Содержание развивающей предметно – пространственной среды для детей дошкольного возраста (с 3х-7 лет)
методическая разработка

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Е. И. Тихеева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда

второй младшей группы (3-4 года)

Микроцентр,

Примерное оборудование

Цели

микрозона

Приёмная

1. Шкафчики

с

определителем   индивидуальной

1. Формирование

навыков

принадлежности

(яркими

картинками

или

самообслуживания,

умения

фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса

одеваться

и

раздеваться,

одевания.

застегивать

и

расстегивать

2. Стенды для взрослых:

пуговицы.

«Вот  что  мы  умеем» (постоянно  обнов-ляющаяся

2. Формирование

навыков

выставка работ детей);

общения,    умения    привет-

«Вот  как  мы  живем» (постоянно  обновляющаяся

ствовать

друг

друга,

фотовыставка);

прощаться друг с другом.

«Здоровейка» (информация

о

лечебно-

3. Привлечение

к

процессу

профилактических процедурах, проводимых в группе,

воспитательной

детском саду);

работы  родителей,

создание

«Давайте  поиграем» (рекомендации  родителям  по

содружества

педагогов

и

организации  досуга  детей,  материалы  для  игр  и

родителей.

домашних занятий).

Информационный

стенд «Визитная

книга» (режим

работы детского сада и группы, расписание работы

специалистов, объявления, сетка занятий).

«Календарь жизни группы» -отмечают дни рождения,

праздники, родительские собрания и т.п.

Уголок «Маленькие

1. Крупный строительный конструктор.

1.Развитие

пространственных

строители»

2.

Средний строительный конструктор.

представлений,

мелкой

3.

Набор  мелкого  строительного  материала,

моторики,

творческого

имеющего основные детали.

воображения.

4.

Конструкторы типа «Лего».

5.

Нетрадиционный

материал:

картонные

коробки

разных

размеров,

оклеенные

самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и

контейнеры разных размеров с крышками.

6.

Небольшие

игрушки

для

обыгрывания

построек (фигурки людей и животных и т.п.).

7.

Игрушечный  транспорт  средний  и  крупный.

Грузовые, легковые машины, пожарная машина,

машина «скорой помощи», паровоз и вагончики,

лодка, самолет.

Уголок

по

правилам

1.

Светофорчик» (наклеить светофор)

1. Ознакомление со

дорожного

движения

 2. Полотно с изображением дорог, пешеходных

светофором,

с правилами

(можно

объединить  с

переходов (можно сделать из дерматина, чтобы

поведения в соответствии со

уголком

«Маленькие

можно было складывать и убирать).

световыми сигналами

строители).

3. Средний транспорт.

светофора.

4. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные

указатели.

5.

Небольшие   игрушки   (фигурки   людей,

животных).

Уголок

1.

Толстые   восковые   мелки,   цветной   мел,

1.Развитие

пальчиковой

художественного

цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12

моторики,

тактильных

творчества

цветов), гуашь, пластилин, глина.

ощущений, цветовосприятия и

2.

Цветная   и   белая   бумага,   картон,   обои,

цветоразличения,

творческих

наклейки, ткани.

способностей.

3.

Кисти,  поролон,  печатки,  клише,  клейстер,

трафареты.

4.

Стаканчики, подставки для кистей, салфетки

из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки

для клея, подносы.

5.

Готовые

формы

для

выкладывания

и

наклеивания.

6. Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.

  1. Дидактические игры на развитие мелкой моторики: шнуровки и др.

  1. Пластелин, доски, стеки,  формочки.

  1. Трафареты.

Уголок дидактических

Материалы  по

сенсорике

и  математике-на

1.Развитие

мышления

и

игр

стене

или

дверцах

шкафа

наклеить

пальчиковой

моторики.

геометрические   фигуры   разных   размеров   и

Освоение

операций

цветов.

вкладывания,

наложения,

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10

соединения частей в целое.

элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-

2.Развитие

зрительного

10  элементов),  шнуровки,  игры  с  элементами

восприятия

и

внимания.

моделирования   и   замещения,   лото,   парные

Формирование

картинки и другие настольно-печатные игры.

обследовательских навыков.

2.

Нетрадиционный материал: закрытые емкости

3.Знакомство

с

с   прорезями   для   заполнения   различными

геометрическими

фигурами

и

мелкими  и  крупными  предметами,  крупные

формами предметов.

