Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
консультация

Беберина Оксана Николаевна

Основой образовательного процесса является планирование

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. 

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. 

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. 

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера. 

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Современные требования в соответствии с ФГОС дошкольного образования 

Основой образовательного процесса является планирование

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. 

Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. 

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. 

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера. 

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. 

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании: 

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; 
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно- образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; 
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; 
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. 

Не менее важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов. 

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. 

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. 

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: 

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; 
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; 
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; 
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. 

План воспитательно-образовательной работы является основным и обязательным педагогическим документом для воспитателей и должен соответствовать следующим основным нормативно-правовым документам: 

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 
  • Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20 сентября 1988 г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений». 

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно - тематическом принципе. 

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по 

«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. 

  • Выбирается тема,; 
  • Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему; 
  • Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях; 
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.). 

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты? 

Методическое сопровождение 

Для успешной системы планирования должны быть обеспечены следующие психолого- педагогические условия: 

  •  уважение педагогами человеческого достоинства воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; 
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия; 
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 

Понятие и содержание методической работы в ДОУ 

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. 

Методической работе отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей. 

И.В. Никишина определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального опыта». 

Анализ понятий, представленных в научных источниках, позволяет под методической работой понимать «целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду». 

Уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. 

Любое образовательное учреждение проходит следующие этапы: становление, функционирование, развитие. На первом этапе усилия методической службы направлены на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса. 

В дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения. 

Переход же коллектива в инновационный режим (обновление содержания обучения или реализация новых педагогических технологий) предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей перевод дошкольного учреждения из режима функционирования в режим развития. 

Такое понимание методической работы предъявляет особые требования к определению ее задач, содержания и субъектов на каждом этапе развития образовательного учреждения. 

В общем виде задачи методической работы сформулированы следующим образом: 

  • содействие повышению уровня педагогических знаний; 
  • содействие повышению уровня педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники; 
  • содействие повышению уровня психологической осведомленности и готовности педагога; 
  • содействие изучению и использованию в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания; 
  • содействие изучению и использованию на практике современных методик воспитания; 
  • содействие изучению и использованию на практике современных способов диагностирования детской успешности; 
  • содействие поддержке педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, пособий; 
  • содействие формированию устойчивых профессиональных ценностей и взглядов; 
  • содействие привитию вкуса, интереса и умения заниматься творческой деятельностью; 
  • содействие созданию условий и привитию интереса к самообразованию; 
  • содействие внедрению в практику работы педагогов основ научной организации труда. 

В качестве общих задач методической работы в системе дошкольного образования выделяют следующие: управление образовательным процессом (основная), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. 

Содержание методической работы определяется теми функциями, выполнение которых направлено на развитие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагогических кадров, повышение качества работы учреждения. Среди них выделяют 3 группы функций: 

I группа – функции, направленные на педагога и развитие его личностных качеств: 

  • обогащение знаний каждого педагога (теоретических и практических); 
  • развитие ценностных ориентаций педагогов; 
  • развитие мотивов творческой деятельности воспитателя; 
  • развитие устойчивых нравственных качеств педагогов; 
  • развитие современного стиля педагогического мышления; 
  • развитие педагогической техники и педагогического мастерства; 
  • развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции (занятия по психологической разгрузке). 

II группа – функции, направленные на коллектив, развитие его творческого потенциала: 

  • выработка единого педагогического кредо, общих ценностных ориентаций и традиций; 
  • организация диагностики детей и педагогов; 
  • экспертная оценка авторских программ, планов, пособий, созданных в коллективе; 
  • выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта; 
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской работе; 
  • стимулирование творчества и инициативы (материальное и моральное); 
  • анализ конкретных результатов учебно-воспитательного процесса. 

III группа – функции, направленные на обновление образовательного процесса и на развитие сотрудничества ДОУ с другими образовательными системами: 

  • помощь в осмыслении требований социального заказа, нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ; 
  • внедрение достижений передового и новаторского опыта; 
  • внедрение научных достижений психологии и педагогики; 
  • распространение за рамки ДОУ опыта работы, созданного внутри коллектива. 

Источниками содержания методической работы являются: 

  • государственные и правительственные документы; 
  • новые усовершенствованные образовательные программы, учебные пособия, которые способствуют обновлению педагогического процесса; 
  • достижения системы дошкольного образования; 
  • новые результаты психолого-педагогических исследований; 
  • инструктивно-методические документы; 
  • информация о передовом, новаторском и массовом опыте; 
  • данные анализа учебно-воспитательного процесса; 
  • данные об уровне развития детей; 
  • данные об уровне развития компетентности педагогов. 

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. 

Комплекс источников содержания методической работы в ДОУ: 

  • правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии  нашего общества, об образовании, перестройке дошкольного учреждения, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы; 
  • новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы; 
  • достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в дошкольном учреждении, повышающие ее научный уровень; 
  • инструктивно-методические  документы органов образования по вопросам методической работы  в дошкольном учреждении, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями; 
  • информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков; 
  • данные конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования. 

Основы управления методической работой 

Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ. 

Проникновение теории управления в дошкольное образование,  субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом, кадрами, управление материально-технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов. 

Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями, предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления. 

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ, специалистов различных областей знаний. Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления.

Уровни организации методической работы: 

  1. репродуктивный – сообщение знаний педагогам без изучения последствий проводимой работы; 
  1. частично-поисковый – методическая работа активизируется за счет активных методов и форм работы со специалистами, но не носит системный характер, поэтому не может дать заметных результатов; 
  1. творческий – система работы, в содержание которой включена инновационная, экспериментальная деятельность, методическая работа направлена на создание и апробацию новых технологий и управление этим процессом; 
  1. исследовательский – исследование проблем и внедрение результатов исследований в работу. 

Виды и формы планирования 

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. 

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов: 

  • перспективно-календарное планирование; 
  • осуществление преемственности между ДОУ и школой; 
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями. 

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей. 

Принципы планирования: 

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса; 
  • построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми; 
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей. 

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы. 

Алгоритм планирования и отслеживания результатов 

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом. 

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). 

Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.). 

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов. 
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. 

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: 

  • первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); 
  • второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; 
  • третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”); 
  • четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. 

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. 

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе". 

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно- развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.). 

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели. 

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим: 

  • выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей); 
  • отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей); 
  • выделение события недели, основной формы организации детско- взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, раз- вивающих задач для каждого ребенка и группы в целом; 
  • отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности; 
  • практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели; 
  • продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении; 
  • фиксация результатов освоения детьми образовательных задач. 
     

Эффективность комплексно-тематического планирования 

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. 

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. 

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать. 

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях. 

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.  В   тоже   время  в   совместной   деятельности   с   педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии. 

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного о...

итоговая работа НОД "Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"

разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Дружная семейка" по речевому развитию...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

quot;Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин...