Мастер-класс «Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»
методическая разработка

Кальченко Юлия Львовна

Мастер-класс

«Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»

Цель: научить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта.

Задачи:

  1. Помочь педагогам осмыслить свой опыт, научить навыкам анализа, самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Вызвать у участников мастер-класса готовность к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе.
  3. Развивать творческие способности педагогического коллектива, проявление интеллектуальной, личностной и социальной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_apo_kalchenko.docx40.05 КБ
Файл tehniki_apo.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Техники обучения педагогов целостному обобщению АПО»

Кальченко Ю.Л.,

Старший воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида  №53

 г. Белгород

Цель: научить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта.

Задачи:

  1. Помочь педагогам осмыслить свой опыт, научить навыкам анализа, самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Вызвать у участников мастер-класса готовность к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе.
  3. Развивать творческие способности педагогического коллектива, проявление интеллектуальной, личностной и социальной активности. 

1-й этап Презентация педагогического опыта

Мы собрались сегодня, чтобы научиться технике описания актуального педагогического опыта. Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Уважаемые коллеги, хотелось бы, что бы вы меня сегодня не только внимательно слушали, но и услышали, так как вся изложенная информация пригодится нам в практической части мастер-класса.

В процессе своей профессиональной педагогической деятельности мы - педагоги расширяем свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствуем аналитические умения и навыки в работе с детьми дошкольного возраста. Тем самым приводя свой опыт в целостную систему. Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей успешной работы коллегам. Копилка методических приемов и техник – это педагогический опыт конкретного педагога. 

Так что же такое педагогический опыт?? (давайте по рассуждаем)

Итак, Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют несколько разновидностей педагогического опыта: исторический, массовый, актуальный и новаторский.

Чем же характеризуется актуальный педагогический опыт?

Актуальным может быть признан педагогический опыт, который соответствует следующим критериям (обратите внимание на слайд):

1. Коллеги, как вы считаете, что включает в себя актуальность опыта? - соответствие потребностям детского сада, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.

2. В чем заключается новизна опыта?:

  • в комбинировании элементов известных уже методик и технологий;
  • в рациональном использовании и усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
  • в радикальном преобразовании образовательного процесса;
  • в заимствовании и применении в новых условиях уже кем-то созданного опыта.

3. Высокая результативность - может быть:

  • на уровне представлений обучающихся;
  • в личностном развитии обучающихся;
  • в методическом и научно - методическом обеспечении образовательного процесса.

4. Стабильность подтверждается эффективностью опыта при некотором изменении условий, достижением устойчивых положительных результатов на протяжении длительного времени (двух-трех лет).

5. АПО должен соответствовать основополагающим положениям педагогики, психологии, методики (Научность).

6. Оптимальность предполагает, что высокие результаты достигаются педагогом при более экономной затрате сил и времени как педагога так и обучающихся.

7. Возможность использования опыта в массовой практике, творческое применение опыта (т.е. актуальный педагогический опыт должен содержать рациональную идею, которую могут эффективно использовать другие педагоги).

8. Что включает в себя технологичность? - пошаговое описание практики работы для обеспечения возможности его воспроизведения.

9. Длительность работы над опытом не менее 2-3 лет.

10. Успешное распространение опыта, подтверждающее его результативность (как вы думаете, где можно распространить свой опыт работы?) (публикации на различном уровне в педагогических и предметных изданиях, научно-практических конференциях, выступления по теме опыта, на мастер-классах, семинарах, творческих мастерских).

В работе с актуальным педагогическим опытом можно выделить четыре обязательных этапа:

На первом этапе необходимо выявить, обнаружить эффективные подходы к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для заимствования другими педагогами.

На II этапе актуальный педагогический опыт требует тщательного изучения. Только система работы педагога, приносящая стабильные положительные результаты может подлежать изучению.

III этап. Это и есть - целостное описание АПО.

IV этап. – это распространение актуального педагогического опыта. (О чем мы говорили с вами ранее).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что обобщенный педагогический опыт – это завершенное исследование педагогом какой-либо проблемы.

Представление системы учебных занятий

Структура целостного описания опыта работы включает в себя три раздела:

        1-информацию об опыте

        2-технологию опыта (с ссылками на приложения)

        3-результативность

Но, для начала нам необходимо грамотно сформулировать тему АПО. Тема должна отражать главное направление и содержание работы и быть конкретной и по возможности краткой, ключевые слова должны указывать на предметную область и суть проблемы;

При формулировке темы педагогу необходимо ответить на вопросы: для чего я это делаю? - что я делаю? - как, через какие средства и методы? – и какой результат?, тем самым тема отражает связи «результат-средство» («средство-результат») или «результат-процесс».

