Педагогический совет "Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности"
учебно-методический материал

Салихова Елена  Викторовна

На данном педсовете сообщение на тему " Актуальность реатрализованной деятельности в развитии детеей дошкольного возраста". Итоги тематического контроля "Организация театрализованных игр с целью речевого развития детей". сообщение воспитателей по основным программным задачам театрализованой деятельности в разных возрастных группах. Деловая игра 2Театральный ринг" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2_teat_deyat.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 2

Тема: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности» 

Разработчик:

Старший воспитатель

МКДОУ  «д/с№12»

Салихова Е.В.

 

Форма проведения: диспут и игра «Театральный ринг».

Тема «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредствам театрализованной деятельности»

Повестка дня:

1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.

2.Сообщение на тему: «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

3. Итоги тематического контроля по теме: «Организация театрализованных игр с целью речевого развития детей»

4.  Сообщение старшего воспитателя Салиховой Е.В на теме: «Основные программные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных группах»:

5.1. Выступление воспитателя      на тему: «Программные задачи театрализованной деятельности во 2-ой младшей группе».

5.2. Выступление воспитателя        на тему: «Программные задачи театрализованной деятельности в  средней группе».

5.3. Выступление воспитателя         на тему: «Программные задачи театрализованной деятельности в старшей группе».

5.4. Выступление воспитателя       на тему: «Программные задачи театрализованной деятельности в подготовительной группе».

6. Практическая часть педагогического совета. Деловая игра «Театральный ринг» (ведущий – старший воспитатель Салихова Е.В.)

7. Вынесение решений педагогического совета.

Сообщение

на тему:  «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания. Научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребенка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребенка, без этого невозможно полноценное психическое и социально – эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность, суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С.Станиславский). в театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координаторами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н. Дороновой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, Э.Г.Чурилловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно – эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время учеными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной, предложена методика работы, выявлены особенности поведения театрализованных занятий, разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать. Что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра – драматизация и вовсе отдается на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра - ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных. Растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромное и воспитательное значение театральных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое. Не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть

проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться пока не будет найдено верное решение.

Сообщение старшего воспитателя Салиховой Е.В

 для педагогического совета

«Основные программные задачи театрализованной деятельности в разных возрастных группах»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.

В программе театрализованная деятельность представлена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в разделе «Игровая деятельность» - «театральная игра».

Все театральные игры можно разделить на 2 основные группы:

  • Игры-драматизации;
  • Режиссерские игры.

Игра-драматизация как изображение, обозначает героя позитивного или негативного поведения – единственные вид деятельности, у который требует от ребенка перевоплощения, т.е. предлагает ему «не быть самими собой», а своими поступками, мимикой, жестами, интонацией обозначить отношение к персонажу, самой ситуации (высокий рослый мальчик изображает маленькую Мышку, а низкого роста хрупкая девочка исполняет роль Медведя). (Мы говорим сейчас о театральной игре, а не о выступлении театрального коллектива на открытом мероприятии). Эти перевоплощения обогащают палитру поведения ребенка, раскрывают ему психологию людей, подготавливают понимание того, что один и тот же человек может вести себя в разных ситуациях по-разному. (+ Воспитание безопасного поведения с незнакомыми людьми). Не может быть однозначных оценок, человек сложен и герои литературных произведений наглядно в этом убеждают (сегодня ребенок играет Петуха, которого лиса несет за дальние леса, а на другой день он же играет Петуха, который несет косу на плечах, что бы Лесу выгнать из дома Зайчика).

Задание: Предлагаю вспомнить героев сказок, которые по разному представлены в произведениях.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Потерянное колечко», «Заюшкина избушка». В таких сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое.

