система работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской  деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»


План

  1. Актуальность темы        3
  2. Технологическая ситуация  системы работы с педагогами ДОО по теме:

« Организация познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС».        5

  1. Литература.        7

Актуальность темы

«Организация работы с педагогами  по развитию познавательно - исследовательской  деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
 оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне  
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е. Тимирязев  

В «Концепции модернизации российского образования» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Потому задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Начинать работу в этом направлении необходимо с детского сада.

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особое внимание. С принятием закона «Об образовании », «ФГОС ДО» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательного развития детей.

Один из принципов «ФГОС ДО» гласит: «реализация Программы в формах…познавательной и исследовательской деятельности (п. 1.4. «ФГОС»)

Одним из целевых ориентиров «ФГОС» является: «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в  познавательно–исследовательской деятельность» (П4.6.)

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования как формы познавательно – исследовательской деятельности. Сущность детского экспериментирования, его значение помогли выяснить исследования академика Н.Н. Поддъякова.

Л.С. Выготский говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а первые 3 года – практически единственным способом познания мира , уходя своими корнями в манипулирование предметами. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В., и др.) также рекомендуют использовать метод экспериментирования как форму познавательно–исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Но детское  экспериментирование в практике ДОО используется еще недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством таких качеств личности как творческая активность и самостоятельность.

Это обусловлено несколькими причинами. Все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание способов познания и  опыта творческой деятельности, что не позволяет педагогам реализовать Программы в полной мере.
Также мало методической литературы, которая помогала бы раскрыть методику работы по данному направлению.

Часто рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами и явлениями. А дошкольнику свойственны любознательность, желание самостоятельно искать причину.

Всё это говорит о необходимости анализа компонентов исследовательской деятельности, выявления факторов, ограничивающих развитие познавательных способностей детей и определения путей их устранения.

Очевидным стало противоречие между необходимостью активно исследовать детское экспериментирование в целях развития личности ребёнка и недостаточной профессиональной подготовленностью педагогов по данной проблеме.

Таким образом, учитывая актуальность вопросов детского экспериментирования, затруднения, испытываемые педагогами в организации этой работы, их потребность в повышении профессиональной компетентности, стало актуальным создание системы методической работы, поиск эффективной формы и видов работы с кадрами и оказания им методической помощи по проблеме « Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС ДО»      

Технологическая ситуация системы работы с педагогами  ДОО по теме :

«Организация  познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через детское экспериментирование в условиях реализации ФГОС»

Цель

Действия

Средства

Прогнозируемый результат

1. Формирование отношения педагогов к экспериментированию как к основному виду познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Саморазвитие педагогов по теме.

Анкетирование воспитателей
Анализ предметно-развивающей среды
Опрос детей
Анализ  имеющейся в ДОО литературы по познавательно - исследовательской деятельности детей.

Анкета для воспитателей  «Организация экспериментирования  в
ДОО»
Литература по развитию познавательно - исследовательской деятельности   детей.

Предметно – развивающая среда.

Осознание педагогами необходимости  проведения работы по теме. .
Потребность в саморазвитии.

2. Уточнение знаний педагогов о необходимых  педагогических техниках  и  методиках. Формирование умений  педагогов по организации исследовательской деятельности детей.
Введение эксперимента в разные виды детской деятельности.

Просмотр презентаций по теме «Организация уголка экспериментирования в ДОО»

Презентации «  Уголок экспериментирования в ДОО»

Повышение педагогической компетенции.
педагогов. Умение проектировать деятельность, осуществлять и анализировать ее эффективность.

Проведение  семинара- практикума  «Развитие интеллектуально- познавательных способностей  детей через детское экспериментирование»

Изложение материала по теме.
Обращение к ФГОС ( п. 1.4)
Групповая работа по выполнению заданий, решению проблем. Задания педагогам  по применению технологии ТРИЗ.

Мастер-класс « Развитие познавательной активности детей посредством исследовательских проектов».

Демонстрация опыта по составлению проектов.

Консультация на тему « Развитие  самостоятельности детей через познавательно- исследовательскую деятельность»

Изложение материала.
Обмен опытом

Смотр-конкурс « Уголок
экспериментирования»

Уголки экспериментирования

Выявлен передовой опыт воспитателей, их творческий потенциал.

Создание творческой мини- группы для разработки картотеки опытов, конспектов познавательных занятий с элементами  экспериментирования.

Литература по  организации детского экспериментирования, интернет- ресурсы.

3.  Достижение необходимого уровня взаимодействия ДОО и семьи в популяризации экспериментальной деятельности в семейном воспитании.

Организация консультаций , подготовленных воспитателями по теме.
«Ваш ребенок- исследователь»
« Как организовать исследовательскую деятельность детей дома»
Обмен опытом  по организации работы с родителями по теме.

Размещение информации на сайте ДОО.
Родительское собрание.

Анкеты для родителей

Педагоги  владеют методами педагогического просвещения родителей, умеют выстраивать партнерские взаимоотношения с ними для решения поставленных задач.

4. Систематизация  работы педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС. Совершенствование педагогического  мастерства

Обобщение опыта по теме « Организация познавательно- исследовательской  деятельности детей через экспериментирование»

Изложение материала.
Обращение к ФГОС  (п. 2.6)
Деловая игра.
Работа  в подгруппе.

Систематизирована работа педагогов по организации  познавательно- исследовательской деятельности  через экспериментирование .Увеличилась заинтересованность педагогов в овладении инновациями, в повышении профессиональной компетенции по организации детской деятельности.

Литература

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей» Изд. Учитель  2011 г.
  2. «Профессиональный стандарт педагога»-Приказ Минтруда России от 18 10 2013 г № 544н, рег в Минюсте России 06 12 2013 г. №30550.
  3. ФГОС дошкольного образования « Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Минобрнауки  РФ № 1155 от 17. 10. 2013 г., рег. В Минюсте России 14. 11. 2013 г. № 22303.

     Интернет- ресурсы:

  1. nsportal.ru/detskii –sad
  2. 39frspb.caduk.ru
  3. Festival.1september.ru/articles


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему« Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условияхреализации ФГОС»...

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"

Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...