Информационно-коммуникативная компетентность руководителя Образовательной организации
статья

Колобова Ольга Константиновна

Компетентность - (от лат. Compete – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать установленный круг задач. Компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности, поэтому профессиональная компетентность рассматривается как способность человека эффективно решать профессиональные проблемы при минимальных затратах (интеллектуальных, финансовых, временных и др.) /9, 34/.

К составляющим профессиональной компетентности относят:

-        положительное отношение к специальности;

-        черты характера, темперамент, мотивацию, адекватную требованиям деятельности;

-        необходимые знания, базисные умения и навыки;

-        устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, мышления, эмоциональные и волевые процессы.

Под ИКТ - компетентностью подразумевается способность к решению учебных, бытовых и профессиональных задач с применением средств информационных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативная компетентность руководителя Образовательной организации

Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной       подготовки   используется    относительно       недавно. В. И. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о чём или кого-либо… судья полноправный». Компетентность и компетенция составляют у В. И. Даля единое понятие /38 ,8/.

В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» /1,72/.

Компетентность - (от лат. Compete – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать установленный круг задач. Компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности, поэтому профессиональная компетентность рассматривается как способность человека эффективно решать профессиональные проблемы при минимальных затратах (интеллектуальных, финансовых, временных и др.) /9, 34/.

К составляющим профессиональной компетентности относят:

-        положительное отношение к специальности;

-        черты характера, темперамент, мотивацию, адекватную требованиям деятельности;

-        необходимые знания, базисные умения и навыки;

-        устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, мышления, эмоциональные и волевые процессы.

Под ИКТ - компетентностью подразумевается способность к решению учебных, бытовых и профессиональных задач с применением средств информационных технологий. Отсюда ИКТ-компетентность менеджера в дошкольном образовании можно расценивать как составляющую общей профессиональной компетентности, которая выражается в способности и готовности субъекта к продуктивной реализации профессиональных управленческих функций на базе ИТ /1, 72/.

Профессиональная ИКТ-компетентность, будучи сложным интегративным образованием, включает:

-        знание особенностей информационного взаимодействия в профессиональной среде, потенциала и границ использования ИТ при его организации;

-        мотивы, убеждения, ценностные ориентации;

-        умения и навыки, связанные с информационной деятельностью (поиск и отбор информации в различных источниках, ее анализ, обобщение и представление с помощью ИТ; подбор компьютерной и информационной техники, программ для решения профессиональных вопросов; участие в работе сетевых объединений коллег; конструирование рабочего «инфопространства»).

        Ядром ИКТ-компетентности принято считать компьютерную и информационную грамотность.

        Компьютерная грамотность предполагает наличие знаний об основных устройствах компьютера, видах программного обеспечения, а также умений и навыков применения компьютерной техники, электронных средств связи, текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, информационных сетевых ресурсов, программных средств; умения объяснить ситуации, возникающие в ходе использования компьютеров и сделать рациональный выбор аппаратного и программного сопровождения профессиональной деятельности.

        Информационная грамотность отражает уровень знаний об информации, информационных процессах и технологиях, понимания возможностей и недостатков их внедрения в практику, умений оперирования разнообразными данными и ресурсами.

        Главными показателями ИКТ-компетентности менеджера дошкольного профиля являются:

-        понимание необходимости интеграции дошкольного образования в процессы глобальной информатизации и массовой коммуникации;

-        положительное отношение к организации профессиональной деятельности с использованием ИТ;

-        готовность к образованию и самообразованию в области ИТ;

-        знание специфики и закономерностей информационного обеспечения управления ДОУ;

-        знание технических и программных средств информатизации управления;

-        умение работать с разнообразными источниками информации (электронные пособия, Интернет и др.);

-        способность использовать средства ИТ в решении задач управления ДОУ;

-        владение различными способами получения, интерпретации, передачи, хранения и защиты управленческой информации (нормативно-правовой, административной, научной, учебно-методической и финансовой;

-        наличие коммуникативной культуры (включая личностные и деловые качества, необходимые для поддержания адекватные информационных взаимоотношений) /39, 9/.

        В структуре ИКТ-компетентности менеджера дошкольного профиля целесообразно выделение нескольких компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного. Каждый компонент можно изучать как самостоятельное психолого-педагогическое явление, но при этом все структурные элементы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи.

        Мотивационный компонент основывается на нравственно-психологической основе. В его содержание входят: направленность на профессиональную деятельность, потребности, стремления, способности, интерес к повышению квалификации в области информатизации. Иными словами, он выражается в совокупности потребностей, мотивов, целей личности, которая побуждает, направляет и регулирует профессиональный рост в области информатизации управления дошкольным образованием. Мотивационный компонент характеризуют:

-        осознание включенности дошкольного образования в процесс информатизации;

-        позитивное отношение к использованию ИТ в управлении ДОУ;

-        стремление к образованию в области ИТ, развитию личностных качеств, необходимых для эффективной реализации управленческих функций в современной информационной среде.

Когнитивный компонент отражает достигнутый уровень теоретической готовности специалиста-менеджера к организации профессиональной деятельности на базе ИТ и представляется в виде системы общих междисциплинарных знаний (в области информатики, педагогики, психологии, менеджмента, управления дошкольным образованием и т. д.), специальных научных знаний об информатизации дошкольного образования, средствах ИТ, их применении в управлении образованием, владение терминами и понятиями.

Деятельностный компонент включает следующие умения и навыки:

-        прогностические (прогнозирование цели и задач развития ДОУ в условиях информатизации; планирование системы сбора, обработки и передачи информации, необходимой для решения управленческих задач, процесса модернизации информационного обеспечения профессиональной деятельности на основе ИТ и формирования единой информационно-образовательной среды);

-        аналитические (поиск, интерпретация педагогически значимой информации; определение возможности и целесообразности использования современной вычислительной техники и средств связи в решении задач управления ДОУ; выбор аппаратного и программного сопровождения профессиональной деятельности; объяснение ситуаций, возникающих при применении ИТ);

-        коммуникативные (организация информационного взаимодействия; установление и поддержка контактов с общественностью: сотрудниками, коллегами, родителями и экспертами; диалог с различными предприятиями, органами власти на базе ИТ, в том числе в режиме реального времени);

-        инструментальные (использование компьютерной техники и электронных средств связи, информационных и образовательных ресурсов сети, поисковых систем, каталогов, общих и специальных программных продуктов, предназначенных для решения управленческих задач; разработка мультимедийных презентаций; создание и передача электронных писем);

-        контролирующие (определение цели, содержания и технологии контроля информационного обеспечения профессиональной деятельности; оценка информационного (внутреннего и внешнего) взаимодействия; выявление причин обнаруженных недостатков и возможных путей их устранения; сочетание контроля и самоконтроля) /33, 13/.

Таким образом, ИКТ-компетентность как одно из профессионально значимых качеств современного менеджера дошкольного профиля характеризует личность с точки зрения мотивации, направленности, знаний, умений и навыков, связанных с освоением и применением средств информационных технологий в целях оптимизации системы управления дошкольным образованием. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

Эссе.Компетентность руководителя образовательного учреждения

Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого к...

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. №678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организац

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. №678 г. Москва «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельно...

Описание опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

На первый взгляд ИКТ технология - тема знакомая многим педагогам, и с развитием прогресса с каждым годом появляется большое разнообразие средств ИКТ технологии. В своей работе я применяю, как традицио...

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"Инструкция "Голосово...

Тема: «Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя образовательной организации "

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Профессиональная компетентность руководителя как фактор эффективного управления образовательной организацией»...