Родительские собрания - новый взгляд на их проведение
консультация

Усольцева Виктория Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Круглый стол:

Родительские собрания – новый взгляд на их проведение.

Материалы подготовили:

Усольцева В.В. (ст. воспитатель),

Пискарева Н.В., Маланичева С.В.,

Чумак Л.А., Матвиенко Н.В. (воспитатели).

                                                  г.Сухиничи

Тема: Родительские собрания – новый взгляд на их проведение.

Цель: актуализация введения новых форм проведения родительских собраний.

Задачи:

1.Рассмотреть основные формы проведения родительских собраний.

2.Обеспечить обмен опытом работы педагогов по работе с родителями.

3.Познакомить педагогов с новыми формами проведения родительских собраний.

Оборудование: ТСО, стулья и столы по кругу для всех участников, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем Вас поучаствовать в обсуждении темы «Родительские собрания – новый взгляд на их проведение».

В современных условиях становится всё более очевидным, что повышение качества деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) невозможно без эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Успешное взаимодействие и сотрудничество возможно лишь в том случае, если родители воспитанников будут испытывать потребность в своём присутствии в детском саду. Одной из задач ДОУ с семьёй в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1.6 ФГОС ДО; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155); Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года) (вступила в силу СССР 15.09.1990г).

Сотрудничество детского сада и семьи должно строиться на понимании и утверждении позиции родителей как субъектов целостного образовательного процесса, наряду с педагогами и детьми. Сотрудничество возможно только в том случае, если педагог выступает как гид, как партнёр – не руководит, а задаёт вопросы, ищет решения проблем вместе с родителями, коллегами и специалистами учреждения, обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать, говорит понятно для родителей, объясняет все специальные термины, помогает родителям увидеть их сильные стороны, осознать собственный опыт, который может быть ценным; готов не только учить, но и учиться у родителей. Самая традиционная и вместе с тем самая необходимая и значимая форма работы с семьёй – это родительские собрания. Основная задача в современных условиях при взаимодействии с современными родителями – это внесение новизны в эту форму работы с родителями. Формы проведения родительских собраний, где родители являлись пассивными слушателями, утратили свою актуальность из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Как на собраниях учесть потребности родителей? Как помочь им понять сущность образования детей дошкольного возраста? Как вызвать желание сотрудничать? Можно посоветовать проводить родительские собрания в интерактивных формах так, чтобы сами родители прожили некоторые педагогические ситуации. Это могут быть такие формы, как мастер-класс, читательская конференция аукцион, душевный разговор, тренинг, квест-игра, семинар-практикум, мозговой штурм.

 Сегодня за круглым столом я предлагаю поговорить о некоторых видах родительских собраний. Скажите, пожалуйста, Наталья Викторовна, какую новую форму собрания вы использовали в своей практике?

Участник: Я считаю более продуктивными родительские собрания в форме мастер-класса. Мастер-класс – это неформальное объединение родителей, детей и педагога, а также интересная, результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Перед ребёнком и родителями в процессе работы открывается мир фантазии. Дети  и родители получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами.

Каждый мастер-класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка и родителей.

О теме мастер-класса, родителей мы оповещаем с помощью пригласительных билетов или красочного объявления.

Для мастер-класса мы подбираем приятную, спокойную музыку и если он проходит по ХПД, то обязательно рассказываем об определённых видах, техниках, истории их возникновения. Используем чтение стихов по заданной теме. Далее показ способов изготовления и непосредственное выполнение художественной работы ребёнком совместно со своим родителем. Завершаем работу подведением итогов. В благодарность, каждой семье мы вручаем красочные буклеты или памятки с новыми идеями и, конечно, же сама работа, которая дарится детям. Родителям очень нравится посещать и участвовать в мастер-классах.

Дверь в искусство, которую открывает детский сад на подобных встречах – хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение словаря.

Ведущий: На ваш взгляд, что является преимуществом такого родительского собрания?

Участник: Именно то, что рядом с ребёнком работает его надёжный друг и помощник – мама или папа и является преимуществом мастер-класса перед другими формами работы с семьёй.

Ведущий: Да, вы правильно сказали, что родители – это надёжный друг и помощник. Кто ещё может поделиться своим опытом работы. Пожалуйста, Людмила Алексеевна, что интересного проводили вы?

Участник: Родительское собрание проходило в форме предложения полезных советов по выбранной теме «К школе готов?»

За 10 дней до проведения собрания мы, воспитатели, обращались с просьбой к родителям обсудить с детьми вопросы:

- Что ты знаешь о школе?

- Хочешь ли ты идти в школу (если нет, то почему)?

Затем необходимо проанализировать, что ребенок умеет делать (читать, писать, решать логические задачи) хорошо, средне и не совсем умеет. Мы просили родителей подобрать несколько примеров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить их другим родителям. Совет, набравший наибольшее количество баллов, помещали на стенд «Копилка родительского опыта».

Мы расшифровали такие понятия, как адаптация, внимание, воображение, мышление.

Рекомендовали книги, которые помогут ребенку подготовиться к школе, прописи, книги веселых задач и т д. Индивидуально рекомендовали родителям обратить внимание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители делились друг с другом информацией о школах.

Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, умение доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательное отношение со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе. Самое главное – организовать труд ребенка.

Ведущий: Все ли родители участвуют в ваших заданиях?

Участник: Большая часть родителей подготовительной группы с удовольствием принимают участие в выполнении этих заданий, так как они  заинтересованы в подготовке детей к школе.

Участник: Эта копилка у вас была создана на собрании или до собрания.

Участника: На собрании.

Участник: В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации мы используем новую образовательную технологию – квест – игру.  