Для развертывания игр-драматизаций необходимо:

  1.   Педагог берет на себя роль режиссера и вызывает у детей как у артистов желание играть в его спектакле. Первое знакомство с произведением.  Здесь самое главное интерес самого педагога к литературному произведению, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании: правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты, которые оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть.
  2. Играть роль способен только тот, кто знает текст или может импровизировать на основе знания содержания сказки.
  3. У артиста должны быть знания о реальном поведении животного, которые потом способствуют созданию сказочного образа.
  4. При создании роли необходимо иметь представление о средствах изображения человеком персонажа (варианты походки, мимики, жестов). В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или другие выразительные приемы – игра для него должна быть именно игрой, но подготовить ребенка к выразительности образа – задача воспитателя. (Вот поэтому правильная планомерная  подготовительная работа способствует избежанию «натаскивания» детей перед выступлениями). Этому способствует:

- пересказы от лица героя;

- рассматривание иллюстраций сказок;

- просмотр мультфильмов;

- спектакли, показанные профессионалами и взрослыми (родителями, воспитателями), а так же и детьми старшего возраста.

- упражнения - импровизации (голосом, мимикой, жестами, позами и т.д.). Для успешного решения этой задачи желательно присутствие в группе зеркал.

Если учитывать, что игра-драматизация – это репетиция будущего спектакля, то требования к костюмам изменятся. Для репетиции костюм не нужен, более того, он может мешать.

Вопрос: какие атрибуты для выражения роли используются для организации игр-драматизаций?

В младших и средних группах лучше всего ограничиваться в ежедневных играх «медалью» в форме кулона с изображением персонажа.

В старших группах можно использовать отдельные элементы костюма, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа (например, шапочка-гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п.). к изготовлению костюмов полезно привлекать самих детей.

Многократно повторяя игру воспитанники все меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. Одновременно в игре могут участвовать только несколько человек – подгруппа, поэтому важно, что бы дети поочередно были участниками сказочного действия (первое действие  - один состав артистов, а второе (после «антракта») другой, в этом случае роль Колобка, могут сыграть несколько детей.

Развитие режиссерских игр тесно переплетено с конструированием и сюжетно-ролевыми играми. Дети с удовольствием сооружают постройки(из настольного или напольного строителя) и обыгрывают их в форме режиссерской игры. В старших группах, например, ребенок рисует и вырезает овощи из бумаги, раскладывает их на грядке и называет овощеводом, вырастившим богатый урожай. Это не рисование и не ручной труд, а именно режиссерская игра так как ребенок сам придумывает сценарий и сам по нему играет. (Это и есть самостоятельная деятельность. Именно для этого должным находиться в свободном доступе все изобразительные средства).

 В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов («Медвежата в чаще жили», «Зайка делает зарядку», «Воробушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Теремок», «Ладушки» и т.д.). Эти игры (хороводные, подвижные, музыкальные, речевые) как форма, которая побуждает детей через текст имитировать образы, способствуют овладению ребенком разной мимикой, интонацией, управлением своим телом. Показатель успешности работы педагога – инициатива малышей играть в эти игры самостоятельно. Взрослый, демонстрируя разные виды театров, участвуя во всех предлагаемых видах игр, показывает образцы персонажей, содействует накоплению опыта разных драматизаций.

О программных задачах театрализованной деятельности во 2-ой младшей группе расскажет воспитатель

 

выступление воспитателя

«Программные задачи театрализованной деятельности во 2-ой младшей группе»

Театральные игры (драматизация и режиссерская)

Содействие:

  • Развитию игр по сюжетам сказок, литературных произведений («Теремок», «Колобок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Доктор Айболит» К. Чуковского), использованию их богатых воспитательных возможностей; овладению простейшими образно-выразительными умениями при исполнении роли (лягушка скачет, мышка бежит мелкими шажками и т.п.); расширению круга участников;
  • Развитию индивидуальных игр, в частности режиссерской, как разновидности самостоятельной сюжетной игры, характерной для малышей, которые частот  болеют, нерегулярно посещают детский сад, с трудом адаптируются к нему; наблюдению за малышами с диагностической целью помочь своевременно выявить воспитанника, испытывающего эмоциональный дискомфорт, неудовлетворенность важных социальных потребностей (в игре, признании взрослых, ровесников), и создать более благоприятные условия для его нервно-психического развития, оптимизировать отношения с окружающими.

