Методические рекомендации. Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.2017-2018 учебный год
методическая разработка

Фролова Ирина Владимировна

Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образования. Содержательный компонент институциональной модели ВСОКО согласуется с региональной моделью оценки качества в части объектов и механизмов оценки качества. Текст снабжен целым рядом информативных таблиц и приложений. Методический продукт практически готов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhatelnyy_komonent_vsoko_20.11.17.docx101.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад № 30»

Содержательный компонент  

внутренней системы оценки качества образования в

 дошкольной образовательной организации

Методические рекомендации

 для педагогов дошкольной образовательной организации

г. Коркино, 2017.


авторы:

Романченко Ирина Александровна, заведующий

Фролова Ирина Владимировна, старший воспитатель
Кожевникова Татьяна Васильевна, зам. зав. по УВР

Авдашкин Андрей Александрович, методист ОООКОП ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»


Рецензия на методические рекомендации

МКДОУ «Детский сад №30»

«Содержательный компонент

внутренней системы оценки качества образования в ДОО».

Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образования. Содержательный компонент институциональной модели ВСОКО согласуется с региональной моделью оценки качества в части объектов и механизмов оценки качества. Текст снабжен целым рядом информативных таблиц и приложений. Методический продукт практически готов.

Считаем необходимым обозначить ряд пожеланий:

Предлагаем авторскому коллективу анонсировать подготовку планируемых методических рекомендаций статьей в нашем научном журнале или в сборнике научно-практической конференции, можете эффективно презентовать свой опыт работы в качестве опорной площадки выступлением на конференции

22.09.2017

Авдашкин Андрей Александрович

методист отдела обеспечения оценки качества

образовательных программ

ГБУ ДПО «Региональный центр

оценки качества и информатизации образования»

г. Челябинск, 454091, ул. Комсомольская 20-а, каб. 206.

8(351)217-31-02, andrey.avdashkin@rcokio.ru


Оглавление

Вступительная часть

5

Содержание  

7

Заключение

13

Список литературы

14

Приложение №1

 Модель внутренней системы оценки качества образования МКДОУ «Д/с №30»  

15

Приложение № 2.

Оценка  качества основных образовательных программ ДО  

19

Приложение №3

Оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования 

22

Приложение №4

Оценка качества результатов освоения образовательных программ дошкольного образования

31


Вступительная часть

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях.

 Качество дошкольного образования в немалой степени обуславливает качество последующих уровней системы образования, поэтому поиск путей управления качеством образования в дошкольной образовательной организации является социально значимой проблемой, важным становится создание внутренней системы оценки качества образования.

Система оценки дошкольного образования только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации.

Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по разработке модели внутренней оценке качества дошкольного образования.

Разработке данных методических рекомендаций способствовало участие МКДОУ «Д/с № 30» в региональном конкурсе систем оценки качества образования в дошкольной образовательной организации, а также выполнение задания опорной площадки ГБУ ДПО РЦОКИО по теме «Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации». 

В связи с введением ФГОС ДО и согласно ФЗ-273 «Закон об образовании в Российской Федерации» ДОО несет ответственность за качество образования своих воспитанников. Эти изменения и специфика дошкольных образовательных организаций побуждают к совершенствованию ВСОКО в части содержательного компонента.

Существенную роль в совершенствовании (формировании) содержательного компонента модели ВСОКО МКДОУ «Д/с № 30» играют подходы заложенные в региональной модели оценки качества общего образования[1].  

Цель исследования – совершенствование модели внутренней системе оценки качества образования в ДОО в части содержательного компонента. Это предполагает определение объектов, механизмов и содержания внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО).

Продукт исследования – разработка методических рекомендаций «Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в ДОО».


Содержание

Деятельность МКДОУ «Д/с № 30» (далее ДОУ) по оценке качества образования осуществляется в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования.

Модель внутренней системы оценки качества включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и результативный (Приложение 1).

Целевой компонент включает в себя цели, задачи ВСОКО, нормативное обеспечение.

