Семинар-практикум.Мастерство мотивирования дошкольников к разнообразным видам деятельности
учебно-методический материал

Китаева Светлана Юрьевна

Семинар-практикум.Мастерство мотивирования дошкольников к разнообразным видам деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум.

Мастерство мотивирования дошкольников

к разнообразным видам деятельности

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов; обучить участников семинара  приемам мотивации детей к разнообразным видам деятельности.

1.Вступительное слово

ФГОС ДО  нацеливают педагогов на отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепцию «активного ребенка» (принцип активности) и  вклад ребенка в свое образование; на отказ от концепции «ведущей деятельности»: все виды детской активности имеют равное значение – не только игра, но исследовательская активность, общение со взрослым и сверстниками, различные виды творчества и т.п.;  на предоставление возможности выбора ребенком содержания своей деятельности.

Целевые ориентиры указывают нам, что ребенок должен обладать разными  качествами, в том числе:

  • Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Способность выбирать  себе род занятий.
  • Проявление любознательности.
  • Способность к принятию собственных решений.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребѐнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Анализ взаимодействия наших педагогов с детьми свидетельствует об авторитарных зачастую подходах некоторых из них. Отмечаются сложности в использовании мотиваторов педагогами: недостаточный учет индивидуальных и возрастных особенностей, ограничение детской активности и инициативы, порицания, запрещения, доминирование педагога над детьми и т. д.

Как превратить рядовое занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность и не выпадал из нее?

Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.

Как педагогу проводить организованную образовательную деятельность по инициативе детей? Хорошо, если возникают такие ситуации, когда у ребенка возникают какие – то вопросы, проблемы, с которыми он обращается к взрослым, или неожиданно возникает интересная для всех ситуация.

   Что же желать, если такой счастливой случайности не произошло?  Вот сегодня мы с вами и рассмотрим некоторые  приемы мотивации к образовательной деятельности.

2.Учебная информация

          Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний.

Существует несколько видов мотива:

  • Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.
  • Игровые мотивы.
  • Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
  • Мотивы самолюбия, самоутверждения
  • Познавательные и соревновательные мотивы.
  • Нравственные мотивы.

В настоящее время наукой и практикой разработано множество игровых методов и приемов обучения, но которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными. Во-первых, потому, что созданная педагогом игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им, подобно игре, радости и не развивает их. Во-вторых, потому, что игровые методы и приемы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются.

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Так, например, воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто-то «пришел».

Возрастной диапазон использования этого игрового приема от 2 до 7 лет. И если малыши 2 - 3 лет с неподдельным, искренним интересом относятся к «приходу» игрушки или куклы «би-ба-бо», то для старших детей этот прием не только не эффективен, но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.

Дети 2-3 лет, которые уже освоили игровое действие (действие понарошку), действительно готовы «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив для этого определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Он должен взять в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, и захотеть что-то для нее сделать.

Но в большинстве случаев с игрушкой-гостем манипулирует педагог. А от детей она находится на значительном и недосягаемом расстоянии. Поэтому в лучшем случае каждому ребенку удается лишь погладить ее. В результате кроме эффекта новизны никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает.

К сожалению, в работе с детьми 5-7 лет «понарошкин» мир детской игры также не всегда способствует эффективному решению учебных задач, ради которых игровые методы и используются.

Как утверждает Доронова Т.Н.  игровые методы и приемы должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Так, в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий - покатать машину, разгрузить или загрузить ее, покормить куклу, уложить ее спать, нарисовал дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой, игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье – покормил (понарошку) игрушку, которая находится рядом.

В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра детей характеризуется принятием роли и ролевым поведением  - в роли зайчика ребенок строит для себя дом, готовит обед, в роли зайчат дети могут «заготавливать» овощи – лепить морковь, свеклу и т.п.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта, художественных произведений, различных событий, фантазирования и т.п. В содержании игровой мотивации могут быть объединены различные события, действия героев из художественных произведений в единый сюжет, интересный для современного ребенка и побуждающий его к выполнению учебных заданий.

Как определить, насколько сильна мотивация ребенка? Лучший способ определить степень мотивации ребенка это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребенок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от ее выполнения. И наоборот, немотивированный ребенок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования – это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребенка к  достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

1. Поощрять исследование окружающей среды.

2. Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение.

3. Хвалить ребенка за совершенные достижения.

4. Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков.

5. По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты.

6. Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех 6 условий поможет вашим детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет. (Раздать приложение, пригодится родителям.

