Родительское собрание «Особенности развития детей четвертого года жизни»
методическая разработка

Павлова Тамара Ефимовна
  1. Цель -   познакомить родителей с особенностями  развития малышей четвертого года жизни в режиме дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: «Особенности развития детей четвертого года жизни»

Задачи родительского собрания:

  1. Познакомить  родителей с особенностями  развития малышей четвертого года жизни в режиме дня.
  2. Познакомить родителей со способами укрепления здоровья детей, содействовать полноценному физическому развития детей с помощью физических упражнений, подвижных игр.
  3. Рассказать родителям об разностороннем развития личности ребенка (занятия, игры, беседы).
  4. Создавать атмосферу психологического комфорта во время собрания.

Предварительная работа:

  1. Объявление о собрании  в раздевалке группы.
  2. Приглашение родителей. 
  3. Разработка памяток и рекомендаций для родителей.
  4. Оформление наглядного  материала.
  5. Организация условий для проведения родительского собрания.
  6. Анкетирование родителей по теме собрания (их результаты используются в ходе проведения собрания).

Стимульный материал:

Анкеты:   «Сотрудничество детского сада и семьи», «Знаете ли, вы своего ребёнка?»,  «Здоровье Вашего ребенка», «Оценка деятельности ДОУ»,  «Оценка взаимодействия родителей с педагогами».

Памятки:  «Формирование здорового образа жизни у своих детей», «Создание благоприятной семейной атмосфера»,  «Характер ребенка зависит от Вас»,  «Воспитание любознательности у детей средствами природы».  

Рекомендации: «По воспитанию гиперактивных детей»

Краткое содержание:

  1. Выступление заведующей Григорьянц М.Н.
  2. Выступление психолога Красильниковой О.М.
  3. Рассказ воспитателя о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет.
  4. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.
  5. Выбор родительского комитета.

Актуальность: Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Ребёнку исполнилось 3 года. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Поэтому  актуальность нашего собрания заключается в том, чтобы  рассмотреть основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.

Ход собрания:

Вводная часть

Вступительное слово воспитателя группы.

- Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы рады видеть Вас на нашем первом родительском собрании. Сегодня мы расскажем Вам о возрастных особенностях детей 3-4 лет, программе, по которой мы работаем и решим некоторые организационные вопросы. Но, в начале, предоставим слово заведующей нашим детским садом Григорьянц М.Н. (выступление заведующей). Затем предоставляется слово психологу Красильниковой О.М. (выступление психолога).

Основная часть

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с  взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка четвертого года жизни требование «я - сам» прежде  всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы,  высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества  с  взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Ребенок любит своих близких, они для него очень значимы. Но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Подведение итогов:

Итак, мы с вами выяснили, что детям 4 года жизни свойственно:

1. Потребность в самостоятельности;

2. Увлеченность игрой;

3. Любознательность;

4. Общение со сверстниками.

Решение родительского собрания:

1. Принять к сведению информацию о возрастных особенностях детей 3-4 лет и особенностях программы.

Соблюдать режим дня в детском саду и дома.

Прививать детям навыки самообслуживания в домашних условиях.

Ответственные – родители, воспитатели.

Срок исполнения – постоянно.

2. Познакомить с информацией родительского уголка подготовленной специалистами ДОУ.

Выполнять предлагаемые рекомендации.

Ответственные: родители.

Срок исполнения – постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей четвертого года жизни

Особенности развития детей четвертого года жизни...

Родительское собрание :" Психофизическое развитие детей третьего года жизни"

Родительское собрание На тему :" Психофизическое развитие третьего года жизни", интересное собрание для родителей как подготовить ребенка в детский сад и как правильно реагировать на плач де...

Родительское собрание "Особенности развития детей 5 года жизни"

Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников...

Родительское собрание по теме «Обучение и воспитание детей в подготовительной к школе группе, особенности развития детей 7 года жизни».

Ознакомление родителей с основными направлениями работы с  детьми в подготовительной логогруппе по речевому развитию....

Родительское собрание "Особенности развития детей четвертого года жизни в режиме дня"

Текст родительского собрания и презентация к нему, посвящены особенностям развития детей 3-4 лет.А так же буклет для родителей....