Мастер – класс для воспитателей «Игры на прогулке»
методическая разработка

Расширять и систематизировать представления педагогов о подвижных играх, как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_igry_na_progulke.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

«Игры на прогулке»

Цель: Расширять и систематизировать представления педагогов о подвижных играх, как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
  • Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Материалы: мячик.

Ход мастер- класса

        Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен подвижным играм на прогулке и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

Пребывание на свежем воздухе, а именно на прогулке, имеет большое значение для физического развития ребенка. Она даёт возможность детям в подвижных играх, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

        Прогулка — это первый и доступный метод закаливания организма. Ежедневная прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям и особенно в осенне-зимний период.

На прогулку необходимо выходить в любую погоду (кроме сильного ветра; проливного дождя; и температуре воздуха не ниже – 15 С).

Наблюдая организацию и проведение прогулок, мне бы хотелось дать вам такие рекомендации и предложения:

•        Проводить подвижные и сюжетно-ролевые игры в соответствии с тематическим планированием.

•        Тщательнее организовывать наблюдения детей на прогулке.

•        Разнообразить двигательный режим на прогулке, проводить подвижные и малоподвижные игры исходя из возрастных особенностей детей.

•        Руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке.

- группы раннего развития (хороводные игры: «Самовар», «Наседка и коршун», «Огуречик», «Карусели»)

- младшие группы («Найди свой домик», «Паровозик», «Догони меня»)

- средние группы («Займи свое место», «Воробушки», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «Кенгуру», «Паук и мухи»)

- старшие и подготовительная группы («Два мороза», «Найди свой домик», «У медведя во бору», Рыбак и рыбки», «Мышеловка», «Найди пару с флажками», «Ровным кругом»).

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.

- Какова роль игр?

Роль любых игр в развитии ребенка очень высока. Ведь с помощью игровой деятельности ребенок познает окружающий мир. Игры влияют на развитие, ловкости, смекалки, выносливости, укрепляют физическое и умственное здоровье детей. Всем детям нравится прыгать, бегать, скакать. Игра обогащает ребенка знаниями, имеет большое значение для социализации, позволяет снять напряжение.

Встает закономерный Вопрос: как же выбрать игру в зависимости от времени года, погоды, t воздуха?

В холодные дни лучше начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом и прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

В дождь (весной, осенью) следует организовать малоподвижные игры, они не требуют большого пространства, и их можно организовать в беседке.

Игры с бегом, прыжками, упражнениями в равновесии рекомендуется проводить в теплые весенние дни, летом и ранней осенью.

Игры с высоким уровнем интенсивности не нужно проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, потому как, дети становятся перевозбужденными, а это отрицательно сказывается на характере дневного сна: увеличивается длительность засыпания, и может стать причиной снижения аппетита.

За полчаса до окончания прогулки воспитатель должен организовать спокойные игры. После окончания подвижных игр можно малоподвижной деятельностью, ходьбой для того чтобы постепенно снизить физическую нагрузку.

Каждая игра начинается с выбора водящего. В младшем возрасте водящего назначает воспитатель, в среднем и старшем возрасте можно использовать считалку.

        Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

 

- Какие игры вы используете на прогулке?

Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы поделились опытом проведения игр, чтобы у каждого педагога их в своей копилке стало больше.

Несколько распространенных подвижных игр на свежем воздухе:

«Горячая картошка»

Горячей картофелиной является - мячик который перебрасывается друг другу по ходу круга. Игра останавливается если "картофелина " укатилась.

«Съедобное-несъедобное»

Дети становятся в круг, ведущий внутри круга. Ведущий по очередности кидает мячик игрокам произнося слово, если оно съедобное – ребенок ловит мяч, если несъедобное – отбрасывает.

«Летает - не летает»

Игроки свободно передвигаются по площадке: бегом, кружась. Ведущий называет любые слова (кошка, самолёт, дом). Если то, что летает, то дети имитируют полёт; если может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – игроки останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

"Мыши водят хоровод"

Сначала выбрать водящего — «кота». Кот садится на стульчик закрывает глаза (спит). Все участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

Кот ловит мышей, бегая за детьми.

У меня для вас несколько игр для профилактики наиболее распространенных заболеваний.

         Игра на формирование правильной осанки.

В задачи игр входят: укрепление опорно — двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника, улучшение функции дыхания. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.

                        «Ель, ѐлка, ѐлочка» (для детей 2-6 лет)

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут за педагогом.  Педагог говорит: «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище прямо) и раздвигают руки «ветки» слегка в сторону, ладонями вперѐд. Педагог: «Пойдѐмте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ели, - принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдѐмте, дети, поищем ещѐ сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ѐлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.

После того как дети освоят движения, воспитатель или ведущий предлагает по команде принять необходимое положение тела в зависимости от команды (ели, ёлки, ёлочки)

        Следующая игра для профилактики заболевания органов дыхания.  В задачи игр входит восстановление носового дыхания. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

«Снежинки» (для детей 5-7 лет)

Группу детей делят на «снежок», «ветерок», ведущий «Мороз».

«Ветерки» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке.

 «Мороз» произносит: «Дуют ветры».

«Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом»: «ш-ш-ш».

«Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лѐгкий бег по всей площадке, и кружатся.

«Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз!»,

«Снежинки» приседают, обхватывая колени руками, приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь.

 «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют».

Дети не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у»,при этом губы смыкаются в трубочку, и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке.

         Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками», и на оборот.

 

        Следующая игра для профилактики заболеваний сердечно - сосудистой системы. В задачи игр входит: тренировка основных нервных процессов, повышение согласованности нервно- регуляторных механизмов кровообращения, укрепление тормозных реакций (особенно у гиперактивных детей).

«Ткач и челнок» (для детей 6-7 лет)

Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает под одну «арку» вбегать, из - под другой выбегать. Пропустив «Челнок» вперёд, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трёх кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара.

ИЛИ

«Ловишки с обручем»

Атрибуты: обруч

Ход игры: С помощью считалочки выбирается водящий, который стоит в центре круга с обручем в руках. Все остальные игроки стоят по большому кругу.  С детьми проговариваются правила безопасности. Дети идут по кругу со словами:

        «Мы весёлые ребята, любим прыгать и играть.

        Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три-лови!»

Дети убегают, а водящий ловит игроков обручем, когда игрок попадается, останавливается и начинает приседать или выполнять какое-нибудь другое движение или задание, предлагаемое взрослым.

В конце подсчитываются дети, которые попались. Отмечается водящий, который поймал больше всего детей. Игра повторяется 2-3 раза.

 И заключительная игра для профилактики заболевания нервной системы.

«Дрозд» (игра малой подвижности 4-7 лет)

Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом: «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня - нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнѐра), у меня – гладкие, у тебя – гладкие (указывает на щѐки), у меня сладкие, у тебя – сладкие (указывает на губы), я твой друг и ты мой друг». Все обнимаются. Затем пары меняются.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игрой, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительное качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяет педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка.

Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".

Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Мастер-класс для воспитателей "Играем с детьми в игры малой подвижности"

Все мы прекрасно знаем, что для дошкольников жизненной потребностью являются подвижные игры. Ведь дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, ползания, лазания.Подвижную игру можно назва...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в игры малой подвижности»

Мастер – класс для воспитателей«Играем с детьми в игры малой подвижности»...