В средней группе театральная игра – важная форма развития у ребенка ведущей способности, необходимой человеку на всю жизнь – различать обозначаемое и обозначение. Любая роль – это знак. Поэтому вводятся еженедельные вечера, посвященные разыгрыванию детьми сказок, известных ИМС младшей группы. С одной стороны данные игры воспроизводятся ребенком на основе подражания увиденного, с другой – благодаря рассматриванию иллюстраций, накоплению знаний о повадках животных, углублению понимания особенностей взаимоотношений между героями у него появляется интерес к поиску индивидуального рисунка выполнения роли. Первая сказка, которая превращается педагогом в «театр» - «Колобок», затем идет «Круть и Верть», и далее по выбору взрослого, например, «Потерянное колечко», «Репка» и т.д.

Выступление воспитателя

«Программные задачи театрализованной деятельности в средней группе»

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играмРасширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

«Социально-коммуникативное развитие»

Игры-драматизации

Содействовать:

  • Становлению игры как самостоятельности;
  • Обогащению развития игр по сюжетам сказок, литературных произведений;
  • Овладению ребенком разной мимикой, интонацией, управлением своим телом;
  • Развитию имитационных игр, связанных с передачей образов («Медвежата в чаще жили», «Зайки делают зарядку», «Воробушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Ладушки» и т.д.), которые побуждают детей через текст имитировать образы.

Режиссерская игра:

Содействовать становлению и развитию:

  • Индивидуальных и совместных игр как разновидности самостоятельных сюжетных игр (например, как развитие строительной игры);
  • Овладению умением создавать условия для развертывания игры, воплощению ее замысла (используя при этом как готовые игрушки, так и предметы-заместители, игровые атрибуты и т.п.);
  • Расширению круга участников, использование ее богатых воспитательных возможностей;
  • Использованию игры, как формы своевременной диагностики эмоциональной сферы воспитанников, испытывающих подавление важных социальных потребностей (в игре, признании взрослых, ровесников и др.), наблюдая за игрой.

«Художественно-эстетической развитие»

  • Развитие задатков будущего зрителя: знакомство с разновидностями детского театра, умением эмоционально воспринимать спектакли, которые показывают взрослые или старшие дети, выражать в речи свое отношение к героям и событиям.  

В старшей группе ребенок экспериментирует с разными видами театров. Он воспроизводит типичные действия изображаемого персонажа.

Наряду с совместными сюжетно-ролевыми играми развиваются индивидуальные режиссерские, в которых ребенок создает все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что он либо не берет на себя никакой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей и, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как «режиссер».

выступление воспитателя

«Программные задачи театрализованной деятельности в старшей группе»

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Театральные игры: игры-драматизации и режиссерские игры.

Содействовать развитию индивидуальных и совместных игр, в которых главным является не только то, ЧТО ребенок изображает, исполняет роль, но и то, КАК он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли.

Игры-драматизации

Содействовать:

  • Овладению способностью к разыгрыванию сказок, известных с младшей группы («Колобок», «Круть и верть», «Потерянное колечко», «Репка» и т.д.);
  • Возникновению «эмоционального предвосхищения», которое способствует более глубокому восприятию художественного произведения, сопереживанию его персонажей, эмоциональному воплощению роли;
  • Углублению понимания особенностей взаимоотношений между литературными героями, появлению интереса к поиску индивидуального рисунка выполнения роли;
  • Углублению понимания особенностей взаимоотношений между литературными героями, появлению интереса к поиску индивидуального рисунка выполнения роли;
  • Повышению качества игр-имитаций разных животных и героев литературных произведений;
  • Воспитание интереса к разным видам театра (бибабо, пальчиковый, перчаточный, настольный и др.);
  • Развитию художественных способностей, возможности самоутвердиться, почувствовать свою самоценность.

Режиссерские игры.

Содействовать:

  • Экспериментированию ребенком с разными видами театров (драматизация, кукольные, теневые и др.);
  • Развитию способности к фантазированию, комбинированию реального и фантастического в игре; развитию игры в воображаемом словесно-оформленом плане (ролевые диалоги, игровые беседы), близком к сочинительству, где ребенок может отталкиваться от реальных игрушек, рисунков – картинок, впечатлений из опыта;
  • Воспроизведению не только типичных действий изображаемого персонажа, но и свободного творческого построения сюжета (может даже и отсутствовать роль), которое лишь отталкивается от тех или  иных представлений ребенка;
  • Проявлению интереса к театрализованным играм: ребенок самостоятельно придумывает и разыгрывает сюжеты с игрушками («Как утка спасала утят от лисы» и т.п.), более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки;
  • Развитию индивидуальных игр и совместных игр с игрушками, в которых ребенок создает все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки.