3. Практическая работа по формулировке мотиваций.

(Обыграть на практикуме по одному приёму мотивирования  дошкольников к различной деятельности и соотнести его с видом мотива).

 Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке». 

         

Второй  тип мотивации – помощь взрослому –  «Помоги мне». 

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

 Четвертый  тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

4. Подведение итога.

     Как вы думаете, смогут ли продемонстрированные сегодня приемы решить  проблему мотивации детей к образовательной деятельности? Какими приемами можете поделиться Вы?

Приложение

«Мастерство мотивирования дошкольников»

Существует несколько видов мотива:

  • Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.
  • Игровые мотивы.
  • Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
  • Мотивы самолюбия, самоутверждения
  • Познавательные и соревновательные мотивы.
  • Нравственные мотивы.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования:

1. Поощрять исследование окружающей среды.

2. Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение.

3. Хвалить ребенка за совершенные достижения.

4. Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков.

5. По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты.

6. Стимулировать языковое и символическое общение.

Советы родителям по тому, как развивать детскую мотивацию

1. Обеспечьте ребенка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом Вам могут помочь книги, пазлы, кубики и т.д.

2. Дайте Вашему ребенку игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя их местоположение и форму.

3. Позвольте ребенку сделать собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию.

4. Ребенку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них цепочку. Это увеличивает познавательные способности и  усиливает концентрацию. Еще одним полезным занятием является сортировка предметов по форме.

5. Давайте Вашему ребенку задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий.

6. Помогайте ребенку справляться с заданиями. Благодаря Вашей помощи ребенок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.

7. Разделяйте интересы ребенка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что ему интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания подталкивает ребенка к выполнению другого.

8. Помогите ребенку овладеть базовыми умениями. Покажите ему, что происходит, когда он пользуется приобретенными умениями, и наоборот.

9. Участвуйте в играх ребенка, взаимодействуйте с ним. Проводя время с ребенком, Вы сможете лучше его понять и помочь ему.

10. Награждайте и поощряйте ребенка за хорошо выполненное задание. Но не используйте награду как способ привлечения к выполнению задания.

11. Позвольте ребенку участвовать в семейных дискуссиях и учитывайте его взгляды.

12. Начинайте читать Вашему ребенку с раннего возраста. При этом старайтесь создать спокойную и теплую атмосферу. Чтение ребенку вслух развивает его творческие способности и воображение.

13. В удовлетворении потребностей ребенка будьте последовательны и устанавливайте определенные ограничения.

14. Дайте ребенку понять, что все дети разные, и помогите ему осознать свои слабости и развить в себе сильные стороны.

15. Говорите Вашему ребенку, что Вы верите в его способность выполнить задание. Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.

16. Дайте ребенку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство. Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации Вашего ребенка.

17. Хвалите ребенка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями. Хвалите ребенка не только за достижения, но даже за попытки.

18. Помогите ребенку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется время и старание.

19. Сделайте чтение увлекательной игрой для Вашего ребенка. Вы можете издавать смешные звуки и предложить ребенку сделать то же. Можно сыграть роль персонажа сказки. Все это поможет превратить чтение в удовольствие.

20. Попросите ребенка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребенок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.

21. Позвольте ребенку проявлять активность различными способами. Дети обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. Никогда не критикуйте ребенка за неудачу, наоборот, посоветуйте ему, что делать, чтобы добиться желаемого результата.

22. Вместо того чтобы говорить ребенку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.

23. Дайте ребенку возможность показать свои умения и талант окружающим.

24. По мере того, как ребенок развивается, меняются его интересы и способности. Время от времени обсуждайте с Вашим ребенком его интересы.

25. Старайтесь не кричать на ребенка и не ставить его в неловкое положение перед окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МБДОУ № 3 Мясоедовой А.И. "Художественное развитие дошкольников средствами разнообразных видов изобразительной деятельности"

У вас в руках "волшебный квадрат". Почему волшебный? Он может замечательным образом трансформироваться: становиться самолетом или корабликом, животным или рыбкой, а может расцвести прекрасным цветком ...

Презентация "Развитие мелкой моторики руки в разнообразных видах деятельности дошкольников"

В презентации кратко представлены теоретические и практические основы работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться для сост...

Формирование и развитие творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской музыкальной деятельности.

Формирование и развитие творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая...

Выступление на педагогическом совете «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»

Выступление на педагогическом совете  «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через разнообразные виды детской деятельности»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"

В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и самор...