консультация для воспитателей
консультация

Портнова Татьяна Андреевна

Приемы обучения рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_obucheniya_rasskazyvaniyu_2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

     Одним из средств обучения связной речи является обучение детей рассказыванию. Можно выделить виды рассказывания:

-рассказывание по игрушкам и предметам;

-рассказывание по картине;

-рассказывание из личного опыта;

-творческие рассказы (рассказы по предложенным сюжетам).

     Выделяют следующие приемы обучения рассказыванию:

1. Совместное рассказывание.

     Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи. Например: «Жила-была девочка. Однажды она…А навстречу ей…».

     2. Образец рассказа.

     Это краткое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания или заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Поэтому он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Образец рассказа используется  в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием применяется при закреплении умения рассказывать.

     3. Анализ образца рассказа привлекает детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, подсказывает им план будущих рассказов.

     4. План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании.

      5. Коллективное составление рассказа в основном используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Этот прием позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, при рассказывании по серии картинок дети сами определяют внутри команды, кто по какой картинке будет рассказывать и предлагают вниманию всей группы.

     6. Составление рассказа по частям. Это разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста (как по серии картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. К каждой из них составляется план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

     7. Моделирование. Этот прием используется в старшей и подготовительной группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Это наглядный план построения монологов разных типов.

     Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа. Можно также использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть  геометрические формы:  круг – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка. Функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

     Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности – картинно-схематическая модель повествования. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели.

     8. Оценка детских монологов направлена на раскрытие темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. В младших группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старших группах привлекаются и дети.

     В процессе обучения детей рассказыванию используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробнее или кратко, говорить громко, выразительно). Прослушивание записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

     В обучении рассказыванию особое значение имеют мотивационные установки. Они делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младших группах это игровые мотивы ( «Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»). В старших группах – это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»).

     Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

  Консультация                                                    «Приемы обучения детей                 рассказыванию»

                 

                     Воспитатель Портнова Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...