Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
статья (младшая группа)

Гайдарова Алина Ровшановна

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, которая включает четыре блока: целевой, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaydarova_a.r._statya.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гайдарова А.Р., воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик»

Модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, обеспечение ее управляемости.

С целью создания благоприятных условий в группе, через внедрение новых организационных методов и приемов, профилактики  дезадаптации вновь поступивших детей в дошкольное образовательное учреждение и в целях более успешной адаптации детей раннего возраста считаем целесообразным представить модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения включает четыре блока: целевой, содержательный, деятельностный, контрольно-оценочный.

Целевой блок включает цели и задачи. Цель данной модели заключается в организации психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи следующие:

1. Формирование положительного настроя детей и родителей на детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги у детей и родителей.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению детского сада.

4. Просвещение педагогов по вопросам процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

5. Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Содержательный блок предполагает следующие аспекты:

  1. Представлена взаимосвязь основных видов деятельности педагога-психолога: психодиагностического, развивающего, консультативного и просветительско-профилактического.
  2. Предусмотрено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
  3. Комплекс игр и упражнений, используемых в программе, направленный на профилактику трудностей в воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении дошкольников.

Деятельностный  блок состоит из трех этапов: предадаптационного, адаптационного, постадаптационного.

Предадаптационный этап направлен на определение прогноза адаптации и разработку индивидуальных рекомендаций с целью профилактики дезадаптации. Адаптационный этап предусматривает отслеживание эффективности процесса адаптации вновь поступившего ребенка к детскому саду, профилактику психоэмоционального напряжения. Постадаптационный этап предполагает определение  уровня адаптации и выход на динамику.

Модель предполагает организацию комплексных индивидуально-групповых занятий с детьми раннего возраста, направленных на своевременную профилактику психоэмоционального состояния. Эта деятельность затрагивает всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Инновационная практическая значимость данной модели заключается в создании  комплекса мер по профилактике психоэмоционального напряжения. В результате апробации полученные данные являются наиболее объективными и дают полную картину протекания процесса адаптации. В ходе работы, осуществляется индивидуальный подход к каждой семье. В связи с этим у родителей меняется отношение к воспитанию детей, к детскому саду, и как следствие – повышается образовательный уровень родителей, а так же трудности проживания детьми адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с педагогами.

В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада был сделан вывод: чтобы привыкание ребенка к детскому саду является максимально безболезненным, необходима  поэтапность в работе всех участников образовательного процесса (родителей воспитанников и педагогов).

I этап работы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Выявить уровень интеллектуального, физического, социального развития, основных характеристик памяти, внимания, особенностей поведенческих реакций, изучаю уровень познавательной сферы, сформированность навыков самообслуживания, уровень тревожности. Индивидуальные психофизические характеристики фиксирую в индивидуальной карте развития ребенка, в которой ежедневно, с момента поступления ребёнка в детский сад, отмечаются результаты наблюдения по выделенным критериям.

Еще до поступления ребенка в группу устанавливаю контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями узнается, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

С момента поступления ребенка в детский сад начинается взаимодействие с родителями, которое помогает ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

С первого этапа плавно переходим во II этап, развивающий. На основе наблюдений, которые помогают выстроить перспективу развития каждого ребенка, через систему игр, развлечений, создаю эмоционально- благоприятную атмосферу в группе.

Для воспитанников нужно создать оптимальную развивающую среду, обеспечивающую максимальный психологический комфорт каждому ребенку, чтобы развивалась его творческая инициатива, сотворчество и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Нужно оформить группу так, чтобы детей, которые впервые пришли в детский сад, привлекло красивое, яркое, красочное оформление и игрушки. Все компоненты развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. В наличии должны быть материалы и оборудование для продуктивно-творческой деятельности. А также дидактический материал, изготовленный совместно с родителями (для театрализованной деятельности, развития сенсорных способностей, мелкой моторики рук и др.)

