Программа учителя-логопеда об оказании логопедической помощи обучающимся на 2019 - 2020 учебный год
методическая разработка

Точилкина Оксана Ивановна

Программа  учителя-логопеда об оказании логопедической помощи обучающимся на 2019 - 2020 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 

                                     

Утверждено приказом заведующего                                                                                  № 474 от 02.10.2019

Программа

об оказании логопедической помощи

обучающимся

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель:

учитель-дефектолог

Точилкина О. И.

г. Югорск

Содержание  

1.

Целевой раздел

3 стр.

1.1.

Пояснительная записка

3 стр.

1.2.

Цели и задачи программы.

4 стр.

1.3.

Научная обоснованность

4 стр.

1.4.

Педагогические принципы построения программы

5 стр.

2.

Организационный раздел

6 стр.

2.1.

Условия реализации программы

6 стр.

3.

Содержательный раздел

7 стр.

3.1.

Речевая характеристика детей старшего дошкольного возраста

7 стр.

3.2.

Характеристика речи детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

8 стр.

3.3.

Содержание коррекционно-развивающей работы

9 стр.

4.

Планируемые результаты логопедической работы

18 стр.

5.

Программно-методическое обеспечение

19 стр.

6.

Приложения

21 стр.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида «Радуга». Программа рассчитана на один учебный год.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту. 

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести в ДОУ реализуется программа, направленная на оказание логопедической помощи воспитанникам старшего дошкольного возраста.

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте (5 – 7 лет) имеющими фонетическое недоразвитие (ФН) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).          

Основными задачами коррекционного обучения для детей с ФН и ФФН являются:

1. Формирование и развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.

2. Формирование звукопроизношения и навыков дифференциации звуков.

3. Формирование слоговой  структуры, звуко-слогового анализа и синтеза слова.

4. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

5. Подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

          Для реализации этих задач проводится следующая работа:

- обследование детей для определения степени выраженности имеющегося дефекта; (протокол обследования – приложение №1)

- комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями; (форма протокола – приложение №2)

- составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;

- заполнение индивидуальных планов по коррекции звукопроизношения; (форма индивидуального плана – приложение №3)

- еженедельное планирование индивидуальной логопедической работы; (форма еженедельного плана – приложение №4)

- проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению речевых нарушений.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

1.3. Научная обоснованность

Данная программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е. Веракса, Н.В. Микляева, Ж.М. Глозман, С.Н. Шаховская, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева, С.В. Коноваленко, Н. Нищева и т.д.), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, а также о специфике оказания коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста.

В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:

1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.

2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. B основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.

3. Побуждение к речевому высказыванию возникает y ребёнка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.

4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком пpи ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов y детей дошкольного возраста. B программе реализуется идея комплексного сопровождения ребёнка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении (Л. М. Шипицына).

Ведущим принципом данной программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно- деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного и, умственного и речевого развития. Также в программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности), интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Л. С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О. В Правдиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

1.4. Педагогические принципы построения программы

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

- принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Условия реализации программы

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с программой должны обеспечивать:

 - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком);

 - двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

 Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Речевая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Речевые особенности детей от 5 до 6 лет. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5 – 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20 – 25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5 – 6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно- действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Речевые особенности детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

3.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Коррекционно-развивающая работа с ФФН строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей, получающих помощь в рамках логопедической службы (с ФФН и ФН), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

        Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

3.3. Содержание коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда логопедической службы ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФН. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов. Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая, микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек. Продолжительность занятий с детьми: ФФН и ФН – до 1 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в протоколе по выпуску детей и в индивидуальных планах ребенка в строке – «результат  логопедической помощи». Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут. ФН – 2 раза в неделю; ФФН – 2 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

- совершенствование мимической моторики.

- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Направление коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда логопедической службы ДОУ

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие

- коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие

- развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения.

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) развитие мелкой моторики рук в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:

- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

- шипящий Ш

- сонор Л

- шипящий Ж

- соноры Р, Р'

- шипящие Ч, Щ

Способ постановки: Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ.