Цель модели ВСОКО заключается в повышении качества образования, установлении его соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, получении и распространении достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности по образовательным программам, а также принятых управленческих решениях, влияющих на качество образования.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • определение степени соответствия реализуемых в ДОУ образовательных программ и условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;
  • изучение степени удовлетворённости качеством образовательной деятельности основными потребителями образовательных услуг;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования.

Нормативные документы и локальные акты ДОУ, обеспечивающие функционирование ВСОКО:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
  2. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией».
  3. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
  4. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  5. Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 г. № 03/3525);
  6. Региональная модель оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22 декабря 2016 г. № 03-02/11974).
  7. Основные образовательные программы ДОУ;
  8. Положения:
  • о ВСОКО ДОУ;
  • о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в образовательные программы;
  • о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников ДОУ;
  • о профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
  • о подготовке и организации проведения самообследования ДОУ;
  • о порядке проведения мониторинга обучающихся ДОУ;
  • о системе оценки индивидуального развития ребёнка, планируемых результатах освоения ООП в соответствии ФГОС ДО ДОУ;
  1. Циклограмма мероприятий ВСОКО;
  2.  Программа развития ДОУ;
  3.  План работы ДОУ на год;
  4.  Отчет о результатах самообследования ДОУ.

Содержательный компонент включает объекты, механизмы и содержание ВСОКО.  Объекты и механизмы системы ВСОКО идентичны объектам и механизмам, прописанным в Региональной модели оценки качества общего образования.

Объекты внутренней системы оценки качества образования в МКДОУ «Д/с № 30»:

  • основные образовательные программы дошкольного образования;
  • условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования;
  • результаты освоения основных образовательных программ дошкольного образования;

Обеспечение функционирования ВСОКО осуществляется через механизмы оценки качества образования. Согласно региональной модели оценки качества общего образования такими механизмами определены[2]:

  • оценка качества основных образовательных программ дошкольного, образования
  • оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования;
  • оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования.

Данные региональные механизмы являются универсальными, поскольку отражают нормативные требования к структуре оценки качества образования, а потому дошкольной образовательной организации целесообразно использовать именно эти механизмы во ВСОКО.


Содержание оценки качества образования.

Дошкольное образование

1) Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основных образовательных программ;

2) Требования ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, психолого-педагогических, развивающей предметно-пространственной среде);

3) Требования ФГОС ДО к результатам освоения основных образовательных программ (целевым ориентирам) дошкольного образования.

Таким образом, объекты и содержание ВСОКО определяются ФГОС ДО, что отражено в полном объеме в региональной модели оценки качества общего образования.

Показатель по каждому механизму нами  конкретизирован.

Подбор  инструментария для проведения оценки качества основных образовательных программ дошкольного осуществлялся на основе требований  к качеству основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций, которые сформулированы в «Методических рекомендациях для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС» и размещенных на сайте ФИРО.

Показатели оценки были объединены в 2 группы:

  • формализованность дошкольного образования (наличие программ, изменений и дополнений, наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности);
  •  структурированность и содержание  программ (требования к целевому разделу, требования к содержательному разделу, требования к организационному разделу).

Каждый показатель имеет 3-х уровневую оценку: соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует (Приложение 2);

Показатели оценки качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования  объединены в 5 групп:

  • Психолого-педагогические условия;
  • Развивающая предметно-пространственная среда;
  • Кадровые условия;
  • Материально-технические и информационные условия;
  • Финансовые условия.  

Подбор инструментария  для проведения оценки качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования   осуществлялся  на основе Требований ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО и на основе показателей взятых из  нормативных документов по самообследованию [3].  (Приложение 3).

Каждая группа показателей   имеет несколько оценок:

-  3-х уровневая оценка: соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует;

- доля проявления признака (процентное соотношение);

- наличие/отсутствие факта, подтверждающего его проявление в процессе реализации образовательной деятельности в образовательной организации.

