Саморазвитие «Технология ТИКО-моделирования, как инновационная технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Гусейнова Замина Рафиковна

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования  является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми.  Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №32 «БРУСНИЧКА»

ПЛАН

по самообразованию

воспитателя   Гусейновой Замины Рафиковны

Тема: «Технология ТИКО-моделирования,  как инновационная                    технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»

на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования  является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми.  Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

ТИКО – трансформируемый игровой конструктор для Обучения,

представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Новизна: формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии; знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».

Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий - абстрактный словесно-логический уровень.

 Также конструирование с ТИКО обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования.

Цель для педагога:: Изучение методов и приёмов технологии ТИКО-моделирования.

Цель для детей: формирование представлений о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб») геометрических фигурах, формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.

Задачи:

 Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях: о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб»)

• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным

воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

Методы проведения занятий:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Ожидаемый результат:  1 год обучения (4-5 года)

По окончании дети должны знать:

основные геометрические фигуры  (квадрат, круг, треугольник);

понятия «один» - «много»;

числа от 1 до 5.

сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;

ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий - желтый – зеленый;

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед;

конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.

 Перспективное планирование 2020-2021

 Педагог.

п/п

Раздел плана

Сроки

Форма отчёта

1.

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

сентябрь-ноябрь

Создание образцы ТИКО фигур плоскостного и объемное моделирование

Выступление на педсовете с отчётом.

2.

Создание художественно – творческого центра.

3.

Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам

4.

Разработка календарно – тематического планирования, конспектов занятия.

5

Обсуждения вопросов с родителями.

 Консультации Мастер -класс

6.

Педагогическая диагностика, проводимая в начале и конце каждого года обучения

 Октябрь

 май

 Диагностические  карты

Изучение методической литературы.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)

Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /

 М. С. Ишмакова; Всерос. уч.метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013

ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Коллектив авторов:
Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова;2012г – 68с.
ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42

 Воспитанники.

Месяц; номер занятия

Название темы

Цель

1

  Октябрь

Занятие №1

Занятие «Знакомство с Зайчонком ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Учить соединять ТИКО-детали.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки:

Зайчонок ТИКО

№2

Занятие №2

Занятие «Печенье для Зайчонка»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Учить соединять ТИКО-детали.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: Печенье для Зайчонка.

№3

Занятие №3

Занятие «Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Развивать умение классифицировать по цвету.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: Ёжик.

№4

Занятие №4

Занятие «Грибы»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Развивать умение классифицировать по цвету.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: грибы.

№5

Занятие №5

Занятие «Зайчонок с Ёжиком соревнуются»

Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.

Развивать умение классифицировать по размеру.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Осваиватьпонятия «короткий - длинный».

ТИКО-поделки: - грибы

№6

Занятие №6

Занятие «Беговые дорожки»

Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.

Развивать умение классифицировать по размеру.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Осваиватьпонятия «короткий - длинный».

ТИКО-поделки: беговые дорожки.

№7

Занятие №7

Занятие «Морковка для Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по форме.

Развивать умение классифицировать по форме.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

ТИКО-поделки: морковка.

№8

Занятие №8

Занятие «Домик для Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по форме.

Развивать умение классифицировать по форме.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

ТИКО-поделки: домик.

№9

Занятие №9

Занятие «Лиса в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить  классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Осваивать понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: лиса

№10

Занятие №10

Занятие «Угощение для Лисы»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать  умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Закреплять  понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: рыба – скалярия.

№11

Занятие №11

Занятие «Мышка в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать по схеме.  

Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник».

ТИКО-поделки: мышка.

№12

Занятие №12

Занятие «День рождения у Мышки»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать по схеме.  Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

ТИКО-поделки: цветок.

№13

Занятие №13

Занятие «Птицы – наши друзья!»

Цель: Учить различать многоугольники.

Повторить  понятие «шестиугоугольник».

Учить конструировать объёмные ТИКО-фигуры.  

Развивать мелкую моторику.

ТИКО-поделки: птичка.

№14

Январь

Занятие №14

Занятие «День рождения Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 1 – 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме.

Знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.  

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

ТИКО-поделки подарок для Зайчонка ТИКО – конфета (плоскостная и объёмная фигура).

№15

Занятие №15

Занятие «Котёнок в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация:  дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: кот, блюдечко (объёмная фигура).

№16

Занятие №16

Занятие «Щенок в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.

 Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация  - дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: собака, будка (объёмная фигура).

№17

Занятие №17

Занятие «Техника Победы!»

Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить  с военной техникой.

ТИКО-поделки: танк,  самолёт (объёмная фигура).

№18

Занятие №18

Занятие «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба»

Цель: Учить использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

Учить рассказывать в процессе инсценировки сказки.

Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

ТИКО-поделки:  золотое яичко, тарелочка (объёмная фигура).

Мониторинг

Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности творческой активности воспитанников
в различных видах деятельности
Высокий уровень Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием
Средний уровень Ребенок выполняет задания с помощью взрослого
Низкий уровень Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май).

E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201207-WA0025.jpg                   E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201207-WA0020.jpg

E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201207-WA0021.jpg             E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201207-WA0023.jpg

E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201206-WA0014.jpg      E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201206-WA0010.jpg         E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201206-WA0016.jpg         

E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201207-WA0019.jpg                                  E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201206-WA0007.jpg                                    E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201206-WA0011.jpg                  E:\тико конструирование\схемы\IMG-20201206-WA0013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий проектной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста

Технология проектирования – один из способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое пове...

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

Инновационный педагогический проект "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ИКТ"

         В соответствии с ФГОС ДО мы должны выпустить из ДОО человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, ...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

Применение инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Консультация для родителей «ТИКО- моделирование, как современная технология развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНРСсылка на презентацию и доклад: https://c...