пуговицы   или   косточки   от   счетов   для

4.Обучение

группировки

нанизывания.

предметов  по  цвету,  размеру,

3.

Ковролиновое  полотно,  наборное  полотно,

форме.

магнитная доска.

5.Выявление отношения групп

4.

Комплект  геометрических  фигур,  предметов

предметов

по

количеству

и

различной   геометрической   формы,   счетный

числу (много, мало, один).

материал на «липучках».

6.Обучение

определению

5.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный

количества

путем   пересчета

материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

(1,2,3).

6.

Блоки Дьенеша.

7.Воспитание

правильного

7.

Палочки Кюизенера.

физиологического дыхания.

8.

Матрешки   (из   5-7   элементов),   доски-

8.Развитие

способности

вкладыши,   рамки-вкладыши,   набор   цветных

использовать

речь

для

палочек (по 5-7 каждого цвета).

определения

смысла

своих

9.

Набор   объемных   тел   для   сериации   по

действий.

величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков

9.Формирование

умения

и т.п.).

группировать

предметы,

10. Разрезные (складные) кубики с предметными

последовательно

составлять

картинками (4-6 частей).

картинки.

11

Разрезные

предметные

картинки,

10.Обогащение

активного

разделенные  на  2-4  части  (по  вертикали  и

словаря детей.

горизонтали).

11.Формирование

умения

Материалы по развитию речи и познавательной

описывать

и

называть

деятельности.

предметы на картинках.

  1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

  1. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

  1. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

  1. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

  1. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

  1. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку: сказочной, социобытовой).

  1. Игрушки   и   тренажеры   для   воспитания

правильного физиологического дыхания.

Книжный уголок

1.

Стеллаж

для

книг,

стол  и

два  стульчика,

1.

Формирование

навыка

слушания,

умения обращаться

с книгой.

2.

Книжки  по  программе,  любимые  книжки

2.

Формирование

и

детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

расширение  представлений об

3.

Альбомы для рассматривания: «Профессии»,

окружающем.

«Времена года», «Детский сад» и т.д.

Музыкальный уголок

1.

Звучащие инструменты: металлофон,

барабан,

1.

Развитие

слухового

погремушки,

игрушки-пищалки,

бубен,

восприятия и внимания.

молоточки.

2.

Формирование

2.

Магнитофон.

исполнительских навыков.

3.

Пластиковые прозрачные емкости с разными

наполнителями: горохом, желудями, камешками

и

другие

нетрадиционные

музыкальные

инструменты

4.

Карточки с картинками.

Спортивный уголок

1.

Мячи большие, средние, малые.

1.

Развитие

ловкости,

2.

Обручи.

координации движений.

3. Толстая веревка или шнур.

2.

Обучение

согласованным

4.

Флажки.

действиям.

5.

Гимнастические палки.

3.

Формирование

умения

6.

Модульные  конструкции  для  пролезания,

бросать

и

ловить

мяч,

подлезания, перелезания.

проползать

в

обруч,

7.

Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.

перешагивать через палку или

8.

Кегли.

веревку,  положенную  на  пол,

9.

Мешочки с грузом малые(для бросания).

ходить

по

прямой

10. Скакалка.

ограниченной дорожке.

11. Доска ребристая или дорожка ребристая.

12.  Нетрадиционное  спортивное

оборудование

Театральная зона

1.

Ширма, отделяющая зону от зон подвижных

1.

Формирование

навыков

игр; маленькие ширмы для настольного театра,

слушания.

ковролиновое наборное полотно и картинки или

2.

Развитие  творчества

детей

фланелеграф.

на

основе

литературных

2.

Набор масок сказочных животных.

произведений.

3.

Звери и птицы, объемные и плоскостные на

подставках.

4.

Различные  виды  театра:  плоскостной  (набор

плоскостных  фигурок  (среднего  размера)  на

подставках: сказочные персонажи), стержневой,

кукольный  (набор  наручных  кукол  би-ба-бо:

семья и сказочные персонажи).

5.

Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания

одной-двух сказок в месяц «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»

Уголок сюжетно-

1.

Кукольная  мебель:  стол,  стулья  (4  шт.),

1.

