутые. Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется: вверх, вниз, или же «стоит на месте»). Они должны различать долгие и короткие звуки, различать по высоте звучания, чувствовать законченность мелодии – тонику. Этот подготовительный период, при определённой системе, дети усваивают легко, но, когда надо непосредственно сыграть мелодию на металлофоне, дети испытывают затруднение.

        Чтобы детям было проще осваивать это направление, возникла мысль обучить их азам нотной грамоты. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольный период – игру, в процессе обучения используются цветные ноты: каждой ноте даётся свой цвет, соответственно цвету пластин металлофона.

Для обучения игре на металлофоне был организован кружок «Весёлые нотки». Чтобы занятие было эффективным и чтобы дети с интересом воспринимали трудный материал, были изготовлены дидактические пособия.

Цель программы: Обучить детей основам нотной грамоты, а также основным приёмам игры на металлофоне.

Задачи:

  • Обучать детей навыкам совместной игры, воспитывать чувство ансамбля.
  • Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
  • Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

        Основной формой работы в кружке «Весёлые нотки» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся один раз в месяц. В год проводится 9 занятий. Продолжительность занятия 30 минут.

Расширяя кругозор детей, знания о музыкальной культуре использую следующие методы и приёмы:

  • Беседа, художественное слово;
  • Наводящие вопросы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • просмотр и прослушивание видео- и аудиозаписей.

        Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники, планирую использовать на занятиях:

  • пальчиковые игры;
  • дидактические игры («Эхо», «Цепочка»);
  • ритмические упражнения (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
  • соревнования между подгруппами;

        В работе с ансамблем использую технические средства обучения (ТСО) (музыкальный центр, проектор, видеокамеру):

  • в ритмической тренировке;
  • при знакомстве с новым музыкальным репертуаром и новым теоретическим материалом;
  • для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют).

        Программа рассчитана на 1 год обучения для детей от 6 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма. Диагностика проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Критерии диагностики:

  • Знает названия нот;
  • Может играть на металлофоне по цветным нотам;
  • Умеет играть написанный ритмический рисунок из длинных и коротких звуков;
  • Умеет извлекать на металлофоне звонкий и полётный звук;
  • Играет в ансамбле, соблюдая ритм, своевременно начинает и заканчивает игру.

План

Тема

Месяц

Цели и задачи

Оборудование

1

Металлофон. Строение металлофона

Сентябрь

Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек. Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по металлофону.

Металлофоны, палочки.

2

Ритмическая тренировка.

Октябрь

Вырабатывать исполнительские навыки, выразительность. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. Написание долгих, коротких звуков.

Металлофон. Набор бус «Бусоград».

3

Нота «соль» (написание, цвет). Выкладывание ритмического рисунка, заданного педагогом.

Ноябрь

Песня «Мы идём с флажками» Е. Тиличеевой - выложить ритмический рисунок нотами «соль», пение словами и сольфеджио. Игра нотой «соль» заданный ритмический рисунок.

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, нота соль, цветные карандаши.

4

Ноты «фа», «ми» (написание, цвет)

Декабрь

Сравнить по высоте ноты «соль», «фа» и «ми». Песня «Смелый пилот» Е. Тиличеевой – выложить ритмический рисунок Нотами «фа» («ми») пение словами и сольфеджио.

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, ноты соль, фа и ми; цветные карандаши.

5

Ноты «ре», «до»1 (написание, цвет)

Январь

«Лесенка» Е. Тиличеевой – из 5 нот – выложить нотами на нотном стане, петь со словами, сольфеджио. Играть в ансамбле «Лесенка», называя нотами и со словами

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, ноты соль, фа, ми; ре и до1; цветные карандаши.

6

Нота «ля», «си» - (написание, цвет)

Февраль

Сравнить по высоте звучания выученные ноты. Д/игра «Волшебный молоточек». Д/игра «Ритмическая цепочка». Повторение всех выученных песен

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, ноты соль, ля, си, фа, ми; ре и до1; цветные карандаши.