Показатели оценки качества результатов (целевые ориентиры) освоения образовательных программ объединены в 2 группы:

  • Количество обучающихся по образовательным программам; 
  • Качество результатов освоения образовательных программ дошкольного образования.

Оценка качества результатов освоения программы проводится только на уровне образовательной организации, т.к. эти результаты должны использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Данная позиция вытекает из требования стандарта к результатам освоения Программы, которые представлены в виде целевых ориентиров, а «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга)(…)»[4] (Приложение 4)

В рамках педагогической диагностики педагогами проводится оценка индивидуального развития детей для выстраивания дальнейшей работы с ними.

Как тогда сделать выводы о качестве результатов освоения программы и принять те или иные управленческие решения?

Здесь мы обращаемся к ФГОС ДО,  который предполагает, что если будут соблюдены все требования к условиям реализации Программы, то целевые ориентиры будут сформированы, что будет свидетельствовать о качественном освоении программы. Поэтому в нашей системе оценки качества образования большой блок отведен оценке условий реализации Программы.

 Детальный анализ условий реализации Программы позволяет сформулировать управленческие решения, направленные на повышение качества образования.

Например, при оценке психолого-педагогических условий реализации программы была выявлена недостаточная поддержка педагогами инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. В связи с этим было принято решение включить в Программу развития на 2017-2019 уч. год задачу формирования системы работы по выявлению, поддержке и развитию детской одаренности, аналогичная задача взята на 2017-2018 уч. год в качестве годовой, запланировано повышение квалификации педагогов по данной тематике.

Заключение  

Целью представленных методических рекомендаций являлось совершенствование содержательного компонента модели внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации на основе Региональной модели оценки качества образования.

В ходе подготовки данного сборника уточнены объекты, механизмы и содержание внутренней оценки качества. Дальнейшая работа в этом направлении требует уточнения процедур оценки качества дошкольного образования на институциональном уровне.  


Список литературы

  1. Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 № 03/3525).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией».
  4. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
  5. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  6. Региональная модель оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22 декабря 2016 г. № 03-02/11974)

Приложение 1

Модель внутренней системы оценки качества образования МКДОУ «Д/с №30»

Структурные

 элементы модели

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель:

Установление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности по образовательным программам, принятых эффективных управленческих решениях, влияющих на уровень качества образования. 

Задачи:

  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • определение степени соответствия реализуемых в ДОУ образовательных программ  и условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;
  • изучение степени удовлетворённости  качества образовательной деятельности основными потребителями образовательных услуг;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования. 

Принципы:

  • принцип нормативности, согласно которому формирование и функционирование ВСОКО  осуществляется  на основе как действующих нормативно-правовых документов (федеральные законы, приказы и пр.), в том числе документов рекомендательного характера (писем Министерства образования и науки Российской Федерации, писем Министерства образования и науки Челябинской области), так и с использованием методических материалов;
  • принцип управления по результатам - это целенаправленное ресурсобеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистемой по достижению запланированного результата;
  • принцип сочетания единства единоначалия и коллегиальности, который, с одной стороны, обеспечивает чёткое разграничение и соблюдение полномочий участников образовательной деятельности при разработке и реализации ВСОКО, с другой стороны, - их равноправное и активное участие в оценке качества образования. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в оценке качества образования. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело;
  • принцип делегирования полномочий и ответственности, в рамках использования которого устанавливается рациональное распределение и перераспределение между субъектами ВСОКО прав, обязанностей и ответственности только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных им полномочий по достижению качества образования;
  • принцип системности, сущность которого состоит в том, что формирование и функционирование ВСОКО осуществляется на основе единства процессов управления образовательной деятельностью и её результатом, взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимозависимости и взаимообусловленности.   В то же время он отражает взаимосвязь всех элементов ВСОКО, обеспечивающих получение объективной, достоверной, полной и системной информации о состоянии процесса в ДОУ;
  • принцип гласности, открытости и доступности, который позволяет включить в оценку качества образования на различных уровнях всех участников образовательных отношений, обеспечить прозрачность процедур оценки качества образования и доступность информации о состоянии и качестве образования для потребителей образовательных услуг.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Объекты:

