Организация непосредственно - образовательной деятельности
статья

Оливанова Надежда Сергеевна

памятка по НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ158.76 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Эмблема детского сада.png

Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Методическая служба

Детского сада «Солнышко»

2019 год

Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  •  сохранение здоровья ребёнка;
  •  развитие базовых качеств личности;
  •  построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

     В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ  

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

  •  уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  •  включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

Главная задача   – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.

А достичь этого можно в процессе    правильной организации ОД, которая подразумевает   активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.  От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы.  НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.   Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это:

  •  Мотивация.
  •  Субъект-субъект, сотрудничество.
  •  Интеграция.
  •  Проектная деятельность.
  •  Партнерство.
  •  Комплексный подход к обучению.
  •  Самостоятельно-поисковая деятельность.
  •  Разнообразие видов деятельности.
  •  Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
  •  Взаимодействие с семьями детей.
  • Учет интересов детей.
  • Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети                                                                

НОД - основная форма обучения в детском саду.

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др.  Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого -  успешность воспитания и образования детей в ДОУ.  НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

-Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;

-Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;

-Интеграция образовательных областей.

Интеграция направлений развития и образования детей

(Образовательные области) ФГОС

-        Социально-коммуникативное развитие

-        Речевое развитие

-        Художественно- эстетическое развитие

-        Познавательное   развитие

-        Физическое   развитие

ВИДЫ НОД:

1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). 

2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 

3 Интегрированная НОД -  соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). 

             

Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

-Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга)

-Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная      линия     НОД     (цепочка                  логической

Разрешено свободное размещение детей

 Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

 Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

(На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом)

Особенности организации НОД:

  • организация образовательной деятельности без принуждения;
  •  ненасильственные формы организации;
  •  развивающий характер обучения дошкольников;
  •  чувственный способ познания мира;
  •  присутствие субъектных отношений педагога и

  детей (сотрудничество, партнерство)

  •  игровая цель или другая интересная детям;
  •  опора на опыт и знания детей;
  •  преобладание диалога воспитателя с детьми;
  •  предоставление детям возможности выбора деятельности и

   организация проблемно поисковой деятельности;

  •  более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
  •  создание ситуаций успеха;
  •  развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей  
  •  активное участие младшего воспитателя.    

Вывод 

           Основной целью воспитательно-образовательной работы   является реализация требования программы воспитания и обучения.

Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе

 – наличие /отсутствие интереса

Виды мотивации (Мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная, познавательная, информационная (после 6 лет), семантическая (обозначающая)6-7лет, достижения успеха (5-7 лет), соревновательная (6-7 лет) 

Принципы мотивации: 

-Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы  

-Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом

-Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

-Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

 

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Требования к организации НОД

Санитарно- гигиенические требования.

Дидактические требования.

Организационные требования.

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД:

Это - партнерские отношения:

 Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой)

-Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания

-Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

-Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетoм интеграции ОО)

Обучающая задача: повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.   

Цели НОД

Цель это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.), который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

Требования при постановке целей: 

-Главным основанием постановки целей НОД   должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и

анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.

-Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но   реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка).

-Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.

-Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.

- Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими

Методика проведения НОД

Реализация детских видов деятельности

Они имеют следующие компоненты:

-Умение детей принимать познавательную задачу

-Активность дошкольников

-Готовность дошкольников к проблемным ситуациям

-Усвоение детьми программного материала

Использование разнообразных форм организации детей

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.  

Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

-Индивидуальная (с одним ребенком)

-Подгрупповая (индивидуально коллективная)

-Фронтальная (Обще групповая)

Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала.

Необходимо помнить: Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе

Метод как способ достижения цели

«Метод» -  путь к чему-либо, способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. (Практические, наглядные, словесные, игровые и т.д.)

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.  

«Прием» — это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.

Мотивация в формировании НОД

МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности.  

           Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ТЕМА: «ЧУДЕСНАЯ КОРОБОЧКА»

Цели и задачи:Учить детей слушать и понимать речь взрослого, правильно выполнять речевые инструкции.Развивать речь детей, умение слушать потешки.Обогащать и активизировать словарный запас.Учить узнава...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».

Цель: закрепить знания  детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü   Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...

«МЫ У ОСЕНИ В ГОСТЯХ» конспект организации непосредственно – образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста образовательной области «Художественное творчество»

Содержание образования:Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «...

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Математический театр» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

использование информационно-коммуникационных технологий при ознакомлении с ФЭМП в образовательной области «Познавательно-речевое развитие» ...

КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми подготовительной группы по теме «Белочка»

КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка»с детьми подготовительной группы по теме «Белочка»Цель: закрепление умения ...

КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми старшей группы по теме «Космонавт»

КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности  по образовательному маршруту «Лепка» с детьми  старшей  группы по теме «Космонавт»...