В подготовительной к школе группе ребонок еще активнее, чем в старшей. Он увлекается театральными играми, усложняя и обогащая их в силу того, что его жизненный и творческий опыт становится сложнее и богаче.

выступление воспитателя

«Программные задачи театрализованной деятельности в подготовительной группе»

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.

Задачи

  • Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
  • Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.
  • Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
  • Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
  • Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  • Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
  • Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет  и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театральные игры: игры-драматизации и режиссерские игры.

Содействовать стремлению детей еще активнее, чем в старшей группе, играть в театрализованные игры, усложняя и обогащая их в силу того, что жизненный и творческий опыт дошкольника становится сложнее и богаче.

Практическая часть педсовета.

«Театральный ринг»        

Ведущий:  Салихова Е.В. – старший воспитатель.

Перед игрой каждый педагог получает «билет» - часть разрезной картинки о театре, собирая картинки – пазлы, участники делятся на 4 команды.

Ведущий: Наши участники –  2 команды

Ведущий: прошу участников игры обговорить и придумать название своей группы, а выбранному вами лидеру команды, повязать шарфик.

Ведущий: И так, начинаем игру «Театральный ринг» посвященную театрализованной деятельности в ДОУ. (лидеры подгрупп поочередно крутят волчок, а участники выполняют задания).

Задания:

1. Дружеский шарж «Я покажу, а вы угадайте»

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты).

2.Педагогический тренинг

-На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?

(режиссёрские игры и игры-драматизации)

К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:

- плоскостной,

- теневой,

- настольный,

- театр на фланелеграфе.

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.

-Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей (приведите примеры из личного опыта)

-Формы организации театрализованной деятельности

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач

-Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру? (приведите примеры из личного опыта)

-Назовите виды театров

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок

Угадай «Театральные термины»

Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия (декорация)

Место, где представляют пьесу (сцена)

Список пьес, включенных в сезонную афишу (репертуар)

Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются (грим)

МОЗГОВОЙ   ШТУРМ

Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, которые влияют на развитие творческих, социально – коммуникативных способностей детей является:

- Сказкотерапия;

- Создание мультфильмов;

- Мнемотехника

- Нетрадиционные театрализованные игры (Пантомимических - этюдов)

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей. Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания. С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

      Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта.  Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

         Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

      Благодаря сказкотерапии дети учатся: думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, умеют встать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт, со взрослыми и со сверстниками.

         Сказкотерапия - как инновационная технология в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе!!!

Одним из инновационных направлений театрализованной деятельности является создание мультфильмов.

 Создание мультфильма интегрирует в себя разнообразные виды деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. Кроме того, возникает связь с новым социальным институтом Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность не только для ребенка, но и для взрослого, так как он сам создает персонажи, озвучивает их и с помощью взрослого получает итоговый результат – видео продукт. Дети могут слепить или нарисовать персонажей, создать элементарные декорации, придумать сценарий, и сами озвучить, т.е. дети здесь выступают в роли оператора, сценариста, режиссера. Процесс съемки включает:

 придумывание сюжета

создание декораций, героев

создание фотографий

монтаж

Процесс создания мультфильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателя, детей, родителей. Работа с мультипликацией позволяет решить следующие задачи:

1. повышает уровень творческой и познавательной активности детей, их инициативность, самостоятельность

2. повышает уровень интереса родителей к «жизни сада», желание активно участвовать в ней

3. расширить возможности для образовательно-воспитательной деятельности педагога

4. повышает уровень образованности педагога, раскрывает в нем талант мультипликатора.

Ещё одним из инновационных направлений театрализованной деятельности является мнемотехника.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

«Мнемотехника» – это техника развития памяти. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. Владели этим искусством в совершенстве А. Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному. Мнемотехника играет особую роль в развитии речи через театральную деятельность. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы), а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы).

