Тема статьи « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы в одной общеобразовательной организации»
статья

Корнилова Марина Викторовна

        Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к школе и развития родительской компетентности. Когда педагоги дошкольного и начального образования могут совместно, не выходя из издания школы, решить вопросы по преемственности. А выпускники дошкольных групп почти в полном составе поступают в первый класс школы.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_detskiy_sad_shkola.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

 « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп  и начальной школы в одной общеобразовательной организации»

Сообщение подготовила:

Старший воспитатель МАОУ ОШ д. Лаптево 

        Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к школе и развития родительской компетентности. Когда педагоги дошкольного и начального образования могут совместно, не выходя из издания школы, решить вопросы по преемственности. А выпускники дошкольных групп почти в полном составе поступают в первый класс школы.        

Рассматривая данную проблему, необходимо выполнить следующие действия:

- изучить нормативно-правовую базу;

- разработать план партнерского взаимодействия между дошкольными группами и школой;

- наладить социокультурные связи.

      Перед началом учебного года составляем план-проект совместной деятельности на учебный год. Обозначаем цель взаимодействия, средства обеспечения преемственности, утверждаем план совместной работы. Причем составление данного плана осуществляется в конце учебного года, и запланированные в нем мероприятия включаются в общий план работы  на следующий учебный год. 

    Все мероприятия планируются с учетом особенностей детей, с которыми необходимо познакомить педагогов школы посредством  карт индивидуального развития  дошкольников. Они составляются на детей  в течение всего времени пребывания в дошкольных группах, а также учитывают портрет выпускника.

      В начале учебного года  проводим следующую работу:  1 класс, где учатся выпускники дошкольных групп, посещают старший воспитатель и воспитатели  с целью взаимодействия и опроса учителя, родителей и детей, в ходе которого выявляются особенности адаптации ребенка, сформированность предпосылок учебной деятельности. На основе анализа полученных данных вносятся изменения в планирование работы дошкольных групп. Таким образом, работа с воспитанниками подготовительного к школе возраста  строится с учетом выявленных трудностей.

  В школе создано школьное методическое объединение по преемственности, куда входят и педагоги дошкольных групп. В течение учебного года проходит  четыре заседания, где решаются также и  вопросы по взаимодействию учителей и воспитателей, подготовка детей к школе. Например: Системно – деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольных групп и начальной школы как основа ФГОС ДО и ФГОС НО  », «Внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практику партнерской деятельности детского сада и школы», «Развитие речи и воспитание коммуникативной культуры детей - одно из условий создания равных стартовых возможностей для поступления детей в школу».

    Наиболее важным моментом в партнерском взаимодействии является организация и проведение мероприятий , в которых принимают участие педагоги дошкольных групп и школы, а также дети и их родители:

- учителя 1-х классов проводят открытые уроки для педагогов дошкольных групп. Появляется возможность увидеть своих детей в учебном процессе, их активность на уроке, особенности восприятия учебного материала, поведение;

- воспитатели  в течение учебного года приглашают учителей на просмотр занятий с участием детей подготовительного к школе возраста, где учителя могут познакомиться с будущими первоклассниками, степенью их подготовки  к школе.

- Для дошкольников организовываются экскурсии по школе. Огромный интерес вызывает посещение  спортивного зала, столовой, библиотеки, где они читают стихи, вспоминают знакомые литературные произведения. Экскурсия – это возможность пообщаться с детьми, которые раньше посещали дошкольные группы, побеседовать с ними, послушать их рассказы о школе. Такие встречи дают возможность легче пройти школьную адаптацию и вселяют в будущего школьника уверенность в своих силах; к примеру, посещение музея школы  9 Мая – решение задачи нравственно-патриотического воспитания. Дети очень внимательно слушают экскурсоводов-учеников, задают много вопросов. В роли экскурсоводов часто выступают бывшие выпускники этого же детского сада. Это очень приятно!

-  Школьники  частые гости в дошкольных группах с театрализованными представлениями, концертами,  играют главные роли на детских праздниках.

      Работа по обеспечению преемственности должна быть направлена на всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

    Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности.

Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:

-  информация дается через инфостенды различной тематики, включая и ответы на те вопросы, которые интересны родителям (по результатам опроса), разрабатываются памятки, буклеты на  интересующие родителей темы;

-привлекается родительская общественность к участию в жизни дошкольных групп. Прекрасно проходит цикл проектов «Встречи с интересными людьми», в ходе которых родители знакомят детей с познавательным материалом, делятся идеями (о своей профессии, о путешествиях и т. д.), а также совместные праздники и досуги. Дети с огромным удовольствием ждут этих встреч.

Это ведет к более тесному взаимодействию родителей и образовательной организации, к доверительности и открытости образовательного процесса. 

- Воспитатели представляют результаты проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения воспитанников, организуя выставки детских работ, концертные программы и т. д.;

семинары, в том числе и семинары-практикумы, где родители могут получить некий готовый «продукт»; в конце учебного года проводятся открытые просмотры образовательной деятельности, в ходе которых родители в реалиях видят результаты, достигнутые их детьми;

 - Кроме того, конечно же, никто не отменяет такие общепринятые формы взаимодействия с родителями (законными представителями), как:  групповые родительские собрания с привлечением учителей 1 и 4 класса. Как показывает практика, они позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание, например, проблемам готовности ребенка к школе.  Педагоги отвечают на вопросы родителей, рассказывают о школьных программах, об особенностях школы.

  Наиболее важным моментом в преемственности со школой  является организация и проведение в феврале – марте  «Школы будущего первоклассника». Ее с большим удовольствием и желанием посещают воспитанники подготовительного к школе возраста. В «Школе будущего первоклассника»  дети получают от учителей начальных классов  знания и умения по обучению грамоте, математике и по другим нужным в школе предметам. Родители также могут получить индивидуальные консультации педагогов школы по интересующим вопросам, познакомится с будущим преподавателем.

  В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей и страха  детей перед неизвестностью при поступлении в школу.

    С родителями будущих первоклассников проводится анкетирование родителей . Цель анкетирования – выявление ожиданий родителей от школы, понимание возможностей своего ребенка. Например, анкета содержит такой вопрос: «Каковы ваши ожидания от школы?» и даются варианты ответов: «Мой ребенок будет учиться на отлично», «Ребенок-хорошист», «Вытянет на 3», «Беспросветный двоечник», «Найдет новых друзей», «Меньше встречаешься с учителем – крепче спишь» и др. Это позволяет педагогам дошкольных групп и школы скорректировать свою работу и при необходимости внести изменения в содержание запланированных мероприятий по преемственности.

      Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учебе есть там, где налажены тесные контакты учителей школы, воспитателей  дошкольных групп, организован обмен опытом.

   Мы, конечно, понимаем, что реализация преемственности дошкольного и начального образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования. На протяжении многих лет она обсуждается учеными, специалистами в области образования, педагогами, родителями. Неслучайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.  Необходимость реализации программы преемственности дошкольных групп и школы в рамках оптимизации образовательных организаций в новые образовательные комплексы является значимой и очень важной. Как говорил В. А. Сухомлинский, «от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование по осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы

Данный материал поможет в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям детей старшего дошкольного возраста....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотруднич...

Преемственность в работе дошкольного и начального образования: «Выпускник ДОУ, кто он?»

Взаимосвязь работы учителя-логопеда дошкольного учреждения и начальной школы...

Презентация "Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Преемственность в работе ДОУ и начальной школы по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание стало неотьемлемой частью дошкольной педагогики.этот материал дает ответ на вопрос; как создать эффективную систему экологического воспитания в детском саду и школе...