Формирование

ролевых

ролевой игры

кровать    (2шт.),

диванчик,

шкафчик    для

действий.

кукольного белья, кухонная плита.

2.

Стимуляция

сюжетно-

2.

Игрущечная  посуда:

набор

чайной

посуды

ролевой игры.

(крупной и средней), набор кухонной и столовой

3.

Формирование

посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2

коммуникативных  навыков  в

шт.), ведерки.

игре.

3.

Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).

4.

Развитие подражательности

4.

Коляска для кукол (3шт.).

и творческих способностей.

Атрибуты  для  игр  «Магазин» (продукты, игрушки),

«Больница»,

«Семья»,

«Детский

сад»,

«На

дачу»,

«Парикмахерская» , «Автобус»

6.

Различные  атрибуты  для  ряженья:  шляпы,

очки, шали, юбки и т.п.

Экологический центр

Центр воды и песка:«Занимательный уголок»

1.

Расширение

чувственного

1.

Стол  

опыта    детей,

стимуляция

тонких движений руки.

Пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.

Развитие

умения

2.

Природный  материал:  песок,  вода,  глина,

экспериментировать с разными

камешки,   ракушки,   деревяшки,   различные

материалами.

плоды.

3.

Формирование

знаний

о

3.

Емкости разной вместимости, ложки, лопатки,

комнатных растениях.

палочки,  воронки,  сито,  игрушки  резиновые  и

4.

Формирование понимания о

пластмассовые для игр с водой.

необходимости

ухода

за

4.

Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

растениями и животными.

5.

Предметы для игр с тенью.

5.

Развитие

  1. Лупы,   «волшебные»   очки   –   цветные   наблюдательности.

«стеклышки» (из пластмассы).

6.

Формирование

умения

Уголок природы:

определять состояние погоды.

1. Комнатные растения: 3-4 видов с крупными

кожистыми  листьями,  типичным  прямостоячим

стеблем,  крупными  яркими  цветами.  Одно  из

растений должно быть в двух экземплярах, для

того   чтобы   дети   могли   учиться   находить

одинаковые растения. Рекомендуемые растения:

бегония

вечноцветущая

борется

с

заболеваниями   верхних   дыхательных   путей,

бальзамин, колеус, фуксия гибридная, фикус

2. Растения, характерные для различных времен

года:

-   осенью:   выставки   ярких,   крупных   или

необычной формы овощей и фруктов;

-    зимний    огород:    посадки    лука,    овса,

проращивание  гороха,  бобов  –  для  проведения

наблюдений;

-  весной:  садик  для  Дюймовочки:  макет  с

комнатными цветами – для игры с маленькими

куклами;

-  летом:  букеты  из  декоративных  растений:

астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.;

3.   Леечки,   палочки   для   рыхления   почвы,

опрыскиватель, тряпочки, фартуки.

Календарь природы

Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением

времени  года;  лист  наблюдений  за  погодой  –

используют сюжетные картинки или фотографии

с  изображением  деятельности  детей  в  разное

время  года;  лист  наблюдения  за  птицами  –

карточки  с  птицами,  которых  видели,  ставят  в

кормушку. Перед выходом на прогулку одевают

дидактическую  куклу  по  сезону  и  ставят  ее  в

календарь природы.

Уголок краеведения

1.Альбомы:

«Наша

семья»,

«Улицы

города

1.

Развитие    интереса    к

Саратова»,  «Мой  город»,

«Наш  детский  сад»,

родному городу.

«Праздники дома и в детском саду».

2.

Формирование

основ

2.Художественная  литература:  стихи  о  родном

патриотического воспитания.

городе.

3.Папки-передвижки

с

иллюстрациями:

«Природа  родного  края»,

«Наш город в разные времена года».

4.  Рисунки  детей  и  взрослых  о  себе,  городе,

окружающей природе..

5.   Совместные   работы   из   бросового   и

природного материала.

6. Образцы декоративно-прикладного искусства

русского народа.

7. Куклы в русских народных костюмах.

Уголок уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или

занавеской.

Туалетная

комната

Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса

1.Формирование

опрятности,

умывания.

аккуратности,

навыков

самообслуживания.