На III этапе провести заключительную диагностику по выявлению уровня адаптации воспитанников. Данные снова фиксируются в индивидуальных картах развития ребенка. По окончании адаптационного периода, адаптационный лист приложить к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к условиям детского сада, выявить детей, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности), наметить ряд профилактических и если необходимо, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

1 этап «Предадаптационный»

Особенность этапа - работа ведется до поступления ребенка в детский сад,  в мае-июне текущего года.

Цель этапа – определить прогноз возможной степени адаптации ребенка к ДОУ, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

  • Задачи:
  • изучение уровня социального развития ребенка;
  • изучение особенностей его семейного воспитания;
  • обсуждение с родителями хода индивидуальной подготовки к посещению детского сада
  • разработка индивидуальных рекомендаций для родителей и воспитателей  с целью профилактики тяжелой степени  адаптации у детей.

Задача работы Предаптационной службы – установление доверительно- деловых отношений с агентами социализации в семье (родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, а также лицами, проживающими в семье). Поскольку преемственность семейного и общественного воспитания значительно облегчит адаптацию ребенка к ДОУ.

На первой встрече присутствуют: педагог-психолог, родители (законные представители) с ребенком, воспитатель адаптационной группы.

Вся информация фиксируется в протоколе, в котором необходимо по каждому параметру отметить/подчеркнуть необходимый пункт. В протоколе  блока: анамнестические данные; социальное развитие ребенка; результаты анкетирования родителей; прогноз адаптации к детскому саду.

Возможны несколько вариантов построения встречи.

С воспитателем адаптационных групп: педагог-психолог, родители, ребенок.

Без воспитателя адаптационных групп: педагог-психолог, воспитатель адаптационной группы, родители, ребенок.

Алгоритм проведения беседы: один из специалистов ведет беседу с родителями (педагог-психолог или воспитатель), а второй устанавливает контакт с ребенком.

Диагностики развития социальных навыков ребенка осуществляется в 2 этапа:

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков ребенка: уверенность самостоятельность, сотрудничество, коммуникативные навыки:

После установления контакта с ребенком и беседы с родителями, фиксируются результаты анкет родителей в протоколе.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможностей адаптации  и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка фиксируется на основе параметров протокола.

Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям, чтобы не подвергать их физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику – стрессу.

Основным задачами предадаптационной службы являются:

  • установление доверительных партнерских отношений между ребенком, не посещающим детский сад, его родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ;
  • содействие в снижении эмоционального напряжения детей перед их поступлением в ДОУ, подготовка детей к посещению ДОУ;
  • вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОУ;
  • разработка индивидуальных рекомендаций для родителей и педагогов по профилактике и преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации;
  • популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона по работе с семьей.

Посещение семей на дому осуществляется в три этапа.

1. Организационно-подготовительный этап предполагает организацию социальным педагогом первичного знакомства с родителями поступающего в ДОУ ребенка. В ходе данной работы проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение особенностей семьи: условий жизни, количественного состава семьи, социального статуса, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания, а так же на предмет готовности ребенка к поступлению в детский сад. На основе полученных данных совместно с педагогом-психологом намечают, какие сведения о ребенке им необходимо дополнительно получить.

Воспитатель группы, в которую определен ребенок, и специалисты знакомятся с семьей, проводят анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» и назначают дату встречи.

2. Основной этап заключается в том, что специалисты предадаптационной службы (социальный педагог, педагог-психолог и воспитатель) в процессе посещения семьи, организуют игровую деятельность с ребенком, общаются с родителями. Цель первого посещения семьи – выяснение общих условий семейного воспитания, детальное знакомство с семьей. В беседе с родителями узнается о том, к какому режиму дня привык ребенок, где и как он спит, какую пищу ему предлагают, а какую он предпочитает, какие игрушки и книги у него есть и как они хранятся. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности; обращается внимание и на другие важные обстоятельства: как он засыпает, укачивают ли ребенка, рассказывают ли ему перед сном сказку.