  1. Образовательные программы
  • образовательная программа дошкольного образования
  • адаптированная образовательная программа дошкольного образования
  • дополнительные общеразвивающие программы
  1. Условия реализации образовательных программ
  • образовательной программ дошкольного образовании
  • адаптированной образовательной программы дошкольного образования
  • дополнительных общеразвивающих программ
  1. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательных программ
  • образовательной программы дошкольного образования
  • адаптированной образовательной программы дошкольного образования
  • дополнительных общеразвивающих программ

Механизмы  

1. Оценка качества образовательных программ

1. 1. Оценка качества образовательной программы дошкольного образования

1.2. Оценка качества адаптированной образовательной программы дошкольного образования

1.3. Оценка качества дополнительных общеразвивающих программ

2. Оценка качества условий реализации образовательных программ

2. 1.Оценка качества условий реализации образовательной программ дошкольного образовании

2. 2.Оценка качества условий реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

2. 3. Оценка качества условий реализации дополнительных общеразвивающих программ

3. Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ

3.1.Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательной программы дошкольного образования

3.2.Оценка качества результатов освоения обучающимися адаптированной образовательной программы дошкольного образования

3. 3.Оценка качества результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ

Содержательная основа

1.Оценка качества образовательных программ

1.1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основных образовательных программ;

1.2 .Требования к структуре дополнительных образовательных программ в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

2.Оценка качества условий реализации образовательных программ

2.1 Требования ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, психолого-педагогических, развивающей предметно-пространственной среде);

2.2. Требования к условиям реализации ДОП (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008.Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»)

3.Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ

3.1 Требования ФГОС ДО к результатам освоения основных образовательных программ

3.2.Требования к  результатам освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»)

ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Процедуры

Комплекс механизмов, которые осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляющихся периодически

  1. Периодические

Лицензирование; государственный контроль (надзор); аттестация педагогических кадров; независимая оценка качества образовательной деятельности

2.  Постоянные

мониторинг (не реже 1 раза в год)

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Ожидаемый результат

Получение на основе механизмов внутренней оценки качества образовательной деятельности учреждения информации о состоянии и результатах образовательной деятельности

Управленческое решение

В части:

  • построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной модели с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной территории и образовательной организации;
  • оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающие достижение качества образования; а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;
  • оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке;
  • оценки инфраструктуры образовательных организаций с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправленного формирования содержания Программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями;
  • информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур.

Приложение №2

Оценка  качества основных образовательных программ ДО

Показатель  

Процедуры

периодические/

постоянные

Единица измерения

Значение показателей

1.Формализованность дошкольного образования

1.1.Наличие основных образовательных программ ДО

Утверждение  программы

Имеется /не имеется

1.2..Наличие  дополнений и изменений к образовательным программам

Утверждение  дополнений и изменений к образовательным программа

Имеется /не имеется

1.3. Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности  по образовательной программе дошкольного образования

Лицензирование

Имеется /не имеется

2.Структурированность  и содержание ООП ДО

2.Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС ДО

2.1. Структура основной образовательной программы:

целевой раздел;

содержательный раздел;

организационный раздел

Анализ образовательных программ ДО

Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует

2.2. Соответствие содержания  целевого ООП требованиям ФГОС ДО:

пояснительная записка (цели реализации ООП, принципы и подходы к формированию ООП, значимые характеристики для разработки ООП, характеристика детей ОУ;

планируемые результаты освоения ООП

Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует

2.3.  Соответствие содержания  содержательного раздела ООП требования

 - Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка;
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

- Описание образовательной деятельности по коррекции нарушения развития детей

- Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы

- Реализация содержания регионального компонента образования в разных видах детской деятельности;

- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Соответствует полностью/соответствует частично/

не соответствует

2.4. Соответствие содержания  организационного раздела ООП требования ФГОС ДО:

-Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка;

 -Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Кадровые условия;