Развивающая предметно – пространственная среда

средней группы (4-5 лет)

Микроцентр,

Примерное оборудование

Цели

микрозона

Раздевалка

1.Шкафчики   с   определением   индивидуальной

1.Формирование

навыков

принадлежности  (фотографии  детей,  картинки),

самообслуживания,

умения

скамейки, «алгоритм» процесса одевания.

одеваться и раздеваться.

2.Стенды для взрослых:

2.Формирование

навыков

«Вернисаж»,

общения,  умения  приветствовать

«Мы   художники»(постоянно   обновляющаяся

друг  друга,  прощаться  друг  с

выставка работ детей);

другом.

«Здоровейка» (информация

о

лечебно-

3.Привлечение

к

процессу

профилактических  процедурах,  проводимых  в

воспитательной

работы

группе и детском саду);

родителей, создание содружества

«Давайте поиграем», «Игротека» (рекомендации

педагогов и родителей.

родителям    по    организации    досуга    детей,

материалы для игр и домашних занятий);

«Семейная гостевая» (постоянно обновляющаяся

фотовыставка);

«Визитная

книга»-информационный

стенд

(режим   работы   детского   сада   и   группы,

расписание  работы  специалистов,  рекомендации

специалистов,    объявления, сетки занятий)

бюро находок «Маша-растеряша».

«Календарь   жизни   группы»   - отмечают   дни

рождения,  праздники,  экскурсии,  родительские

собрания,

музыкальные

и

спортивные

развлечения и т.п.

Уголок

«Конструкторское бюро»

1.Развитие

пространственных

«Маленькие

1.Крупный строительный конструктор.

представлений,

конструктивного

строители»

2.Средний строительный конструктор.

мышления,   мелкой   моторики,

3.Мелкий пластмассовый конструктор.

творческого воображения.

4.Нетрадиционный    материал:    подборка    из

бросового   материала   –   бумажные   коробки,

цилиндры,    катушки,    конусы,    пластиковые

бутылки, пробки и т.п.

5.Тематический строительный набор: город, замок

(крепость), ферма (зоопарк).

6.Конструкторы типа «Лего».

7.Рисунки    и    простые    схемы,    алгоритмы

выполнения построек.

«Автосалон»

 1.   Игрушечный транспорт средний и крупный.

2.   Машины

грузовые

и

легковые,

пожарная

машина,

машина

«скорой

помощи»,

подъемный

кран,

железная

дорога,

кораблики,

лодки,

самолеты,

ракета-робот

(трансформер).

3.   Небольшие   игрушки   для   обыгрывания

 построек (фигурки людей и животных и т.п.)

Уголок ПДД

«Красный,

желтый,

зеленый»,  «Светофорик»

1.Формирование

знаний

о

(наклеить

светофор,

жезл

для

обозначения

правилах дорожного движения в

уголка).

игре и повседневной жизни.

1.Полотно  с  изображением  дорог,  пешеходных

переходов  (из  дерматина,  чтобы  можно  было

складывать и убирать).

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты  домов,  деревьев,  дорожных  знаков,

светофор.

5.Небольшие игрушки (фигурки людей).

Музыкальный

«Музыкальный    салон»,

«Веселые

нотки»,

1.Развитие слухового восприятия

уголок

«Звенящий дом»

и внимания.

1.Инструменты:   металлофон,   барабан,   бубен,

2.Формирование

колокольчики, трещотка, треугольник.

исполнительских навыков.

2.Магнитофон.

3.Пластиковые  прозрачные  ёмкости  с  разными

наполнителями: горохом, желудями, камешками.

4.Карточки с нотами и картинками.

5.Нетрадиционные

музыкальные

инструменты

Уголок

«Маленькие  художники»,

«Стена

художеств»,

1.Развитие

пальчиковой

художественного

«Стена творчества» и т.д.

моторики,

тактильных

творчества

1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые

ощущений,

цветовосприятия

и

и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски,

цветоразличения,

творческих

пластилин, глина.

способностей.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки,

ткани, самоклеящаяся пленка.

3.Кисти,   поролон,   печатки,   клише,   клейстер,

трафареты,  схемы,  стек,  ножницы  с  тупыми

концами, розетки для клея, подносы для форм и

обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки

из ткани.

4.Наборное    полотно,    доска,    ковролиновое

полотно, магнитная доска.

Уголок

«Познавайка»

1.Развитие  мышления  и  мелкой

дидактических игр

Материал  по  математике  и  сенсорике  (на  стене

моторики.

Совершенствование

или на дверцах шкафа наклеить геометрические

операций

вкладывания,

фигуры разных размеров, цифры).

наложения,  соединения  частей  в

1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-

целое.

вкладыши,   шнуровки,   игры   с   элементами

2.Развитие

зрительного

моделирования   и   замещения.   Лото,   парные

восприятия

и

внимания.

картинки и другие настольно-печатные игры.

Совершенствование

2.Ковролиновое   полотно,   наборное   полотно,

обследовательских навыков.

магнитная доска.

3.Обучение

группировке

3.Комплект  геометрических  фигур,  предметов

предметов   по   цвету,   размеру,

различной   геометрической   формы,   счетный

форме.

материал  на  «липучках»,  набор  разноцветных

4.Выявление

отношения   групп

палочек  с  оттенками  (по  5-7  палочек  каждого

предметов по количеству и числу.

цвета),  наборы  для  сериации  по  величине  (6-8

5.Обучение

определению

элементов).

количества путем отсчитывания и

4.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный

пересчитывания (до 5).

материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6.Развитие

потребности

в

5.Блоки Дьенеша.

познании окружающего мира.

6.Палочки Кюизенера.

7.Формирование

интереса

к

7.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-

познавательной деятельности.

8 элементов).

8.Совершенствование    операций

8.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).

сравнения,

анализа,

9.Платформа   с   колышками   и   шнуром   для

классификации,

сериации,

воспроизведения форм.

обобщения.

10.Горки (наклонные плоскости) для шариков.

9.Формирование

потребности

в

11.Часы с круглым циферблатом и стрелками.

обогащении словаря.

12.Счеты напольные

10.Развитие связной речи.

13.Набор кубиков с цифрами.

11.Формирование

правильного

14.Набор  карточек

с  изображением

количества

произношения  звуков  речи  и  их

(от1 до5) и цифр.

дифференциация.

15.Наборы моделей: деление на части.

Материал по развитию речи и познавательной деятельности (наклеить буквы или придумать Познавайку).

1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4.Наборы табличек и карточек для сравнения по

1-2 признакам (логические таблицы).

5.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6.Серии картинок (по 4-6) для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

8.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12.Набор кубиков с буквами.

13.Набор карточек с изображением предмета и названием.

14.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Книжный уголок

«Книжкин дом»

1.Совершенствование

умения

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика

обращаться с книгой, расширение

представлений об окружающем.

2.Детские книги по программе, любимые книжки

детей.

3.Альбомы  для

рассматривания:

«Профессии»,

«Семья» и др.

Театральная зона

1.Развитие  творчества  детей  на

1.Ширма.

основе

литературных

2.Маленькие ширмы для настольного театра.

произведений.

3.Различные

виды

театра:

плоскостной,

2.Формирование

умения

ставить

стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и

несложные представления.

сказочные персонажи).

3.Развитие интереса к театрально-

4.Костюмы,маски,атрибуты  для  разыгрывания

игровой деятельности.

сказок.

5.Звери  и  птицы,объемные  и  плоскостные  на

подставках, мелкие, 7-10 см.

6.Фигурки  сказочных  персонажей,плоскостные

на подставках (мелкие).

7.Тематический

набор

сказочных

персонажей

(объемные, средние и мелкие).

8.Набор фигурок:семья.

9.Набор масок:животные,сказочные персонажи.

Спортивный

1.Развитие

ловкости,

уголок

1.Мячи большие,малые,средние.

координации движений.

2.Обручи.

2.Обучение основным движениям

3.Толстая веревка или шнур,скакалки.

и    спортивным

упражнениям:

4.Флажки.

прыжки    с    места,    метание

5.Гимнастические палки.

предметов разными способами и

6.Модульные   конструкции   для    пролезания,

т. д.

подлезания, перелезания.

3.Совершенствование

умение

7.Кольцеброс.

бросать и ловить мяч, ходить по

8.Ленточки,платочки.

прямой ограниченной дорожке.

9.Кегли.

10.Мешочки с грузом(малый и большой).

11.Дорожки с пуговицами,ребристые дорожки.

12.Нетрадиционное спортивное оборудование

Уголок   сюжетно-

1.Кукольная   мебель:стол,стулья,кровать,

1.Формирование

ролевых

ролевой игры

диванчик,   кухон-ная

плита,

шкафчик,

набор

действий.

