Система работы с одаренными детьми. Пути взаимодействия с родителями.
статья

Селиванова Светлана Анатольевна

В статье раскрыт опыт экспериментальной деятельности  дошкольного учреждения по созданию системы работы с одаренными детьми дошкольного возраста.  Раскрыта реализация основных направлений работы   и полученные результаты экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selivanova_svetlana_anatolevna.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Селиванова Светлана Анатольевна, заместитель заведующего по научно-экспериментальной работе МБДОУ "ЦРР-д/с "Белоснежка" п. Пурпе-1

Создание целенаправленной системы работы

с одаренными детьми в ДОУ.

Пути взаимодействия  с родителями одаренных детей.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

                     интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

                           самостоятельность как личностную черту,

                     вселить  в  них  радость  сотворчества,

                              то создавай  им такие условия, чтобы искорки

                      их мыслей образовывали царство мыслей,

           дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей.  Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об  увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и  окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако системы работы с одаренными детьми в ДОУ до последнего времени не существовало. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и образования  необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому педагоги дошкольных учреждений остро ощущают необходимость в методических рекомендациях по организации  целенаправленной и систематической работы  по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей  на этапе дошкольного детства, а также по  организации работы с родителями одаренных детей.

С целью формирования такой целенаправленной работы с одарёнными детьми на базе Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад "Белоснежка" п. Пурпе-1 (ЯНАО) в 2011 году была  открыта экспериментальная площадка по теме: "Создание целенаправленной системы работы с одаренными детьми".

Творческой группой ЦРР, под руководством  - заместителя заведующего по научно-экспериментальной работе Селивановой С.А., была определена основная  цель экспериментальной деятельности  - обеспечение максимально благоприятных условий  для раскрытия интеллектуально – творческого потенциала детей дошкольного возраста. Определены основные задачи экспериментальной деятельности:

     1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности педагогов к работе в инновационном режиме.

     2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей.

     3. Обеспечение эмоционального благополучия детей, психологической и педагогической экологичности, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ.

     4. Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию способностей детей.

В настоящее время в научной литературе представлено  множество работ, посвященных изучению проблеме детской одаренности. Анализ литературы (В.Н.Дружинин, Б.М.Теплов, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, В.Д.Шадриков, В.А.Сластенин, Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтес, Д.Б.Богоявленская и другие) показал существование  двух крайних точек зрения на данную проблему: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко», а также  существование множества подходов к классификации детской одаренности, ее видов, критериев.  

Понятие  «одаренность»  происходит от слова  «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

Наш коллектив сделал свой выбор  на  понимании термина «одарённый ребенок», как  ребёнок, уровень способностей, которого  значительно  отличается от среднего и определил свой выбор на   выявление интеллектуально-творческой одаренности  воспитанников. По мнению психологов, творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные  и оригинальные способы решения проблем, творчество является важным элементом всех видов одарённости.

Тема нашей  экспериментальной деятельности  - это  формирование  системы  работы с одарёнными детьми, т.к. именно системный подход в работе с одаренными детьми, является залогом успешности данного эксперимента.

        В настоящее время идет 4 этап эксперимента (обобщающе-внедренческий) и уже сформировалась  устойчивая система выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуально-творческой одаренности, которая в включает в себя пять основных направлений, тесно связанных  и интегрирующихся  между собой:

1.Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению  одаренных  детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.  В ДОУ  имеется музыкальный и концертный зал, театральная и изобразительная  студии, большой и просторный спортивный зал, зеленая  экологическая зона с живым уголком, мини-музей «Русская изба» с подворьем, «Уголок  Севера»,  уголок "Освоение космоса",   компьютерно - игровой комплекс,   имеются кабинеты логопеда и психолога.  Оборудована конструктивная зона,  зона дорожного движения, тренажерный зал,  в ДОУ имеется 2 физкультурных зала, детская  библиотека с  видеотекой. В рамках экспериментальной площадки  коллективом учреждения   оборудована  детская творческая лаборатория, в которой реализуется курс занятий педагога-психолога, организуется познавательно-исследовательская деятельность с детьми, осуществляется подготовка и реализация детских проектов,  подготовка детских конкурсных материалов. В группах созданы творческие, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности;

2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов. Сегодня коллектив "ЦРР-ДС "Белоснежка" представляет собой коллектив единомышленников, где работают  опытные и творческие педагоги, стремящиеся  к инновациям и к саморазвитию. С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов заместителем заведующего по научно-экспериментальной работе Селивановой С.А. и  педагогом- психологом Абдрахмановой Ю.Г. проведены ряд семинаров практикумов   посвященные теме одаренности в дошкольном возрасте: «Теоретические основы детской одаренности», «Одаренный ребенок, какой он», «Виды детской одаренности», «Принципы и методы выявления одаренных детей»,  "Особенности  личности одаренного ребенка", "Педагогическая технология ТРИЗ и ее роль в развитии творчески одаренной личности», «Влияние целенаправленно-организованного образовательного процесса в развитие креативности на начальном этапе развития личности», «Особенности работы с родителями одаренных воспитанников» и т.д.

3.   Выявление и отслеживание динамики развития  детей с признаками  одаренности. Педагогом-психологом ДОУ, отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческой одаренности и включает в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников эксперимента: выявление интересов, способностей к той или иной деятельности, выявление предпосылок общей одаренности (педагоги, психолог), выявление уровня развития креативности (творческих способностей).  С целью психолого-педагогического сопровождения, а также отслеживания личностного роста ребенка с признаками интеллектуально-творческой одаренности на каждого ребенка, уровень которого значительно отличается от среднего  разрабатываются  индивидуальные маршруты сопровождения.

