План самообразования по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Пушкарева Инна Анатольевна

План самообразования по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

План самообразования по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                                             Воспитатель высшей  категории:

                                                                              Пушкарева Инна  Анатольевна

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2018 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 г.

         

         Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

        Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

        Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

        Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

        Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

        К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.

        Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.

        Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

        Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

        Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.

        Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

        Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

        У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

        Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного исскуства ;
  5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям на основе национальностей проживающих в Самарской области» для выступления на педсовете;
  7. Подготовить материал и принять участие в семинаре по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
  8. Подготовить консультации для родителей;
  9. Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов:

Список литературы для самообразования по теме:

Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.

    Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.

Шагарова Т.В., Косарева О.А., Майданкина Н.Ю. Программа «Сенгилеевское Белогорье». Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва: Творческий центр «Сфера», 2015.

 Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

 Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

 Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

 Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:

  1. Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
  2. Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
  3. Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
  4. Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
  5. Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

Индивидуальный  план самообразования по теме:

Месяц

Тема самообразования

Форма и срок отчета

Сентябрь

Подбор и изучение  литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана работы по формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности.

Практикум «Мой проект», и родительское собрание «Семейная гостиная»

План самообразования.

Перспективный план.

Результат диагностики.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь

Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»

Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношениях в семье);

Семинар-практикум «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим!»

Проекты по заданным темам.

Мини – центр.

Конец октября- начало ноября.

Ноябрь

Уточнение потребностей детей, их запросов; уровня  педагогической грамотности и компетенции их родителей. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству:

- изучение семей воспитанников;

- психолого – педагогические исследования личностных ценностей социальных групп, к которым относятся воспитанники;

- психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

- проведение социологического опроса (анкетирование, интервьюирование) по темам: «Давайте познакомимся», «Ценности и традиции нашей семьи».

Этические беседы о русском гостеприимстве.

Ко Дню Матери  театрализация - развлечение  «История появления чая на Руси»

Папки передвижки.

Консультации для родителей.

 Мастер – класс для педагогов.

Конец ноября – начало декабря.

Декабрь

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Создание альбомов «Семейные традиции», «Наши новые традиции».

Организация дней открытых дверей.

Открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

 Пропаганда семейных ценностей и традиций, преемственности поколений - праздник - «Новый год у ворот!»

Конец декабря

Январь

Рождественский сочельник

Практическое занятие «Как дети могут заботиться о взрослых»

Консультация

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Конец января.

Февраль

Размещение опыта работы в СМИ

Народные праздники в кругу семьи.

Практикум «Широкая Масленица!».

Участие родителей и детей в совместных социальных акциях.

Доклад

Фото выставка.

Конец февраля

Март

Духовное развитие народов проживающих в ХМАО - Югре.

Консультация.

Конец марта.

Апрель

Светлая Пасха Организация экскурсии в Храм Сергия Радонежского.

Практикум для родителей «Семья – как ценность!»

Мастер-класс «Мир увлечений моей семьи». Знакомство со старинными рецептами куличей, кулебяк, колобков.

Стенгазета

Папки передвижки для родителей

Конец апреля

Май

Презентации проектов семейного опыта «Наши семейные истории и традиции»

Мероприятие с родителями детьми.

Конец мая

Перспективный план  самообразования в работе с детьми и родителями.

Перечень мероприятий (тематика, форма)

Сроки проведения

Практикум «Мой проект», и родительское собрание «Семейная гостиная»

Сентябрь

Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношениях в семье);

Семинар-практикум «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим!»

Октябрь

Этические беседы о русском гостеприимстве.

Ко Дню Матери  театрализация - развлечение  «История появления чая на Руси»

Ноябрь

Пропаганда семейных ценностей и традиций, преемственности поколений - праздник - «Новый год у ворот!»

Декабрь

Практическое занятие «Как дети могут заботиться о взрослых»

Январь

Практикум «Широкая Масленица!».

Участие родителей и детей в совместных социальных акциях.

Февраль

Мастер-класс «Мир увлечений моей семьи»

Проведение индивидуальных консультаций «Почта добрых советов».

Март

Организация экскурсии в Храм Сергия Радонежского.

Практикум для родителей «Семья – как ценность!»

Апрель

Круглый стол с родителями по итогам работы «Итог работы за текущий учебный год» (проведение опроса, анкетирования).

Презентации проектов семейного опыта «Наши семейные истории и традиции»

Май

Планируемый практический выход:

  1. Наличие у воспитанников устойчивого интереса к своей семье, родословной, семейным ценностям и традициям.
  2. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка по данной теме.

3. Применение родителями полученных знаний при организации исследовательской и практической работы с детьми в домашних условиях. В некоторых семьях возобновились давно забытые семейные традиции, в других образовались новые.

4. В результате проектной деятельности (проект «Что за чудо – Колобок?») воспитывать нравственные качества  личности, в частности – бережливость, трудолюбие.

             Работа по формированию семейных ценностей проводилась в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Таким образом, результаты работы позволили нам сделать вывод, что разработанная система мероприятий помогла раскрыть и тем самым обогатить теоретический и практический опыт детей и родителей в семейном воспитании.

Это способствовало изучению лучшего опыта семейного воспитания, пропаганде его среди широкого круга родителей, использованию в работе детского сада положительных методов семейного воспитания, укреплению авторитета педагога в семье и родителей в детского саду.

Заключение.

     Планирование самообразования по этому направлению позволит

познакомить детей со старинными обрядами, традициями, песенным и танцевальным творчеством, фольклорным материалом, семейными ценностями и традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.       

     Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

     Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

     Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: "Формирование позновательной активности у детей среднего возраста посредством эксперементальной деятельности"

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети  получают новые представления о живой и неживой приро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

План самообразования по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процес...

Картотека игр по Формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности

Картотека игр по Формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности...

Картотека игр по формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций

laquo;Дети – живые цветы земли» - так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполно...

План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет...