Аналитическая справка по развитию речи
учебно-методический материал

       Демидова Елена Владимировна

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Развитие речи у детей в условиях ДОУ»

 

Справку подготовил: старший воспитатель высшей категории  Демидова Е.В.

      В  «Детском саду «Лучик» - филиале МБДОУ «Детский сад «Ивушка» в период с 16.11.2020г.  по 20.11.2020г. был проведен тематический контроль по теме: «Развитие речи у детей в условиях ДОУ»,  с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проверку осуществляли : заведующий – Федорова А.С.,  старший воспитатель – Демидова Е.В.

Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:
 

  • система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;
  • наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
  • система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;
  • работа с родителями по развитию речи детей



Использовались следующие формы и методы контроля:
 

  • анализ календарных планов с детьми;
  • анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование,  планирование индивидуальной работы с дошкольниками, работы с родителями воспитанников по данному направлению);
  • организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
  • анализ непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками;


   В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.
Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности. 
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала). Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем.

    Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи. 
     Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.
  Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их.
  Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой. Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность). Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.
    Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения. 
    Прослеживается планирование работы с родителями в возрастных группах консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка », «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

    В соответствии с годовым планом старшим воспитателем Демидовой Е.В.  для оказания методической помощи  проводились -  педчас: «Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми»,  «Инновация- интеграция при разработке открытой НОД» , семинар-практикум «Использование современных  технологий в работе над развитием речи в воспитательно-образовательном процессе», индивидуальные беседы по запросам педагогов.

   В рамках реализации годового плана в детском саду проходила неделя педмастерства  по речевому развитию дошкольников, тема «Наш край». Открытые показы образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. Видео – просмотр открытой  НОД  проходил  на педчасе  «Опыт.  Инновация. Результат».

6 слайд Воспитатель первой квалификационной категории  Перепелица Т.А. провела с детьми первой младшей группы  НОД  в форме игры- путешествие  «На деревенском дворике». Ребята отправились на автобусе в гости к бабушке под весёлую песню «Автобус» сопровождая слова движениями. В деревне малыши помогали бабушке Маше найти домашних животных и птиц, разгадывая загадки. Поиграли в пальчиковую игру  «Гости» , через дидактическую игру «Кто что ест»,  малыши покормили животных, использую мнемотаблицу рассказали  «Кто что дает?»,  чтобы снять усталость, выполнили физкультминутку «Вышли уточки на луг»,  поиграли в подвижную игру «Мохнатый пес». Во время образовательной деятельности пополнялся словарный запас маленьких воспитанников , активизировалась и обогащалась речь новыми существительными, прилагательными, глаголами.  «Мой край родной»- тема образовательной деятельности, которую представила воспитатель первой квалификационной категории второй младшей группы  Дьяконова Е.В.  Дети с воспитателем отправлялись  в необычное путешествие по родному краю на самолете, проговаривая стихотворение «Самолет». Активизировали  в речи  названия диких животных родного края, через  дидактическую  игру «Сложи картинку: дикие животные». В музыкальной  игре  «Отгадай животного»  малыши   отгадывали  животных и описывали их. Дети учились   развивать связную речь, расширяли  и активизировали  словарный запас  на основе обогащения представлений о родном крае.

   С сюрпризного момента начала свою  образовательную деятельность «Насекомые нашего края»   воспитатель  Ковалёваи Е.П.  Дети получили  см  сообщение  от  Лунтика,  чтобы ребята помогли  найти его друзей –насекомых.  Ребята с большим удовольствием выполняли все задания: «Отгадай загадку», «Разложи насекомых по группам», «Что сначала, что потом»,  «Летают не летают», «Доскажи пословицу», «Разбуди насекомого, с помощью ватных палочек и акварели», «Найди полянку, для  насекомых – друзей Лунтика».  С помощью педагога дошколята учились пересказу «Составь описательный рассказ о насекомых нашего края при помощи  мнемосхем. Увлекательные задания позволили  ребятам обогатить словарный запас. В беседе каждый ребенок был активен и с радостью делился своими знаниями об насекомых.  

