«Педагог, как инструмент развития компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи»
консультация

Максименко Ольга Павловна

В организации взаимодействия с родителями дошкольников ведущая роль принадлежит воспитателю. От педагога зависит:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

- создание атмосферы взаимопонимания;

- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Для эффективного  решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога - многокомпонентное явление, интегративное,  показатель профессионализма и мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов инклюзивной деятельности на тему:

 «Педагог, как инструмент развития компетентности родителей  в вопросах воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи»

В организации взаимодействия с родителями дошкольников ведущая роль принадлежит воспитателю. От педагога зависит:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

- создание атмосферы взаимопонимания;

- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Для эффективного  решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога - многокомпонентное явление, интегративное,  показатель профессионализма и мастерства.

Почему это так важно взаимодействие педагога и родителей на стадии воспитания и обучения дошкольника? Как показывает опыт,  родители, воспитывающие ребёнка дошкольного возраста с особыми педагогическими потребностями, нуждаются в  моральной и психологической подготовке к тому, что  воспитание и обучение особого ребенка в семье потребует много психологических, моральных и физических сил. Очень  важно, чтобы родители сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее.

Только в том случае, когда между семьей  и педагогами устанавливаются  отношения  сотрудничества, возникает преемственность между домашней и коррекционно-образовательной средой, очень важная для  полноценного развития особого ребенка. Модель отношений в семье и на занятиях становится  более устойчивой, а значит, и у ребенка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают ему по-новому пережить свой физический, психологический и речевой опыт.

Для членов семьи особого ребенка педагогическая помощь, которую они получают через сотрудничество со специалистами и педагогами, расширяет представления об их собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, помогает выработать определенные механизмы решения внутренних проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием особого ребенка в домашних  условиях.

Поэтому современные требования к организации общения педагога с родителями  воспитанников показывает что: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Педагог, как компетентный профессионал должен придерживаться в своей работе с родителями:

 устойчивой системы ценностных ориентаций,

владение знаниями о семье,

психолого -педагогическими знаниями,

навыками организации общения с родителями.

Главным основой  в работе с семьями детей с ОВЗ у педагогов должна проявляться профессиональная компетентность в сфере его общения с родителями воспитанников. А так же педагог должен проявлять такие профессиональные качества - как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.

Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие, а так же мысленно поставить себя на место родителя дошкольника.

Достижение высокого уровня эмпатийности возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия. Рефлексивность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.

Собственный опыт и анализ исследований позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников с ОВЗ:

стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолого- педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;

признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;

понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;

владения профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания,методах изучения семьи образовательных потребностей родителей;

высокий уровень развития коммуникативных навыков;

умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

Устойчивая потребность в самосовершенствования в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.

Важными задачами общения педагога с семьей являются следующие задачи:

раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства ;

дать родителям информацию и поддержать их интерес в её получении.

Источники:

Сайт МААМ

Статья Светланы Платоновой консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»

Составила: учитель-логопед

Максименко О.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи.

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи....

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада

Во всем мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный ученый, психолог-футуролог И.В. Бестужев-Лада в одном из своих выступлен...

Консультация для родителей дошкольников. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи

Консультация для родителей дошкольников. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи...

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи

  Так как музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье, то задача родителей — развивать у ребенка интерес к музы...

«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».

laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....

Консультация для родителей Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи

Консультация для родителей Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи...