Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
материал (младшая группа)

Программа работы кружка

 по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста 

«Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnaya_byudzhetnaya_doshkolnayaorganizatsiya_0.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная  дошкольная образовательная организация

детский сад «Солнышко»

Программа работы кружка

 по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста  

«Умелые ручки»

Выполнила:

 воспитатель младшей группы  Будникова О.М.

2018г.

Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

 научной обоснованности и практической применимости;

 развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

 интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

 комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

 единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

 самомассаж кистей рук

 пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

  выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

 рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты)

 аппликация

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

 формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

 формирование практических умений и навыков;

 обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

 развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

 совершенствование движений рук;

 развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое

 мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

 развитие речи детей.

Воспитательные:

 воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

 воспитывать внимательность к выполнению заданий;

 воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

 воспитывать и развивать художественный вкус.

Актуальность:

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючочки пляшут на строчках, линии дрожащие. Ребенок так же активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, заменяя умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа. Рисуя маленькие предметы, навык ребенка свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. У детей появляется неудовлетворение, они плачут, нервничают. И наступает тот момент, когда появляется нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? И надо ли ее готовить лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Некоторые родители ошибочно считают, что руку ребенка можно подготовить к письму за 1-2 года до школьного обучения «Так, когда же начинать заниматься?». Многих родителей волнует этот вопрос. Работая, на группе с детьми раннего возраста, от 1,5 до 3 лет, вижу необходимость, как можно раньше познакомить родителей с таким термином как «раннее развитие», ознакомить их с массовыми возможностями серьезного подхода к развитию ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, это первейшая забота родителей, которые должны заблаговременно позаботится обосновательной и систематической подготовки своего ребенка к будущему обучению.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движение необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формулой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общения первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых подвергавших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека

наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевой развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Все эти факторы должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:

1. Косвенным образом влияют на общее Интеллектуальное развитие ребенка

2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.

Новизна:

 обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;

 подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

 разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

 мелкая моторика;

 речевое развитие.

 занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Умелые  ручки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Формы и режим занятий:

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 человек) по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкульт паузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

 пальчиковая гимнастика

 работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

 работа с бумагой (аппликация, конструирование)

 работа со шнурками, нитками

 рисование

 моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

 лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основамикомпозиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

Ожидаемые результаты :

К концу года занятий в кружке дети должны знать:

 некоторые виды бумаги;

 свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

 несколько разных техник рисования;

 основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

 основные правила склеивания;

 понятие «конструктор»; «мозаика»;

 некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);

 несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

 правильно держать кисть, карандаш;

 пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

 работать с трафаретами;

 заштриховывать предметы двумя способами;

 застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки. Формы подведения итогов реализации кружковой работы: В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки работ; участие в конкурсах.

Учебно – тематический план работы кружка

Виды деятельности

Количество

занятий

1. Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики)

5

2. Работа с бумагой (аппликация, конструирование)

7

3. Работа со шнурками, нитками (шнуровки, плетение, нанизывание предметов)

9

4. Рисование

2

5. Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

10

6. Лепка, изготовление поделок из различных материалов (пластилин, сол. тесто, прир. материал, бусины, пуговицы и др.)

9

7. Диагностика

2

Итого:

44

Календарно – тематический план работы кружка

Срок реализации

Тема занятия

Содержание деятельности

           Сентябрь

• «Наши пальчики»

• «Сухой бассейн»

• «Гусеница»

• «Кисть и карандаш»

– рисование прямых линий

– работа с пальчиковыми красками

– работа с крупами с художественным словом

– лепка с природным материалом (желуди)

Октябрь

• « Мячики для котят»

• «Дождик»

• «Колбаски и шарики»

• «Следы на песке»

• «Веселые раскраски»

– Рисование пальчиками

– Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)

– работа с пластилином

– рисование пальчиками на песке

– работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками

Ноябрь

• «Осень золотая»

• «Бусы, колечки»

• «Петушок пшено рассыпал»

• «Проведи дорожку»

– рисование(гуашь, поролон, трафареты из картошки)

– лепка из цветного пластилина

– рисование пальчиками на подносе с пшеном

– рисуночные задания (цветные карандаши)

Декабрь

• «Снеговик»

• «Елочка»

• «Игрушки»

• « бусы»

– аппликация (ватные диски, вата )

– рисование (гуашь), гимнастика с кистью

– лепка с формочками

– раскладывание фигур из бусин

Январь

• «На улице ночь»

• «Игрушки»

• «Накорми мышку»

• «Колобок»

– аппликация (ватные диски, клей.)

– (трафареты, цв. карандаши), гимнастика с карандашом

– д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

– знакомство с соленым тестом

Февраль

• «Самолёты»

• «Ладошки»

• « У мышки в кладовой»

• «Пройди по лабиринту»

– аппликация готовых заготовок

– рисование пальчиками

– перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

– рисуночные задания (фломастеры)

Март

• «Цветы»

• «Цветок маме»

• «Печем пирожки»

• «Помогаем бабушке»

– аппликация с крупой

– рисование кисточкой

– лепка из соленого теста

– сматывание клубочков из шерстяных ниток

Апрель

• «Звенит капель»

• «Ракета в космосе»

• «Раскраски с заданиями»

• « Палочки- выручалочки»

– рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)

– аппликация с элементами лепки

– работа с цветными карандашами

– выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

Май

• « Цыплята»

• «Одуванчики цветут»

• «Медведь проснулся»

• «Волшебные камешки»

– обрывная аппликация

– рисование (гуашь)

– лепка с шишками

– раскрашивание речной гальки

Список литературы

1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

6. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.

10. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Программа работы кружка «Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными техниками».

Проведение занятий  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит детей работат...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Из опыта работы. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способност...

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе

Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...