    Высокая познавательная активность и интерес детей прослеживались на протяжении всей НОД в подготовительной   группе,  воспитатель первой квалификационной категории  Гамберова О.Е.. использовала для этого разнообразные методы и приемы.    Воспитатель вместе с воспитанниками в образе экспертов и журналистов «снимали» серию репортажей о станице, её культурных объектах и учреждениях; рассказывали об  историческом прошлом, неразрывно связанным с историей Донского казачества, поработали «картографами», разместив все культурные объекты на карте станицы. Особое внимание уделялось раскрытию основных аспектов формирования у детей  представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, людям, культуре, малой Родине, своему Отечеству на основе детского ознакомления с достопримечательностями родной станицы. Ребята через ОД развивали и обогатили  словарный запас новыми словами и выражениями; расширили запас слов, обозначающих культурные учреждения.
   В конце образовательной деятельности  ребят ожидала награда – медали, которые торжественно получили все участники передачи за хорошие знания о родном крае.

   Необходимо отметить, что образовательная деятельность  проведена на высоком профессиональном уровне, цели и задачи достигнуты. Воспитатели подготовили для образовательной деятельности насыщенный, интересный теоретический и наглядный материал, мультимедиа, интерактивное оборудование, умело организовали предметно-пространственную среду. Для сохранения здоровья дошкольников, предупреждения утомления, улучшения их общего состояния, педагоги активно использовали здоровьесберегающие технологии. Это и смена динамических поз, и физкультминутки, эмоциональные разминки,  различные виды гимнастик: для глаз, дыхательная, пальчиковая, музыкально-ритмическая.

   Таким образом, методически грамотная организация проведенных открытых показов образовательной деятельности, способствовала повышению квалификации педагогов в условиях ДОУ, осмыслению ими передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствованию профессиональных умений и навыков.


 


 Вывод по тематическому контролю.

    Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДО решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
   Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

   Отмечен положительный опыт воспитателей  Ковалёвой Е.П., Гамберовой О.Е.  по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Педагоги  активно использует в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников, уделяет пристальное внимание вопросам воспитания культуры общения дошкольников.




Предложения:

 

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

 

  1. Планировать в ежедневных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшие группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшие,  старшая , подготовительная группы)); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

 

  1. Освещать  свой опыт работы  в педагогических сообществах, в СМИ по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
     
  1. Включить в план работы с родителями воспитанников подготовительной группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_po_rr_luchik.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

        Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Развитие речи у детей в условиях ДОУ»

Справку подготовил: старший воспитатель высшей категории  Демидова Е.В.

     
В  «Детском саду «Лучик» - филиале МБДОУ «Детский сад «Ивушка» в период с 16.11.2020г.  по 20.11.2020г. был проведен тематический контроль по теме: «Развитие речи у детей в условиях ДОУ»,  с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проверку осуществляли : заведующий – Федорова А.С.,  старший воспитатель – Демидова Е.В.

Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

  • система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;
  • наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
  • система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;
  • работа с родителями по развитию речи детей



Использовались следующие формы и методы контроля:

  • анализ календарных планов с детьми;
  • анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование,  планирование индивидуальной работы с дошкольниками, работы с родителями воспитанников по данному направлению);
  • организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
  • анализ непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками;


   В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.
Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности. 
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала). Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем. 

    Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи. 
     Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.
  Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их.
  Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой. Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность). Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.
    Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения. 
    Прослеживается планирование работы с родителями в возрастных группах консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка », «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

    В соответствии с годовым планом старшим воспитателем Демидовой Е.В.  для оказания методической помощи  проводились -  педчас: «Средства и методы сказкотерапии в работе с детьми»,  «Инновация- интеграция при разработке открытой НОД» , семинар-практикум «Использование современных  технологий в работе над развитием речи в воспитательно-образовательном процессе», индивидуальные беседы по запросам педагогов.

   В рамках реализации годового плана в детском саду проходила неделя педмастерства  по речевому развитию дошкольников, тема «Наш край». Открытые показы образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. Видео – просмотр открытой  НОД  проходил  на педчасе  «Опыт.  Инновация. Результат».