Квест - игра - это приключенческая командная игра, идея которой очень проста – команды, перемещаясь от одного этапа к другому выполняют различные задания.

В нашем детском саду с этого учебного года мы ввели в практику квест – игру, как новую форму работы взаимодействия с родителями, которая направлена на повышение родительской компетентности в вопросах здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Квест – игра является интерактивной формой работы с родителями, где родители оказываются участниками образовательных отношений.  

Большим событием в детском саду стало проведение квест – игры «Кристалл Здоровья», которую мы организовали с родителями нашей группы.

Целью игры являлось: формирование родительской компетентности в вопросах здорового образа жизни детей дошкольного возраста.   

Игра включала 6 станций, которые проходили поочерёдно все участники:

Первая станция «Вводная». На этой станции проводилась разминка: участники выполняли движения под строки стихотворения   

Станция вторая «Закаливание». Здесь мы обсуждали, как закаливать и зачем закаливать свой организм и организм ребёнка. И выяснили, что доступный способ закаливания в домашних условиях – это воздушные ванны. Провели игру – упражнение на дыхание: «Кто дольше?»   

На третей станции «Питание» мы предложили родителям попробовать себя в роли диетологов и из предложенных продуктов составить меню: для похудения, для желающих увеличить вес, и для спортсменов, так как в обязательном порядке нужно соблюдать режим питания.  

Но мы знаем, что здоровый образ жизни включает себя не только отсутствие болезней, правильное питание, закаливание, но и всегда хорошее и весёлое настроение. И на четвёртой станции «Эмоции» мы с родителями провели 2 весёлые и интересные игры «Носорог» и «40 секунд»

На пятой станции «Спорт – тропа» участники проходили дистанцию с препятствиями, которую нужно было пройти за 5 минут. Чтобы это сделать, каждый участник определил для себя последовательность прохождения дистанции.

На последней станции «Здоровячок» мы с родителями обсудили какое представление они имеют о здоровом человеке и выяснили, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

И предложили родителям нарисовать портрет «Здоровячка». На котором они изобразили все свойства, качества и привычки которыми должен обладать человек с железным здоровьем, а потом они объяснили нам, почему нарисовали именно такого «Здоровячка».

По итогам участники собирали «Кристалл Здоровья», частички которого они зарабатывали на станциях.

В конце игры каждый родитель определил для себя наиболее значимую составляющую здорового образа жизни. Для этого каждый прикрепил свой кристаллик на одном или нескольких элементах общего «Кристалла Здоровья» состоящего из 6 частей.

Ведущий: Какой вывод вы можете для себя сделать, проводя такое родительское собрание?

Участник: Введение в практику такой формы с родителями, как Квест – игра, помогает повысить родительскую компетентность в вопросах здорового образа жизни детей.

Ведущий: Надежда Валентиновна, вы работаете в группе младшего возраста, скажите, пожалуйста, какую более новую и интересную форму родительского собрания можно применить для вашего возраста?

Участника: Я считаю, что с родителями детей нашего возраста интересней проводить родительские собрания с элементами тренинга. Переводя с англоязычного слова тренинг означает «обучение», «воспитание». Тренинг строится на обучении общению, на раскрытии потенциала, необходимого для плодотворного взаимодействия.

При проведении тренинга создается доброжелательная и приятная атмосфера, чтобы каждый участник чувствовал комфорт.

Именно в рамках него происходит обучение умениям и навыкам, и раскрытие внутреннего потенциала.

Подведение итогов – это своего рода обратная связь. Обмен впечатлениями, мыслями, чувствами, переживаниями.

Ведущий: Приведите один из примеров вашего тренинга с родителями.

Участник: Упражнение – знакомство «Мячик»

Ведущий: Большое спасибо вам, коллеги, за то, что поделились своим опытом проведения родительских собраний. В заключение круглого стола хочется сказать, что именно родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и ДОУ, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

В заключении хочется сказать, что в современном дошкольном образовании, несмотря на нововведения, родительское собрание остаётся одной из главной форм работы с родителями, но поиск именно нетрадиционных интерактивных взаимодействий воспитатель – родитель позволяет добиться, единства требований, большую заинтересованность родителей в жизни детского сада, и ребёнок находится в едином образовательном пространстве семья – детский сад.

Библиографический список.

  1. Ветохина А.Я., Крылова Л.Ю., Сертакова Н.М., Голова О.В. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС – Волгоград: Учитель, 2015
  2. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие – М.: Айрис-пресс, 2011
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду – М.: ВАКО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детско-родительский конкурс: новый взгляд"

План работы по проведению семейных выставок-конкурсов в детском саду.....

Родительское собрание «Два взгляда на воспитание детей». ТЕСТ «Я И МОЙ РЕБЁНОК»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать опред...

Нетрадиционное родительское собрание «Новый год-семейный праздник»

Нетрадиционное родительское собрание«Новый год-семейный праздник»...

Родительское собрание. В рамках, которого был проведен для родителей мастер- класс по теме: « Использование игровых технологий в развитии речи».

Родительское собрание.В рамках, которого был проведен  для родителей мастер- класс по теме:« Использование игровых технологий в развитии речи».Перед началом интересной творческой работы родителям...

Родительское собрание "Новый учебный год на пороге школы"

Родительское собрание"Новый учебный год на пороге школы"...

Родительское собрание "Новый год к нам мчится, скоро все случится.."

Цель: обсудить все вопросы по подготовке к празднованию Новогоднего утренника детьми в группе;помочьродителям создать атмосферу праздника в группе;интересно провести новогодние каникулы.Ход собра...

Конспект проведения родительского собрания "Новый год у ворот"

Конспект проведения родительского собрания "Новый год у ворот"...