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ: С – З, СЬ – Ц, С – Ш; Ж – З, Ж – Ш; Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ; Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш; Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6). АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Содержание логопедической работы логопедической службы по преодолению ФН и ФФН у детей 6-го года жизни.

I период 

Основное содержание работы: произношение; фонематическое восприятие; развитие речи; выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют). Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова. Выделение среднего звука в односложном слове (мак). Усвоение понятий «гласный – согласный» звук. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы.

II период 

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: по твёрдости – мягкости ([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.); по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т.д.); в прямых и в обратных слогах; в слогах со стечением согласных. Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. На том же материале: определение места звука в слове; выделение гласных звуков в положении после согласного в слове; совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; анализ и синтез прямого слога; выделение согласного звука в начале слова; выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятием «твёрдый». Закрепления в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; согласование порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: подбирать однокоренные слова; образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад); составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями; составлять предложения по опорным словам; составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений в дифференциации двух согласных  (изолированно,  в слогах, в словах и фразах) – «твердый – мягкий» звук и «глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений. Составление предложений по картине, по вопросам.

III период 

Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах; закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове. Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.) Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать). Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Совершенствование интонационной выразительности речи. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Содержание логопедической работы логопедической службы по преодолению ФН, ФФН у детей 7-го года жизни.

I период 

Звуковая сторона речи

Основное содержание работы Развитие речи Произношение Фонематическое восприятие Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – тата и т.д. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, вода – тата. Различение звуков на слух: по твёрдости – мягкости; по глухости – звонкости; по месту образования. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – меховой – меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Анализ и синтез звуко-слогового состава слов. Усвоение звуко-слоговой структуры: «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа). Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.

II период Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный, например: лось, конь, соль т.п.) Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца). Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили… два Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из полосок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение (платья, пять платьев; две рубашки, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы) Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.) Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трёхколёсном велосипеде.) Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…) Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из- под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот.) Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу). Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) Составление сложноподчинённых предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь). Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.

         

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Планируемые результаты логопедической работы с детьми 5-6 лет правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Планируемые результаты логопедической работы с детьми 6-7 лет правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; производить элементарный звуковой анализ и синтез; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;

- умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности;

- умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;

- самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

3. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.

4. Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

5. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа).

6. Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.

7. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука "Л" у детей 5-7 лет» автора В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.

9. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука "Л" у детей 5-7 лет» автора В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.

6. Приложения

Приложение №1

Протокол обследования речи ребенка дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»»

Ф.И. ребенка _____________________________________Дата обследования____________________________

Дата рождения__________________________________________________________________

5-6 лет

6-7 лет

Дата обследования

н

к

н

к

1

Фонематические процессы

1.1.

Фонематическое восприятие

1.1.1

Различение оппозиционных звуков (цепочки)

1.1.2

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

1.1.3

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

1.2

Исследование состояния фонематического  анализа и синтеза

1.3

Исследование звуко-слоговой структуры слов

2.

Исследование состояния звукопроизношения

[c]            [ш]          [л]

[сь]          [ж]           [ль]

[з]            [щ]           [р]

[зь]          [ч]            [рь]

[ц]

Др.звуки-

3.

Состояние активного словаря

3.1

Номинативный

слова, обозначающие предметы соответствующих групп

понимание части и целого

обобщающие слова

антонимы

3.2

Предикативный

3.3

Атрибутивный

4.

Исследование грамматического строя речи

4.1

Исследование состояния словоизменения

форма мн. числа сущ-х

формы имен сущ-х в косв. падежах

сущ-ые мн. числа в род.падеже

согласов-е имена прил.с сущ-ми ед. числа

предложно-падежные конструкции

согласов-е имен числ-х с именами сущ-ми

4.2

Исследование состояния словообразования 

суффиксальный  способ словообраз-ия

названия детенышей животных

относительные прилагательные

притяжательные прилагательные

приставочные глаголы

глаголы совершенного вида

5.

Исследование связной речи

5.1

понимания текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

5.2

самостоятельного продуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

5.3

репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

С результатами логопедического обследования ознакомлен/а

Подпись родителя (законного представителя) _____________________(____________)

Учитель-логопед:___________________________ 

Приложение № 2

Индивидуальный план работы

по коррекции звукопроизношения

Фамилия, имя ребенка_________________________________

Содержание работы

Сроки

1

Подготовительный этап.