-Материально-техническое обеспечение Программы;

-Финансовые условия реализации Программы;

- Планирование образовательной деятельности;

- Режим ДОУ;

- Учебный план;

- Календарный  учебный график

Соответствует полностью/соответствует частично/не соответствует

2.5. Соответствие содержания дополнительного раздела программы (презентация)

Указаны:

-Возрастные и иные  категории детей. На которых  ориентирована Программа;

-Используемые Примерные программы;

-Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует

Оценка  качества дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ

1.Формализованность дошкольного дополнительного  образования

1.1.Наличие программ

Утверждение  программы

Имеется /не имеется

1.2 Наличие лицензии на осуществление дополнительных образовательных услуг

Лицензирование

Имеется/

не имеется

2.Структурированность и содержание ДООП

2.1. Соответствие структуры дополнительных общеразвивающих программ требованиям к структуре дополнительных образовательных программ в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Анализ общеобразовательных  общеразвивающих программ ДО

Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует

2.2. Соответствие содержания дополнительных общеразвивающих программ их направленностям

2.3.Соответствие формы обучения, количества воспитанников в объединениях, возрастных категорий, продолжительности занятий.

 

 Приложение № 3

Оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования

Показатель

Процедуры

периодические/

постоянные

Единица измерения

Значение показателя

                                                  1. Психолого - педагогические условия

1.1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. (ФГОС ДО)

Наблюдение за организацией образовательной деятельности

соответствует полностью/ соответствует частично/

не соответствует

1.2.Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (ФГОС ДО)

1.3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (наличие условий для индивидуальной работы с обучающимися) (ФГОС ДО. Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности)

1.4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. (ФГОС ДО)

1.5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. (ФГОС ДО)

1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. (ФГОС ДО)

1.7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. (ФГОС ДО. Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности)

1.8. Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг (Приказ о показателях оценки качества)

Анкета  «Мнение родителей о качестве образовательной

Проценты (от 0 до 100)

1.9. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: (ФГОС ДО)

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.

1.10. Наличие необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 При учёте  условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими АОП, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. (ФГОС ДО. Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности)

Анализ индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида.

1.11. Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) в целях:

-индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО)

Анализ карт индивидуального развития детей и группового маршрута

1.12. Наличие условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья (Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности)

Анализ условий

соответствует полностью/ соответствует частично/не соответствует

1.13. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики ОП/АОП  ( СанПиН 2.4.1.3049-13)

Анализ табелей посещаемости

1.14. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Анализ учебного плана, календарного учебного графика

1.15. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО)

Анализ годового плана

1.16. Для реализации программ созданы условия: (ФГОС ДО)

Анализ годового плана

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

2. Развивающая предметно-пространственная среда

2.1. Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для охраны и укрепления здоровья детей, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. (ФГОС ДО)

Наблюдение за  организацией предметно - пространственной среды в ДОУ

2.2.Образовательное пространство ДОО обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (ФГОС ДО)

2.3.Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает реализацию Программ (ФГОС ДО)

2.4.Содержательно-насыщенная среда соответствует возрастным возможностям, обеспечивает условия для разных видов деятельности детей и реализацию Программ (ФГОС ДО)

2.5. Предметно-пространственная развивающая среда ДОО имеет возможность трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей (ФГОС ДО)

2.6. Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды) (ФГОС ДО)

2.7. Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является вариативной (наличие различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей) (ФГОС ДО)

2.8. Образовательная среда в ДОО является доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (ФГОС ДО)

2.9. Элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (ФГОС ДО)

2.10. Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчёте на одного воспитанника (Приказ о показателях самообследования)

Учёт наличия помещений и прогулочных площадок

Кв.м.

2.11. Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников (Приказ о показателях самообследования)

Кв.м.