В результате при использовании технологии мнемотехники в театрализованной деятельности у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-развивается наглядно-образное и логическое мышление;

-совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице;

-снимаются внутренние зажимы и комплексы.

Использование нетрадиционных приемов в театральной деятельности.

Мы рассмотрим на примере

Пантомимические этюды.

Театрализованная игра- этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывается возраст детей. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.

Педагогические ситуации

Ситуация 1 – для первой команды.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь».

Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия

возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и

дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопросы:

Как разрешить сложившуюся ситуацию?

Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2 – для второй команды

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между

собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже

хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Вопросы:

Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?

Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

Ситуация 3

Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили  за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.

? Объясните поведение малышей.

? Какая работа не была проведена с детьми.

Ситуация 4

Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

? Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?

? Следует ли водить малышей в театр?

Ситуация 5

Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо. Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, — сказала мама, — прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно  и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

? Объясните резкие перемены в поведении Миши.

? В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

? Дайте анализ приемов руководства этой игрой.

Ситуация 6

В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

 Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

Ситуация 7

Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

? Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

Конкурс капитанов. Блиц-турнир

капитан команды, который быстрее нажмёт на сигнал-игрушку, после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос

-Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)

-Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

-Первый банкрот Поля чудес (Буратино)

-Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? (Астрид Линдгрен)

-Героиня русской сказки, девочка из снега (Снегурочка)

-Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта (Корней Чуковский)

-Пушкинское дубовое украшение (цепь)

-Разговор двух лиц (диалог)

-Личный транспорт Бабы Яги (ступа)

-Кто полгода сидит без обеда (медведь)

-Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? (Сергей Аксаков)

-Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

-Что идет, не двигаясь с места (время)

-Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? (А.С. Пушкин)

Найдите «русский» вариант иностранных пословиц:

Арабская «Посеяв кактус, не надейся на урожай винограда» («Что посеешь, то и пожнешь)

Финская «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»)

Французская «Раз пробка вынута, надо пить вино» (Назвался груздем – полезай в кузов»)

Африканская «Даже в самом красном яблоке может оказаться червяк» («Не все золото, что блестит») .

Вьетнамская «Неторопливый слон раньше достигнет цели» («Тише едешь – дальше будешь»)

Вывод: Развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты , развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

 Проект решения педсовета.

-Продолжать работу по театрально-игровой деятельности детей

Ответственные: воспитатели ДОУ. Сроки исполнения: постоянно

-Разработать информационный материал для родителей по театрально-игровой деятельности детей.

Сроки исполнения: до 15.03.2022г.

Ответственные: педагоги ДОУ

-Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности.

Сроки исполнения: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

-Распространять опыт работы с детьми по театрализованной деятельности в средствах массовой информации, в профессиональном сообществе, представлять материалы на конкурсы.

Срок – в течение года.

Ответственные – педагоги.

-Пополнять театрализованные уголки различными видами театров, согласно возрастным особенностям детей и программным требованиям.

Срок – систематически.

Ответственные – воспитатели групп.

-Организовывать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста просмотр театрализованных представлений, подготовленных взрослыми или детьми старшего возраста.

Срок – систематически  в рамках театральных досугов.

Ответственные – воспитатели групп.

-Планировать театральные досуги с детьми.

Срок -согласно тематическому планированию.

Ответственные – воспитатели групп.

-Включать в годовой план работы организацию тематической недели «Театральные встречи».

 Срок – ежегодно. Ответственный – старший воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»

Педагогический совет по теме: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности"...

Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"

Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами  на 2 года к программе "Развитие творческих и   коммуникативных способностей старших дош...

Выступление на педсовет "Театрализованная деятельность в развитии творческих и коммуникативных способностей детей"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка, его успешного обучения в школе,  а так же для дальнейшей трудовой...

педагогический совет: «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»

laquo;Развитие творческих и коммуникативных способностей детей  по средствам театрализованной деятельности»...

Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей по средствам театрализованной деятельности»

Семинар – практикум для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей  по средствам театрализованной деятельности» направлен на систематизацию знаний педаг...

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих  и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»...