Знакомство с образовательной программой "Теремок"
учебно-методический материал

Мачинская Татьяна Васильевна

Цель, задачи, научная концепция Образовательной программы "Теремок" - для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx20.01 КБ
PDF icon prezentatsiya_teremok.pdf2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

«Теремок» - образовательная программа дошкольного образования для детей                            от двух месяцев до трёх лет.

I . Целевой раздел Программы.

- цели и задачи (в соответствии с возрастом)

- характеристика особенностей развития детей

-дополнительная образовательная деятельность по приоритетным направлениям

- планируемый результат освоения программы

- мониторинг

II. Содержательный раздел Программы.

- структура содержания образовательной деятельности (учебный план, расписание НОД, режим дня, тематическое планирование образовательного процесса ДОУ, традиции группы)

- содержание педагогической деятельности по 5 образовательным областям (перспективные планы)

- содержание работы с семьями воспитанников

III. Организационный раздел Программы

 - программно-методическое обеспечение педагога

- организация развивающей предметно-пространственной среды группы

Слайд 2.

«Основным законом воспитания является закон освоения детьми духовной и материальной культуры, общественного опыта предшествующих поколений, как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления взаимосвязи поколений, приобретения «человеческих» способностей и нравственных качеств»

А.В.Запорожец.

Слайд 3.         Цель программы «Теремок» - создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребёнком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учётом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.

Слайд 4. Образовательная среда понимается как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную систему, которая включает три взаимосвязанных компонента:

1. субъектный (участники образовательных отношений);

2. объектный (предметы в пространстве);

3. деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик).

        Образовательная среда предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для полноценного проживания ребёнком раннего детства (ФГОС ДО).

Слайд 5. Социокультурный опыт – это система, включающая представления ребёнка об окружающем мире и себе самом, культурные умения, способы общения и взаимодействия с другими людьми в разных видах деятельности.

Слайд 6. Амплификация развития рассматривается как использование потенциала психического развития личности на каждой возрастной стадии за счёт совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Авторы рассматривают «амплификацию» в контексте культурно-исторического подхода и рассматривают как расширение (обогащение) возможностей развития личности растущего человека.

        Вектор амплификации развития детей от 2 месяцев до 3 лет поддерживается следующими характеристиками образовательной среды: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность (ФГОС ДО).

Слайд 7. «Ансамбль деятельностей» - это многообразие видов детской деятельности (активности) в соответствии с возрастом детей и образовательными задачами. В «ансамбле деятельностей» определяется состав видов деятельности, выделяется ведущая деятельность, устанавливаются связи между ними и выявляется развивающий эффект.

Слайд 8. Культурные практики раскрываются как повседневные, привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием жизни ребёнка, апробацией ребёнком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

Слайд 9. Ключевые задачи Программы:

  1. Поддержка у каждого ребёнка чувства доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в ДОУ.
  2. Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение безопасности.
  3. Расширение представлений ребёнка о мире.
  4. Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребёнка в соответствии с возрастом (КГН, самообслуживание, способы деятельности…)
  5. Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с людьми (близкими, взрослыми, детьми).
  6. Развитие понимания речи; поддержка становления собственной речи ребёнка.
  7. Организация условий системного освоения детьми доступных видов деятельности.
  8. Поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности.
  9.  Создание условий для становления образа «Я», включающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях.
  10.  Развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения.

Слайд 10. Концепция программы «Теремок»

Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства. Направлена на обеспечение здоровья и безопасности детей, создание социальной ситуации развития детей младенческого и раннего возраста.

Поэтому научная концепция программы включает пять современных «портретов» или обобщенных образов:

           • «портрет» современного ребенка;

           • «портрет» современной семьи;

           • «портрет» современного педагога;

           • «портрет» современного детского сада;

           • «портрет» современного мира.

Слайд 11. Образовательная программа «Теремок» носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, которая строится на основе методологических принципов:

  • Амплификации;
  • Антропоцентризма;
  • Вариативности;
  • Диалогичности;
  • Инициирования и поддержки субъектности;
  • Культуросообразности;
  • Природосообразности;
  • Целостности.

Слайд 12. На основе Программы в ДОУ создаётся мотивирующая образовательная среда, создающая условия:

  • Условия пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования);
  • Условия социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрации);
  • Условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, культурных практик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей; задачам развития каждого ребёнка), материально-технические и др. условия образовательной деятельности.

Слайд 13. Программа раскрывает:

  • возрастные характеристики развития детей первого, второго и третьего года жизни (особенности физического и психического развития; особенности социальной ситуации развития);
  • планируемые результаты освоения программы для каждого возрастного периода (целевые ориентиры).

В содержательном разделе представлено описание:

  • вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников.
  • Модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.

В соответствии с положениями о ФГОС ДО и принципами программы ДОО предоставляется право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива, а также с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.

Для успешной реализации Программы педагог применяет вариативные формы, методы и средства, описанные в методических пособиях, сопровождающих Программу (пособия прилагаются по всем образовательным областям + «Методические рекомендации к программе», «Педагогическая диагностика», «Календарно-тематическое планирование»).

Все формы, способы, методы и средства реализации Программы призваны обеспечивать активное участие ребёнка в образовательном процессе в соответствии с его возможностями и интересами, поддерживать личностно-развивающий характер общения и взаимодействия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

План 2х дневной стажировки " Знакомство с образовательным событием"

План 2х дневной стажировки " Знакомство с образовательным событием"...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Знакомство с образовательной программой "Теремок"

Мини объявление для родителей«Теремок» - образовательная программа дошкольного образования для детей от двух месяцев до трёх лет....

«Знакомство с образовательным модулем «Математическое развитие» и со STEM – технологиями»»

В материале подробное описание образовательного модуля "Математическое развитие" от авторов и разработчиков парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и м...