6 слайд Воспитатель первой квалификационной категории  Перепелица Т.А. провела с детьми первой младшей группы  НОД  в форме игры- путешествие  «На деревенском дворике». Ребята отправились на автобусе в гости к бабушке под весёлую песню «Автобус» сопровождая слова движениями. В деревне малыши помогали бабушке Маше найти домашних животных и птиц, разгадывая загадки. Поиграли в пальчиковую игру  «Гости» , через дидактическую игру «Кто что ест»,  малыши покормили животных, использую мнемотаблицу рассказали  «Кто что дает?»,  чтобы снять усталость, выполнили физкультминутку «Вышли уточки на луг»,  поиграли в подвижную игру «Мохнатый пес». Во время образовательной деятельности пополнялся словарный запас маленьких воспитанников , активизировалась и обогащалась речь новыми существительными, прилагательными, глаголами.  «Мой край родной»- тема образовательной деятельности, которую представила воспитатель первой квалификационной категории второй младшей группы  Дьяконова Е.В.  Дети с воспитателем отправлялись  в необычное путешествие по родному краю на самолете, проговаривая стихотворение «Самолет». Активизировали  в речи  названия диких животных родного края, через  дидактическую  игру «Сложи картинку: дикие животные». В музыкальной  игре  «Отгадай животного»  малыши   отгадывали  животных и описывали их. Дети учились   развивать связную речь, расширяли  и активизировали  словарный запас  на основе обогащения представлений о родном крае.

   С сюрпризного момента начала свою  образовательную деятельность «Насекомые нашего края»   воспитатель  Ковалёваи Е.П.  Дети получили  см  сообщение  от  Лунтика,  чтобы ребята помогли  найти его друзей –насекомых.  Ребята с большим удовольствием выполняли все задания: «Отгадай загадку», «Разложи насекомых по группам», «Что сначала, что потом»,  «Летают не летают», «Доскажи пословицу», «Разбуди насекомого, с помощью ватных палочек и акварели», «Найди полянку, для  насекомых – друзей Лунтика».  С помощью педагога дошколята учились пересказу «Составь описательный рассказ о насекомых нашего края при помощи  мнемосхем. Увлекательные задания позволили  ребятам обогатить словарный запас. В беседе каждый ребенок был активен и с радостью делился своими знаниями об насекомых.  

    Высокая познавательная активность и интерес детей прослеживались на протяжении всей НОД в подготовительной   группе,  воспитатель первой квалификационной категории  Гамберова О.Е.. использовала для этого разнообразные методы и приемы.    Воспитатель вместе с воспитанниками в образе экспертов и журналистов «снимали» серию репортажей о станице, её культурных объектах и учреждениях; рассказывали об  историческом прошлом, неразрывно связанным с историей Донского казачества, поработали «картографами», разместив все культурные объекты на карте станицы. Особое внимание уделялось раскрытию основных аспектов формирования у детей  представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, людям, культуре, малой Родине, своему Отечеству на основе детского ознакомления с достопримечательностями родной станицы. Ребята через ОД развивали и обогатили  словарный запас новыми словами и выражениями; расширили запас слов, обозначающих культурные учреждения.
  В конце образовательной деятельности  ребят ожидала награда – медали, которые торжественно получили все участники передачи за хорошие знания о родном крае.

   Необходимо отметить, что образовательная деятельность  проведена на высоком профессиональном уровне, цели и задачи достигнуты. Воспитатели подготовили для образовательной деятельности насыщенный, интересный теоретический и наглядный материал, мультимедиа, интерактивное оборудование, умело организовали предметно-пространственную среду. Для сохранения здоровья дошкольников, предупреждения утомления, улучшения их общего состояния, педагоги активно использовали здоровьесберегающие технологии. Это и смена динамических поз, и физкультминутки, эмоциональные разминки,  различные виды гимнастик: для глаз, дыхательная, пальчиковая, музыкально-ритмическая.

   Таким образом, методически грамотная организация проведенных открытых показов образовательной деятельности, способствовала повышению квалификации педагогов в условиях ДОУ, осмыслению ими передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствованию профессиональных умений и навыков.



 Вывод по тематическому контролю.

    Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДО решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
   Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

   Отмечен положительный опыт воспитателей  Ковалёвой Е.П., Гамберовой О.Е.  по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Педагоги  активно использует в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников, уделяет пристальное внимание вопросам воспитания культуры общения дошкольников.




Предложения:

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

  1. Планировать в ежедневных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшие группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшие,  старшая , подготовительная группы)); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

  1. Освещать  свой опыт работы  в педагогических сообществах, в СМИ по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
  1. Включить в план работы с родителями воспитанников подготовительной группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...