  • Нормализация мышечного тонуса

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата

  • Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха

  • Нормализация голоса

  • Нормализация просодики

  • Нормализация мелкой моторики рук

2

Выработка новых произносительных умений и навыков.

  • Выработка основных артикуляционных укладов для звуков:

С

С*

3

З*

Ж

Ш

Ц

Ч

Щ

Р

Р*

Л

Л*

Другие звуки

  • Определение последовательности работы над звуками

  • Развитие фонематического слуха

  • Постановка (уточнение) звуков:

  • Автоматизация звуков:

в слогах

в словах

в предложениях

в тексте

  • Дифференциация звуков

дифференциация на слух

дифференциация артикуляции изолированных звуков

произносительная дифференциация на уровне слогов

произносительная дифференциация на уровне слов

3

Выработка коммуникативных умений и навыков.

  • Выработка самоконтроля

  • Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях

4

Преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5

Подготовка к обучению в школе.

  • Формирование графомоторных навыков

  • Развитие связной речи

  • Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка

  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

6

Результат логопедической помощи:

8

Рекомендации логопеда

Организовывать и поддерживать речевое общение на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи; организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове; проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Примечания:

Учитель-логопед _______________ / Точилкина О.И./

Приложение № 3

Протокол №___

Заседание ПМПк по результатам обследования детей ____года рождения, для дальнейшего зачисления на логопедический пункт

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» от «   » ________20__ г.

ФИО ребенка

№ гр.

Дата

рожде

ния

Речевое развитие

Фонематическое процессы

Произношение

звуков

Словарный запас

Грамматический строй

Заключение, решение, рекомендации.

в

ан

слог

н

п

а

с/обр-е

с/изм-е

1.

н – норма, н/н – ниже нормы, в/н – выше нормы.

Председатель ПМПк –

Члены комиссии:

Протокол №___

Заседание ПМПк по выпуску детей, посещающих логопедический пункт

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» от «   » ________20__ г.

ФИО ребенка

№ гр.

Дата

рожде

ния

Речевое развитие

Фонематическое процессы

Произношение

звуков

Словарный запас

Грамматический строй

Заключение, решение, рекомендации.

в

ан

слог

н

п

а

с/обр-е

с/изм-е

1.

н – норма, н/н – ниже нормы, в/н – выше нормы.

Председатель ПМПк –

Члены комиссии:

Приложение № 4

Индивидуальный план логопедических занятий в рамках логопункта

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Месяц

Примечание

Сентябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1

Логопедическое обследование

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Развитие мелкой моторики. Развитие фонематического восприятия

Заполнение индивидуальных планов работы по коррекции звукопроизношения.

Картотека «Логопеда».

2

Логопедическое обследование

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Развитие мелкой моторики. Развитие фонематического восприятия

Заполнение индивидуальных планов работы по коррекции звукопроизношения.

Картотека «Логопеда».

3

Логопедическое обследование

Формирование правильного речевого дыхания. Развитие мелкой моторики.

Заполнение индивидуальных планов работы по коррекции звукопроизношения.

Картотека «Логопеда».

4

Логопедическое обследование

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

Заполнение индивидуальных планов работы по коррекции звукопроизношения.

Картотека «Логопеда».

5

Логопедическое обследование

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Развитие мелкой моторики. Развитие фонематического восприятия

Заполнение индивидуальных планов работы по коррекции звукопроизношения.

Картотека «Логопеда».

6

Логопедическое обследование

Установление контакта с ребенком. Формирование правильного речевого дыхания. Развитие мелкой моторики.

Заполнение индивидуальных планов работы по коррекции звукопроизношения.

Картотека «Логопеда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда на логопункте в межаттестационный период с 2015 по 2020 учебный год.

Самообразование. Многообразие форм и методов коррекции звукопроизношения у дошкольников...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.

С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....

Адаптированная образовательная программа в группе по оказанию логопедической помощи

коррекционно-развивающая работы по преодолению ФН недоразвития речи и ФФН недоразвития речи у детей 5-7 лет...

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей  к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году...

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году

Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году...