Однако, очень часто можно сделать ошибки - либо нет результата, либо нет за счет чего мы его достигаем, либо нет ни того ни другого…

(н-р: Развитие логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе дидактических игр) (обыграть – где средство? где результат? Конкретна или нет? Предметная область понятна?) 

В разделе «Информация об опыте» необходимо изложить

        Условия возникновения и его становления, где будут указаны необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, группе и данные предварительной диагностики…) 

Далее, обосновывается актуальность проблемы. При этом важно выявление противоречий и затруднений, которые встретились в практике и успешно решаются в опыте.

Ведущая педагогическая идея – это центральная, основная мысль, которая повторяет тему опыта без изменений.

        Длительность работы над опытом включает в себя временной диапазон (с… и по…) и основные этапа работы (подготовительный, практический, заключительный)

        Далее мы прописываем чем представлен опыт - это система, план, проект, что это? И для кого он будет полезен – перечисление категории заинтересованных лиц. 

В Теоретической части важно отразить научные исследования в данной области. Необходимо заимствовать мысли ученых, которые теоретически подтверждают целесообразность работы автора опыта. Но при этом нельзя нарушать культуру предоставления материала (чужие мысли (цитаты) необходимо заключать в кавычки).        

        Новизна опыта отражает что будет нового как продукт для использования.

В разделе «Технология описания опыта» мы определяем цель, задачи, описываем содержание образования и средства достижения цели (т.е. методы и приемы, формы организации работы), и алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта.

        Для оценки результативности опыта необходимо использовать известные методики диагностики с обязательной ссылкой на авторов. Диагностические данные берутся за последние 3 года по одной и той же диагностической методике в сравнении начального состояния (что было?) и настоящего (как стало?). Результативность опыта исследуется строго по заявленной теме. 

Проведение имитационной игры

Предлагаю, материал, который я вам сейчас представила, закрепить на практике!

Уважаемые коллеги, разделитесь на две группы по принципу стажа работы: за первый стол я приглашаю педагогов со стажем работы до 3 лет (символически он будет обозначен трехгранной пирамидой), а за второй стол – педагогов с большим стажем, у которых опыт работу уже «многогранен»….

1. «Формулировка темы»

Комментарий

Педагогам предлагаются карточки: до 3 лет – раздел «ведущая идея опыта»; после 3 лет – «условия возникновения» и «актуальность».

Возьмите конверт № 1. Предлагаю Вам прочитать фрагмент из АПО и сформулировать тему опыта, на выполнение задания вам дается 1 минута.

Данное упражнение позволяет научиться формулировать тему опыта. Молодым педагогам предлагаем задание меньшей сложности, но на внимание, а более опытным педагогам – на умение работать с текстом.

Обсуждение результатов (воспитатели зачитывают свои варианты)

Самоконтроль: после всех ответов на слайде - правильная формулировка темы

2.«Условия возникновения темы опыта»

Педагогам предлагаются разрезанные карточки.

Предлагаю взять конверт № 2… Внимательно прочитайте предложенные варианты и выберите те пункты, которые необходимые для описания «условий возникновения темы опыта». На выполнение задания вам дается 1 минута.

Данное упражнение позволяет закрепить предложенный материал.

Самоконтроль: на слайде правильные ответы, давайте проанализируем ….

3.Игра «Собери слово»

Педагогам предлагается карточка с пунктами к разделу «Актуальность опыта», разрезные буквы для составления слова.

Возьмите контейнер…. Предлагаю вам проанализировать информацию на карточке. И собрать из предложенных букв название соответствующего раздела. Внимание! На выполнение задания вам дается 1 минута.

(на слайд вынести карточку «К какому разделу АПО относятся данные критерии?»)

педагогам предлагается ответить на вопрос «К какому разделу АПО относятся данные критерии?». Данное упражнение также позволяет закрепить предложенный материал в игровой форме.

Моделирование.

Составление разделов АПО:

Педагогам предлагаются: тема АПО, памятки по описанию разделов, схемы-таблицы для самостоятельной работы.

Предлагаю вам по данной теме (тема на слайде) описать:

- Вам (педагогам с опытом) поработать с разделом  «Технология описания опыта». Опишите содержание образования и средства достижения цели - какие методы и приемы, формы организации работы, мероприятия.

- А Вам (молодым педагогам) – предлагаю описать раздел «Результативность».

Помощью будут служить карточки-памятки. На эту работу вам дается 3 минуты.

Педагоги выполняют самостоятельную работу;

Данная деятельность позволяет педагогам самостоятельно закрепить тот материал, который был представлен и потренироваться в описании одного из разделов АПО.

Проводится обсуждение

Рефлексия

Наш мастер-класс подходит к концу, и мне хотелось бы услышать Ваши впечатления от нашей совместной деятельности.

Предложенный материал был для вас полезным? Изложенный материал был доступным для Вас?

Сможете ли Вы применить полученные знания в обобщении своего педагогического опыта работы?

Спасибо за ваше активное участие, мне с вами было очень приятно и комфортно работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта Кальченко Ю.Л. старший воспитатель МБДОУ дС № 53 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 53 г.Белгорода

Слайд 2

Педагогический опыт совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности

Слайд 3

Разновидности АПО Исторический Массовый Актуальный Новаторский результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования результаты педагогической теории и практики, широко применяются в деятельности большинства педагогов творческий поиск, новизна, оригинальность Новизна, открытие, изобретение, авторство

Слайд 4

Критерии АПО Актуальность Новизна Результативность Стабильность Научность Оптимальность Возможность Технологичность Длительность Распространение

Слайд 5

Этапы изучения и обобщения АПО I этап. Выявление актуального педагогического опыта II этап. Изучение актуального педагогического опыта III этап. Обобщение актуального педагогического опыта IV этап. Распространение актуального педагогического опыта обобщенный педагогический опыт – завершенное исследование педагогом какой-либо проблемы

Слайд 6

Формулировка темы опыта Цель (для чего?) - содержание (что?) - методы и средства (как?) - результат (какой?) «средство-результат» «результат-средство» «результат-процесс» Например: Развитие логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе дидактических игр

Слайд 7

1.Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта краткая характеристика организации (число групп, число детей, специфика групп); расположение организации относительно микрорайона и других социально значимых для организации объектов, краткая характеристика содержания образования; реализация ОП ДО с учетом какой (каких) программ, парциальные программы; значимость данной проблемы; итоги анкетирования, опроса, диагностики, мониторингов за три года по проблеме опыта; вывод, формулировка проблемы. краткая характеристика организации (число групп, число детей, специфика групп); расположение организации относительно микрорайона и других социально значимых для организации объектов, краткая характеристика содержания образования; реализация ОП ДО с учетом какой (каких) программ, парциальные программы; значимость данной проблемы; итоги анкетирования, опроса, диагностики, мониторингов за три года по проблеме опыта; вывод, формулировка проблемы.

Слайд 8

Актуальность опыта почему данная проблема сегодня актуальна; ссылка на федеральные документы «говорящие» об этой проблеме; цитирование ученых, педагогов, говорящих об актуальности и значимости этой проблемы; формулировка нескольких (2-3) противоречий; вывод как условие обобщения опыта.

Слайд 9

чем представлен опыт - это система, план, проект, технология… для кого будет интересен – перечисление категории заинтересованных лиц. Диапазон опыта повторяет тему опыта без изменения. Длительность работы над опытом Ведущая педагогическая идея временной диапазон работы над опытом (с… и по …); указываем три составляющих этапа (подготовительный или аналитико-диагностирующий, основной или практический, заключительный или аналитико-обобщающий ).

Слайд 10

что будет новое как продукт для использования? Новизна опыта Теоретическая база опыта правовая основа проблемы; кто из ученых изучал эту проблему и каковы результаты исследований (методологическая основа ); используемая теоретическая терминология в содержании опыта.

Слайд 11

Определение цели (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата ); Постановка задач, способствующих достижению данной цели (в работе с детьми, педагогами, родителями, организационно-методические, материально-технические задачи); Описание содержания образования и средств достижения цели (методы и приемы, формы организации работы) принципы, которыми педагог руководствуется , реализуя содержание опыта (конкретные мероприятия ); Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта. Этапы , алгоритм работы (что первое, что второе ,..). 2.Технология описания опыта

Слайд 12

Кто проводил, когда и где? Что измеряем, смотрим? Какие критерии и показатели? Кто автор методик? Обязательно числовое выражение результатов, в динамике! 3. Результативность опыта

Слайд 13

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 14

Условия возникновения и становления опыта (что описываем?) краткая характеристика организации (число групп, число детей, специфика групп); расположение организации относительно микрорайона и других социально значимых для организации объектов, краткая характеристика содержания образования; реализация ОП ДО с учетом какой (каких) программ, парциальные программы; значимость данной проблемы; итоги анкетирования, опроса, диагностики, мониторингов за три года по проблеме опыта; вывод, формулировка проблемы.

Слайд 15

К какому подразделу АПО относятся данные критерии? почему данная проблема сегодня актуальна; ссылка на федеральные документы «говорящие» об этой проблеме; цитирование ученых, педагогов, говорящих об актуальности и значимости этой проблемы; формулировка нескольких (2-3) противоречий; вывод как условие обобщения опыта.

Слайд 16

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Обобщение актуального педагогического опыта

laquo;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»...

Мастер-класс «Техники обучения педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта»

Мастер-класс позволяет обучить педагогов целостному обобщению актуального педагогического опыта....

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»

Мастер-класс «Методические приемы обучения педагогов изготовлению тряпичных кукол для дошкольников»...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...