Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»
консультация

Богданова Светлана Сергеевна

Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации

 по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»

Подготовила:

старший воспитатель

Богданова С.С.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

• развитие первичных естественнонаучных представлений,

• наблюдательности,

• любознательности,

• активности,

• мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1)место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. (экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, бросового и т.п.)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

• Компонент дидактический

• Компонент оборудования

• Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

• Познавательные книги

• Атласы

• Тематические альбомы

• Серии картин с изображением природных сообществ

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

• алгоритмы выполнения опытов

•карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла

• весы, безмен

• песочные, механические часы,

• компас,

• магниты;

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

Компонент стимулирующий

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

• шишки, перья, мох, листья и др. ;

•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

•технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

•медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;

•прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Содержание уголка познавательно-исследовательской деятельности

в младшей группе:

  • Книги познавательного характера для младшего возраста;
  • Тематические альбомы;
  • Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

  • Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
  • Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

  • Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

  • Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги, разного цвета;
  • Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
  • Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
  • Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами;
  • Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
  • Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
  • Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
  • Вертушки для игр с ветром;
  • Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
  • Природный материал (все крупное, семена, гербарий осенних листьев);
  • Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

в средней группе

  • Книги познавательного характера для среднего возраста;
  • Тематические альбомы;
  • Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
  • Мини – музеи («Камни»«Чудеса из стекла» и др.);
  • Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

  • Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
  • Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
  • Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

     - формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

     - ситечко для просеивания.

  • Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

  • Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета;
  • Зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»;
  • Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
  • Простейшие приборы: лупы, очки с цветными стеклами, фонарик для игр со светом;
  • Приборы для измерений (термометр для воды, весы со стрелочкой и чашами);
  • Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
  • Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
  • Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
  • Вертушки для игр с ветром;
  • Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
  • Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев);
  • Бросовый материал (веревочки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки).

в старшей группе

  • Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
  • Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
  • Серии картин с изображением природных сообществ;
  • Тематические альбомы;
  • Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
  • Мини – музеи («Изделия из камня» и др.);
  • Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

  • Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
  • Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
  • Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

  • Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

  • Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, разного цвета;
  • Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
  • Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
  • Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
  • Различные часы (песочные, механические);
  • Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы - безмен);
  • Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
  • Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
  • Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
  • Вертушки для игр с ветром;
  • Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
  • Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
  • Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
  • Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
  • Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

 в подготовительной к школе группе

  • Книги познавательного характера для старшего возраста, атласы;
  • Картотека опытов;
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • Блокноты для фиксации результатов опытов;
  • Карточки – подсказки «Что можно, что нельзя»;
  • Серии картин с изображением природных сообществ;
  • Тематические альбомы;
  • Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки весны (лета, осени, зимы)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
  • Мини – музеи («Изделия из камня», «Часы бывают разные», «Магниты» и др.);
  • Лабораторный материал:

- резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

- различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);

- ступки, пестики для растирания веществ;

- разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

  • Материал для игр с мыльной пеной, мыльные пузыри;
  • Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел);
  • Материал для игр с песком:

- разноцветный песок;

- формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;

- ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:

- формочки для льда;

- пищевые и непищевые красители (гуашь, краски акварельные).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., фольга, копировальная бумага, разного цвета;

  • Зеркала разного размера для игр с «солнечным зайчиком»;
  • Семена фасоли, гороха, бобов, мерные ложечки;
  • Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
  • Простейшие приборы: лупы, фонарик для игр со светом, магниты, бинокль, песочные часы;
  • Различные часы (песочные, механические);
  • Приборы для измерений (термометр для воды, воздуха, весы со стрелочкой и чашами, весы – безмен, бинокль, компас, микроскоп, горелка);
  • Ящик «ощущений», «чудесный мешочек»;
  • Душистые коробочки (контейнеры от киндер-сюрпризов с отверстиями и различными наполнителями);
  • Шумящие коробочки (с наполнителями, издающими различные звуки);
  • Вертушки для игр с ветром;
  • Сувениры покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде;
  • Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, мох);
  • Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки).
  • Печатки из пробок, поролона, свечи;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
  • Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
  • Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;

- расширение опыта ориентировки в окружающем;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.)

Познавательно-исследовательскаядеятельность (экспериментирование) может быть организовано в трёх основных формах: занятие, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по математике, по развитию речи, по конструированию и пр., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательном центре).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности  в ходе осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих (капитанов, лидеров группы и т.п.),  помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ. Представляет собой обобщенный материал по организации экспериментальной и познавательно - исследовательской деятельности воспитанников в разных групп...

Методическая разработка для воспитателей средней группы "Организация познавательно-исследовательской деятельности в детском саду"

Дети очень любознательны. В любом возрасте они познают мир,им интересно как все устроено. Познавательно-исследовательская деятельность поможет развивать ребенка,сделать его кругозор шире,увлекательнее...

15.01.19.Методические рекомендации по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ

Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ...

консультация для воспитателей «Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»....