Педагогический час "Портрет педагога раннего детства"
презентация

Мачинская Татьяна Васильевна

Особенности профессии воспитателя раннего детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_rannego_detstva.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический час.

Подготовила:

Мачинская Татьяна Васильевна

старший воспитатель МБДОУ ДС №1

Слайд 1. Педагог раннего детства: особенности профессии

Прежде чем обсуждать компетенции педагога, организующего процессы образования детей младенческого и раннего возраста, определимся с основными позициями в понимании сущности профессиональной деятельности, назначения и роли педагога.

Критерии

Педагог

Миссия

Уход, присмотр, обучение, воспитание, развитие ребенка раннего возраста

Приоритеты

Общение с детьми, совместная деятельность

Средства

Формирование культурно-гигиенических навыков, способов поведения и деятельности (воспитание), динамических стереотипов (научение), создание условий для полноценного психофизического развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка (развитие)

Сильные стороны

Общий уровень подготовки, опыт работы, творческая направленность профессии, способность к саморазвитию

Узкие места

Обновление кадров, неподготовленность педагогических кадров к условиям раннего возраста, специальные компетенции, зарегламентированность деятельности, высокая ответственность, здоровьезатратность

Слайд 2.  Схема профессионального портрета педагога

Профессиональный портрет педагога в группах по работе с детьми младенческого и раннего возраста сформирован авторами Программы по таким позициям, как миссия педагога, приоритеты в его деятельности, средства педагогической деятельности, сильные и слабые стороны в организации профессионального труда в современных условиях.

Понимание исходных профессиографических позиций позволяет нам раскрыть специфику профессиональной деятельности педагога дошкольного образования применительно к взаимодействию с детьми младенческого и раннего возраста.

Слайд 3. Специфические характеристики профессионально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) распространяются на все компоненты профессиональной компетентности педагога:

  • личность;
  • компетенция и подготовленность: психолого-педагогические, методические знания, обусловленные целью, содержанием и технологией воспитания, обучения, развития детей младенческого и раннего возраста в ДОО;
  • профессионально-педагогические умения, готовность: знания педагога реализуются в его практической деятельности, связаны с общепедагогическими умениями, навыками, а практические умения являются формой функционирования его теоретических знаний;
  • психолого-педагогическая деятельность в целом: процесс общения и деятельности в ДОО носит преимущественно развивающий и воспитывающий характер, что сказывается на результатах образовательной практики.

Таким образом, педагогическая деятельность характеризуется спецификой содержания ее компонентов и особенностями взаимодействия между ними в целостной системе профессионального труда педагога.

Слайд 4. Основные детерминанты педагогической профессии: нормативное содержание труда (цель, средства, результат), личность и деятельность педагога, психотехнологии и педтехнологии взаимодействия субъектов в образовании, а также особенности объекта педагогического воздействия и субъекта познавательной деятельности (ребенка).

Слайд 5.  В соответствии с требованиями профессионального стандарта и должностными обязанностями педагога воспитатель выполняет две видовые функции:

  1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (развивающая, воспитательная деятельности, общепедагогическая функция, обучение).
  2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).

Суммируя приведенные сведения, определим, что воспитатель проводит образовательную деятельность с детьми в группе по реализации основной общеобразовательной программы организации.

Слайд 6. Профессиональное становление - динамический процесс формирования профессионально-педагогической компетентности как интегративного свойства личности профессионала, позволяющий быть эффективным в труде, добиваться продуктивных результатов и развиваться средствами профессии.

Слайд 7.  Модель педагогического труда воспитателя позволяет нам выйти на диагностику значимых качеств и свойств педагога, а также простроить траекторию его профессионального саморазвития (А.А. Майер).

Выделение специфики представленных компонентов есть обоснование психолого-педагогических особенностей профессиональной компетентности педагога и его деятельности с детьми младенческого и раннего возраста.

Перечисленные ниже факторы обусловливают выделенные особенности:

  • объективные требования к личности и деятельности специалиста в области дошкольного образования зафиксированы в государственных образовательных стандартах, аттестационных и квалификационных документах;
  • экспериментальные исследования в области профессиограммы деятельности педагога дошкольного образования;
  • существующие концепции подготовки педагога дошкольного образования в вузах страны и за рубежом;
  • специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования обусловлена частными методиками обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста, возрастными особенностями детей, целями и задачами образовательно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Модульное представление профессиональной компетентности педагога раннего детства (обобщенный вариант)

Стороны

труда

Психологические модули для каждой стороны труда педагога

Объективно необходимые характеристики

Психол.

хар-ки

Блоки профессиональной компетентности

Профессионально-педагогические

умения.

Компетентность

Профессиональные, психологические позиции, установки.

Профессионально-психологические особенности (качества), ПВК.

Процесс труда

Деятельность

Профессиональные, педагогические, психологические знания. Компетенция

Постановка, решение педагогических задач: чему, кого, как учить. Использование психолого-педагогических знаний, передового педагогического опыта.

Педагогическое общение

Коммуникативные умения оптимизации общения, создания условий для саморазвития ребенка.

Личность

педагога

Умения, связанные с самовыражением, самореализацией, саморазвитием.

Результат

Обученность

Умения, связанные с оценкой и диагностикой результатов труда.

Воспитанность

Развитость

        Слайд 8. Преобладание преимущественно воспитательных и развивающих целей диктует технологию построения и реализации воспитательно-образовательного процесса. При этом, как нигде, педагог стремится востребовать наличный опыт ребенка, максимально учесть его возрастные и индивидуальные особенности, способности, интересы. Более того, степень включенности педагога как личности в процесс взаимодействия с детьми, а не талантливого технолога, его способность свободно владеть предметом как средством воспитания, развития и обучения во многом определяют продуктивность педагогической деятельности.

В основных аспектах профессиональной деятельности (целеполагание, определение содержания, выбор методов и средств управления познавательной деятельностью дошкольников, проектирование организационной структуры, педагогическое взаимодействие, диагностика результатов) акцент делается на психологические особенности детей, педагогическую позицию и направленность педагога на сотрудничество.

Слайд 9. Анализ требований государственных образовательных стандартов к подготовке будущего педагога позволяет выделить следующие характеристики: важные психологические и личностные качества - эмпатия, эмоциональная устойчивость, коммуникативные, организаторские качества, профессиональная и предметно-образовательная направленность. При этом инвариантные требования и характеристики обогащаются специфическими чертами профессиональной деятельности. Так, повышенная эмоциональная напряженность, которая обусловлена погружением педагога в эмпатийную, личностно-ориентированную деятельность, требует от него развитых умений самоорганизации.

Слайд 10. Таким образом. Определяющее значение для успешности в профессии имеет мотивационно-ценностное и эмоционально-оценочное отношение педагога раннего детства к педагогической действительности (смыслы и ценности в процессе профессионализации) и его способность к саморазвитию.

Используемая литература:

Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. Соответствует ФГОС ДО. Научный руководитель: Лыкова И.А. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве.

Презентация по теме:"Общение. Его роль в развитии ребёнка раннего возраста, формы, средства. Сотрудничество — как форма организации общения в раннем детстве."...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...

Консультация для педагогов на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает  пространство, самостоятельно входит в контакт с п...

Опыт работы Клуба педагогов раннего развития "Педагогический альманах"

В презентации отражается цель , форма и план работы  Клуба . Представленный педагогами опыт своей педагогической деятельности....