7

Нота «до»2 – (написание). 

Март

Выложить звукоряд нотами и пропеть сольфеджио. «Где был, Иванушка?» р. н. п. выкладывание мелодической линии 1-ой фразы. Играть 1 фразу песни «Где был, Иванушка?» по альбому «Мы играем по нотам», петь сольфеджио и со словами.

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, ноты соль, ля, си, фа, ми; ре, до2 и до1; цветные карандаши. Альбом «Мы играем по нотам».

8

Самостоятельно играть по альбому «Мы играем по нотам.

Апрель

Развивать самостоятельность. «Лесенка» Е. Тиличеева из 8 нот – пропеть словами, сольфеджио

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, ноты соль, ля, си, фа, ми; ре, до2 и до1; цветные карандаши. Альбом «Мы играем по нотам».

9

Закрепление полученных навыков и знаний.

Май

Д/игра «Музыкальное лото». Повторение. Концерт.

Металлофон, набор бус «Бусоград», нотный стан, ноты соль, ля, си, фа, ми; ре, до2 и до1; цветные карандаши. Альбом «Мы играем по нотам».

Выступления ансамбля «Весёлые нотки»

  • Утренник «Концерт для мам».
  • Выпускной утренник.


Список литературы

  1. Андреева М. П. Дождик песенку поёт. – М.: «Музыка», 1981.
  2. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти. – СПб: «Музыкальная палитра», 2012.
  3. Галянт И. Г. Орфей. Программа музыкального развития детей : методическое пособие для специалистов ДОО [Текст] / И. Г. Галянт. – Изд. 2-е. – Челябинск, 2017. – 140 с.
  4. Журнал «Музыкальная палитра»
  5. Журнал «Музыкальный руководитель»
  6. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
  7. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
  8. Кононова Н. Г. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду, 1990 г.
  9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 333с.  
  10. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. / Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
  11. Щербакова Н. А. Музыкальный сундучок: пособие для работников ДОУ / Н. А. Щербакова. – М.: Обруч, 2012. – 80 с.

Приложение

Методика проучивания мелодии на металлофоне Аллы Евтодьевой

Мы учим мелодию по фразам – (обычно их 4), и дети очень легко запоминают порядок и чередование цветов. Детям раздаются металлофоны, они сидят, положив металлофоны на колени. Учить удобнее, конечно же, сидя. Один металлофон у меня.

1. Сначала «играю» сама, просто пальчиком касаясь пластинок - без звука, но проговариваю вслух последовательность цветов, разворачивая металлофон к ребятам.

2. Потом делаем это вместе с детьми – тоже пока без звука, только касаясь пальцем пластин и называя цвета.

3. После нескольких повторов играем эту фразу уже молоточком, т е со звуком, но всё ещё проговаривая последовательность цвета пластин (будто подсказываем себе).

Потом эта звучащая последовательность врезается в память – ведь на слух дети запоминают лучше, да и зрительный образ запоминается легко. Так учим на занятии 1-2 фразы, в зависимости от сложности, а потом соединяем в одно целое. Проговаривание последовательности цветов звучащих пластин, конечно, потом убирается: дети сначала проговаривают их шепотом, просто губками, а потом и вовсе - про себя.

А потом в музыкальный уголок выкладываю цветовую схему – несколько штук, и ребята (индивидуально, кто хочет) уже закрепляют сами – в группе или на улице.

А какое удовольствие и гордость испытывают дети в общем оркестре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Чудо-нотки» 2014 - 2015 учебный год

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональна...

Программа кружка «Чудо-нотки» 2015 - 2016 учебный год

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональна...

Рабочая программа кружка "Веселые нотки"

Направленность дополнительной образовательной программыПение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития вос...

Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"

Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....

Программа кружка «Весёлые нотки» для детей 5-7 лет (разновозрастная группа)

   Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека,  непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком ч...

Дополнительная общеобразовательная программа музыкальной направленности " Нотка"

Данная программа содержит знания, личностные ориентиры, нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей , исполнительского мастерства...