При этом основной задачей специалистов является установление доверительно-деловых отношений с семьей, а для этого необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров, проявляя искренне уважение, деликатность. Кроме того, в процессе доверительного общения воспитателей с семьями родителям легче преодолеть сомнение и недоверие к воспитанию их детей чужими людьми, так как процесс адаптации к новым условиям относится не только к детям, но и к их родителям. На первой встрече родители, волнуются, сомневаются в достижении взаимопониманий. Первый визит – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять, прислушиваться к советам педагогов. Важно отметить, что в домашних условиях беседа с родителями ведется более доброжелательно, позволяет ознакомиться с мнением и взглядами на вопрос воспитания детей всех членов семьи, которые оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка.

3. Аналитико-рефлексивный этап предполагает анализ результатов наблюдений, обработки анкет, полученных сведений специалисты составляют прогноз адаптации ребенка к условиям детского сада, намечают пути решения возможных проблем. Так, анализируя полученные сведения от родителей об индивидуальных особенностях их детей, наиболее остро стоит проблема несоответствия режима дня ребенка в семье и детском саду. Зачастую у дошкольников наблюдается смещение часов дневного сна, либо его полное отсутствие до поступления в дошкольное образовательное учреждение, поздний ночной сон (после 22:00-23:00 часов). Вследствие чего ухудшается психоэмоциональное состояние ребенка, его здоровье

Взаимодействие специалистов в семье организуется в соответствии со следующими моделями:

1. Педагог-психолог знакомит родителей с разными вариантами адаптации детей к условиям детского сада и, в соответствии с этим, разных вариантов введения ребенка в группу, с особенностями психологического кризиса трех лет. При взаимодействии с ребенком обращает внимание на развитие у него социальных навыков.

2. Социальный педагог при общении с родителями обращает внимание на микроклимат в семье; уровень привязанности ребенка к родителям; воспитательную позицию родителей; стиль общения родителей между собой; условия жизнедеятельности ребенка.

3. Воспитатель группы в беседе с родителями задает вопросы об особенностях воспитания ребенка, режимных моментов, его любимых играх и игрушках, общения ребенка с другими детьми и взрослыми, об индивидуальных особенностях ребенка, рассказывает о режиме дня группы, организации предметно-развивающей среды для полноценного развития ребенка.

Таким образом, работа Предадаптационной службы позволяет детям раннего возраста успешнее адаптироваться к новым условиям ДОУ, легко интегрироваться в детскую субкультуру, уменьшить число детей испытывающих трудности в адаптации.

2 этап «Адаптационный».

Знание особенностей протекания адаптационного процесса в период прохождения острой, подострой фаз и фазы компенсации легли  в основу  данного этапа.  2 этап начинается тогда, когда ребенок вошел в острую фазу адаптационного процесса. Данный этап заканчивается  переходом  в фазу компенсации.  

Цель: отслеживание эффективности процесса адаптации вновь поступившего ребенка к детскому саду, профилактика психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  • наблюдать и оценивать  состояние ребенка  в адаптационный период, с целью предупреждения дезадаптации;
  • содействовать снижению эмоционального  напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период;
  • развивать коммуникативные навыки.

На рисунке 2 представлена схема психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период.

Рис. 2. Схема психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период

3 этап «Постадаптационный».

Содержание работы 3 этапа представлено диагностикой общего уровня адаптации по группам. Преодолев острую фазу адаптации, у ребенка наступает фаза компенсации, когда у ребенка преобладает устойчиво-спокойное настроение, налаживается сон и аппетит и он уже привык к незнакомой обстановке в детском саду. На этом этапе уже можно сделать выводы о результате протекания процесса адаптации.

Цель третьего этапа – определение уровня адаптации к условиям ДОУ.

Определение уровня адаптации проводится через:

  • сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада
  • бальная оценка каждого параметра адаптации и заполнение сводного бланка на группу.

Контрольно-оценочный блок выполняет следующие задачи:

  • выявить уровень адаптации группы детей;
  • выявить детей «группы риска», с целью продолжения работы с ними;
  • оценить уровень реализации данной модели.

Результатом реализации модели психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения является повышение качества образовательного процесса в целом и  успешная адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, разработанная модель дает возможность комплексно изучить проблему психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и дать оценку результативности психолого-педагогического  сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...