2.12. Наличие физкультурного зала (Приказ о показателях самообследования)

Имеется/ не имеется

2.13. Наличие музыкального зала (Приказ о показателях самообследования)

Имеется/ не имеется

2.14. Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке (Приказ о показателях самообследования)

Имеется/ не имеется

3.  Кадровые условия

3.1. Количественный состав

 Общая численность педагогических работников, в том числе: (Приказ о показателях самообследования)

Мониторинг кадровых условий реализации ООП

Человек

3.2.1.Образовтельный ценз педагогических работников

Численность /удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование

Человек/%

3.2.2.Численность /удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности

Человек/%

3.3. Уровень квалификация педагогических работников Численность /удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: (Приказ о показателях самообследования)

Человек/%

3.3.1.  Высшая

Человек/%

3.3.2. Первая

Человек/%

3.4. Стаж

Численность /удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: (Приказ о показателях самообследования)

Человек/%

3.4.1.  до 5 лет

Человек/%

3.4.2. свыше 30 лет

Человек/%

3.5.  Возрастная категория Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет (Приказ о показателях самообследования)

Человек/%

3.5.1.  Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет (Приказ о показателях самообследования)

Человек/%

3.6. Повышение квалификации. Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации/ профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников (Приказ о показателях самообследования)

Человек/%

3.6.1 Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательной деятельности ФГОС в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников. (Приказ о показателях самообследования)

Человек/%

3.8.Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в ДОО (Приказ о показателях самообследования)

Человек /человек

3.9. Должностной состав Наличие в образовательной организации следующих работников: (Приказ о показателях самообследования)

3.9.1.  Музыкального руководителя

Имеется/ не имеется

3.9.2.  Инструктора по физкультуре

Имеется/ не имеется

3.9.3.Учителя-логопеда

Имеется/ не имеется

3.9.4.  Педагога-психолога

Имеется/ не имеется

3.10.Численность /удельный вес численности педагогических работников, принимавших  участие в  городских, региональных  всероссийских и других мероприятиях, презентующих опыт педагогов.

Проценты (от 0 до 100)

3.11. Доля получателей образовательных услуг, удовлетворённых компетентностью работников организации, от общего числа (Приказ о показателях оценки качества)

Анкета  «Мнение родителей о качестве образовательной

Проценты (от 0 до 100)

4. Материально-технические и информационные  условия

4.1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам без предписаний. (СанПиН 2.4.1.3049-1) 

Мониторинг материально-технического обеспечения ООП ДО

Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует

4.2. Пожарная безопасность соответствуют нормам пожарной безопасности без предписаний МЧС

 (Постановление правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме»)

4.3. Охрана здания и территории. Здание и территория охраняются, нет повреждений ограждения территории,  есть домофоны и запирающие устройства, в наличии рабочая «тревожная» кнопка, ведется видеонаблюдение, отсутствуют предписания

4.4.Оснащенность помещений для работы медицинского персонала. Осуществляется контроль в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников ДОУ; ведется просветительская работа с  коллективом и родителями; для медицинского персонала в ДОУ предоставлен специально оборудованный блок, включающий медицинский и процедурный кабинеты, изолятор  Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарными нормами медицинской техникой; специальным оборудованием и инструментарием, медицинским бельем, перевязочным и вспомогательным материалом, специальной мебелью. Ведется необходимая медицинская документация .

4.5. Осуществляется контроль за организацией питания .

4.7. Учебно-методический комплект соответствует ООП образовательной организации: педагоги удовлетворены качеством методического обеспечения образовательного процесса

Мониторинг учебно-методического обеспечения ООП ДО

4.8. Оборудование соответствует ООП образовательной организации

Мониторинг средств обучения и воспитания детей

4.9. Информационное обеспечение: официальный сайт соответствует нормативным требованиям. Является маркетинговым инструментом учреждения; имеет режим общения с родителями

Мониторинг информационных  условий

4.10. Оснащенность информационно-коммуникативным и средствами, используемыми в целях образования: ИКТ-средства используются в организации деятельности детей, педагогов, во взаимодействии с семьями

4.11. Доля получателя образовательных услуг, удовлетворённых материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг (Приказ о показателях оценки качества) 

Анкета  «Мнение родителей о качестве образовательной деятельности

 

Проценты (от 0 до100)

5. Финансовые условия

5.1. Информация о финансовом обеспечении (норматив обеспечения реализации ООП ДО, структура и объем расходов, необходимый на реализацию ООП ДО, вариативность расходов в связи со спецификой контингента детей), представленная на официальном сайте ДОУ.

мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию ООП ДО

Информация полная, частичная, не имеется

Проценты (от 0 до100)

5.2. Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательной организации

мониторинг привлечения финансов на реализацию ООП ДО

Проценты (от 0 до100)

Приложение№4

Оценка качества результатов освоения образовательных программ дошкольного образования                                        

 

Показатель

Процедуры

периодические/

постоянные

Единица измерения

Значение показателей

1. Количество обучающихся по образовательным программам

1.1. Общая численность воспитанников, осваивающих основную образовательную программу дошкольного образования, в том числе (Приказ о показателях самообследования)

Анализ приказа об установлении режима работы

Человек

1.1.1. В режиме полного дня (8-12 часов)

Человек

1.1.2.В Режиме кратковременного пребывания (3-5 часов)

Человек

1.1.3. В семейной дошкольной группе

Человек

1.1.4. В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе ДОО

Человек

1.2. Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет

Анализ списочного состава

Человек

1.3. Общая численность воспитанников в возрасте от 3-8 лет

Человек

1.4.Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода:

Анализ табелей посещаемости

Человек/%

1.4.1.  В режиме полного дня (8-12 часов)

Человек/%

1.4.2.  В режиме продлённого дня (12-14 часов)

Человек/%

1.4.3. В режиме круглосуточного пребывания

Человек/%

1.5. Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги:

Анализ протоколов ПМПК

Человек/%

1.5.1. По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии

Человек/%

1.5.2. По освоению образовательной программы дошкольного образования

Анализ приказа об установлении режима работы

Человек/%

1.5.3. По присмотру и уходу

Человек/%

2.1.Численность/удельный вес численности воспитанников, осваивающих дополнительные образовательные программы в общей численности воспитанников

Анализ приказов о зачислении на обучение по ДОУ

Человек %

2. Качество результатов освоения образовательных программ дошкольного образования

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

  1. формирования Программы;
  1. анализа профессиональной деятельности;
  1. взаимодействия с семьями воспитанников;

Информации о результатах пед. диагностики проводимой ДОО закрыта и недоступна для других лиц

2.1. Сформированность предпосылок учебной деятельности у воспитанников на этапе завершения ими ДО (ФГОС ДО)

Результаты пед диагностики

%(от до100)

2.2.Осоение детьми дошкольного возраста ОП (ФГОС ДО)

Проценты

(от до100)

2.3.Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных мероприятиях и других массовых мероприятиях (Приказ о показателях оценки качества)

Самообследование

Проценты

 (от 0 до100)

2.4. Динамика показателя здоровья детей

Имеется /не имеется/не

2.5. Доля получателей образовательных услуг, удовлетворённых качеством предоставляемых образовательных услуг  (Приказ о показателях оценки качества) 

Анкета  

Проценты

 (от до100)


[1] Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 г. № 03/3525) Региональная модель оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22 декабря 2016 г. № 03-02/11974)

[2] Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования».

[3]  Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013г № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказ Минобрнауки России от 05.10.2014г № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

[4] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.

Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...

Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении - описание модели ВСОКО МКДОУ № 22г.Аши.

Рабочие материалы помогут старшим воспитателям и руководителям дошкольных учреждений разобраться в трудном понятии "ВСОКО"....

Методическая разработка "Внутренняя система оценки качества образования"

Перед вами результаты работы большого авторского коллектива. Это практики: педагоги, методисты, старшие воспитатели детских садов города Урая. Материалы были разработаны в рамках Лаборатории «Си...

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на 20_21_-20_22_ учебный год

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на 20_21_-20_22_ учебный год...

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2021 – 2022 учебный год

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2021 – 2022 учебный год...