Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения
методическая разработка

Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был проведен педагогический совет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой. 

Задачи: 

1.        Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.

2.        Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.   

3.        Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов. 

Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете).

  

Ход педагогического совета

- Команда педагогов сегодня отправиться в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие»

Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

- Уважаемые дамы и господа, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Солнышко». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).

Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полета 1 час 50 минут.

Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки, легкий обед, свежая пресса.

-  Уважаемые дамы и господа, Вас приветствует капитан нашего экипажа…

- А сейчас вас приветствует заместитель капитана лайнера…

 

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.        

Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.

Полноценное владение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.

- Уважаемые дамы и господа сейчас вам главные бортпроводники предложат конфеты, прохладительные напитки, десерт

«Мозговой штурм»

Конфеты:

- Уважаемые гости, предлагаем вам необычные конфеты - выбирайте любую и отвечаете на предложенный вопрос:

1. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией – это… (диалог)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям – это… (монолог)

3. Рассказ, сюжет которого развертывается во времени – это рассказ - …(повествование)

4. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

7. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

8. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

9. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

10. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

11. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

12. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:

Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (Речь).

Компонент № 2.  Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (Беседа).

Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (Монологическая).

Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).

Компонент № 5. В наш коктейль добавлены еще и фрукты, но тоже необычные:

Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

Яблоко: А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»       

(группа раннего развития)

Груша: Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» 

(2-ая младшая группа)

Персик:      «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». 

(средняя группа) 

Слива: Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

- Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Результаты опросника для воспитателей «Звуковая культура речи дошкольников»

- Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Винегрет педагогических идей»

(выступление МО детского сада)

  1. Группы раннего развития и младшие группы «Создание картотеки игр для развития речи в раннем и младшем дошкольном возрасте».
  2. Средние группы «Использование словесных игр в режимных моментах».
  3. Старшие игры «Использование игр драматизации на занятиях по развитию речи (при чтении художественной литературы)».
  4. Подготовительные группы «Развитие речи детей через словотворчество (сочинение сказок, стихов, загадок)»

- Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится и вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо рассказать про требования к речи педагога, так как главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь

Давайте подумаем и скажем, какой должна быть речь воспитателя?

(педагоги называют, ст. воспитатели записывают)

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый словарный запас самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

-    Итак, речь педагога должна быть…

- Ваша командировка прошла успешно. Вы освоили образовательные технологии, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Компания Аэролиний «Солнышко» предлагает вам в виде бонуса подарки. 

 

Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов»

  1. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  4. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  5. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

 

- А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.

 

Рекомендации педсовета.

  1. Во всех возрастных группах организовывать РППС, способствующую развитию речи.
  2. Оформить стенды, папки-передвижки для родителей по теме «Развитие связной речи дошкольников».
  3. Запланировать в каждой возрастной группе родительские собрание по теме «Развитие речи и речевого общения детей».
  4. Учителям-логопедам провести семинары-практикумы по теме «Составление описательного рассказа, рассказа по картине».
  5. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в ДОУ «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.

В рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и успешности педагогов ...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" 2020 г.

14 января 2020 года в рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и у...

Педсовет: "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения", 2020г. Уровень ДОУ.

14 января 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошко...

"Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" презентация

Материал для саморазвития воспитателей ДОУ, а так же можно использовать на педагогическом совете, семинаре для воспитателей ДОУ....

Конспект педсовета на тему «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...