3.Дальнейшее развитие у детей творческой  одаренности. Всем детям с выраженными интеллектуально-творческими   способностями в ЦРР предложен  дополнительный курс  развития творческого мышления (КТМ), в основе которого программа «Планета чудес» (автор - Капская А.Ю).  Основная цель курса - развитие креативности, интеллектуально-творческого потенциала  воспитанников, развитие способностей выдвигать нестандартные решения, создание нового и необычного.     Социальный педагогом  реализуется «Программа по развитию социальной уверенности детей  в старшем возрасте» (автор Е.В. Прима).

В ЦРР с  одаренными воспитанниками реализуется ряд дополнительных  образовательных программ, способствующих развитию узконаправленных способностей:

- дизайн- группа «Солнышко» (для детей с ярко выраженными художественно-изобразительными способностями);

-для детей с выраженной психомоторной одаренностью, работает студия хореографии «Хрустальный башмачок»;

-театральная студия  «Маска» (для детей с выраженными артистическими способностями);

- спортивный  кружок « Легкая атлетика (для детей с высокой двигательной активностью и выраженными моторными способностями);

-музыкальный руководитель осуществляет индивидуальную работу по  обучению пению детей с выраженными вокальными данными.

Педагогами изучены и внедряются инновационные    технологии на основе проблемного обучения, что создает благоприятные условия для развития познавательной активности дошкольников: ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер),метод моделирования, «Круги Эйлера»; «Технология экспериментирования»( Н.М. Зубкова),«Исследование в ДОУ» (И.Л. Паршукова), «Технология проектирования в ДОУ» (Е.С. Евдокимова), технология дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.

В группах организованы экраны "Любознаек", где освещаются запросы детей  «Что мы хотим знать». Стимулируя  развитие творчества, воображения педагоги  создают картотеки познавательных игр: ребусы, лабиринты, логические задачки, игры на внимание, которые всегда доступны детям и дети  периодически к ним обращаются.

     Активизирована работа по  организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, что дает   возможность детям  проявлять свои способности, чувствовать личную успешность, что стимулирует к активности, к достижению новых результатов. С детьми старшего дошкольного возраста оформляются детские портфолио.

4.Работа с родителями одаренных детей реализуется  в четырех направлениях:

  • Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на: расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  • Организация информационной среды для родителей:   групповые и общие родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам деткой одаренности  («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности»,  «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»). Педагогами дополнительного образования  организуются мастер-классы с родителями, оформляются  печатные консультации (буклеты, памятки, выпуск газеты "Детский городок"), оформляется страничка на интернет сайте ДОУ «Развиваем способности детей» с разнообразными рубриками: «Поиграем вместе», "Разгадай ребус", в группах оформлены уголки  для родителей «Маленький Почемучка»; «Разгадай-ка»,  периодически оформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших  победителями разнообразных  конкурсов и т.д.
  • Совместная практическая деятельность  ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).
  • Поддержка и поощрение родителей на уровне сада (на интернет сайте ЦРР, через газету ЦРР, благодарности на общих родительских собраниях, оформлен  стенд достижений «Мы славим тех, кто нас прославил»).

5. Разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами поселка в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития (совместные  педагогические объединения, взаимопосещения детских творческих объединений, совместные  праздничные мероприятия, творческие выставки, театрализованные представления, интеллектуальные марафоны, состязания различной направленности и т.д.

с 2011 года в ЦРР регулярно ведется "Банк  одаренных детей". Мы интересуемся дальнейшими достижениями наших воспитанников и имеем информацию о дальнейшем их личностном росте, результаты которого свидетельствуют об эффективности работы-с одаренными детьми  и о достижении планируемых результатов.

В результате внедрения системы работы с одаренными детьми ЦРР получены следующие результаты:

  • Разработана нормативно-правовая  база по работе с одаренными детьми;
  • Сформировалась  система по выявлению и дальнейшему развитию воспитанников с признаками интеллектуально-творческой одаренности.
  • Разработаны и внедрены программы дополнительного образования ("Маска", "Хрустальный башмачок", "Лёгкая атлетика", "КТМ", "Солнышко").
  • Повысился образовательный уровень педагогов в плане работы с одаренным детьми;
  • Пополнена предметно-развивающая среда ЦРР;
  • Значительно повысилась активность участия детей и педагогов  в конкурсах различного уровня (более 50%).
  • Прослеживается положительная динамика в росте общего развития способных детей, так и в развитии интеллектуально творческого потенциала.
  • Разработан механизм преемственности между школой и домой детского творчества.
  • Повысилась активность родителей в вопросах развития интеллектуально-творческого воспитания и развития детей.

Данная система работы представлена на районном совещании руководителей  и заместителей  дошкольных образовательных учреждений поселка и рекомендована к внедрению во всех дошкольных учреждениях.

От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит  будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают  в качестве важнейших ресурсов  развития нашей страны и ЯНАО в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми

       Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализую...

Разработка системы работы с одаренными детьми в условиях ДО

В данной презентации кратко обозначены цель и задачи системы работы с одаренными детьми.Даны основные понятия по данной теме...

Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активност...

система работы с одаренными детьми

система работы с одаренными детьми...

Система работы с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ в ДОУ

Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то з...