мебели  для  кукол  среднего  размера,  кукольный

2.Стимуляция   сюжетно-ролевой

дом (для кукол среднего размера).

игры.

2.Игрушечная

посуда:

набор

чайной

посуды

3.Формирование

(крупной и средней), набор кухонной  и столовой

коммуникативных

навыков

в

посуды.

игре.

3.Комплект

кукольных

постельных

4.Развитие

подражательности

и

принадлежностей (3 шт.).

творческих способностей.

4.Куклы крупные(2шт.)и средние(6шт.).

5.Кукольная коляска(2шт.).

6.Атрибуты   для   игр    с   производственным

сюжетом,  отражающих  профессиональный  труд

людей:

«Магазин»,

«Больница»,

«Парикмахерская»

- «Салон

«Очарование»,

«Шофер», «Строители», «Моряки» и др.; с бытовым

сюжетом  «Семья»,  «Детский сад»,  «На  дачу», «Зоопарк» и

т.д.

7.Разные  атрибуты  для  ряженья:шляпы,очки,

шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.

8.Мягкие игрушки(средние и крупные).

Экологический центр

Центр воды и песка:

1.Расширение

чувствен-ного

«Лаборатория Знайки»

опыта детей, стимуляция тонких

1.Стол,

дви-жений руки.

2.Развитие

умения

экс-

пластмассовые   тазики,   пластиковый   коврик,

периментировать    с    раз-ными

халатики, нарукавники.

материалами.

2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка»

3.Обогощение знаний о свойствах

Природный   материал:   песок,   вода,   глина,

природных материалов.

камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды,

4.Форимрование

знаний

о

кора, перышки, шишки, листочки.

комнатных растениях.

3.Емкости разной вместимости,ложки,лопатки,

5.Формирование представлений о

палочки, воронки, сито,

игрушки  для игр с водой,

потребностях растений.

формочки.

6.Овладение

несложными

4.Плавающие   и   тонущие,металлические   и

умениями:

поддерживать

неметаллические   предметы,   магнит,   ветряные

растения  в  чистоте,  правильно

мельницы (вертушки).

поливать его, кормить рыб.

5.Приборы:микроскоп,лупа,песочные  весы,

7.Воспитывать

бережное

Компас.

отношение

к

животным

и

6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

растениям.

Уголок природы: «Зеленый оазис»

8.Развитие

1.Комнатные растения5-7подбираются с учетом

наблюдательности,восп-риятия,

следующих требований. Разнообразие:

творческих способностей.

-  поверхности  и  размеров  листьев  (гладкие,

9.Совершенствование

умения

опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);

определять состояние погоды.

- способы   очищения   листьев:   гладкие   моют

губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора,

опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;

-

величины

и

формы

листьев

и

стеблей

(тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

-

способов

полива  (например,  луковичные,

розеточные,

клубневые

требуют

полива   в

поддон);

  • видов одного рода – бегонии, фуксии. Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ ( фитонцидное растение), фикус.

2.Растения характерные для различных временгода:

  • осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

  • зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;

  • весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (подснежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);

  • летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.  

3.Леечки,палочки для рыхления почвы,опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

Календарь природы: «Бюро погоды»1.Картина сезона,модели года и суток.

2.Календарь с моделями значками(ясно,пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. 3.Наглядно-схематическая модель наблюдений заптицами.

4.Рисунки детей по теме«Природа в разные времена года».

5.Бумажная кукла с разной одеждой.

В

уголке

природы

устраиваются

выставки: «Осенний    урожай»,    поделок    из

природного  материала  и  т.п.  Могут  находиться

макеты  леса,  поля,  луга,  водоема,  муравейника,

парка,  зоопарка,  сезонные  макеты  (например,

зимнего леса и т.д.)

Уголок

1.Альбомы:  «Наша  семья»,  «Мой  город»,  «Наш

1.Воспитание

устойчивого

краеведенния

детский сад», «Праздники дома и в детском саду»,

интереса

и

положительного

«Моя Россия».

отношения к русской культуре.

2.Художественная  литература:стихи,рассказы,

2.Развитие

познавательного

загадки,  потешки  русского  народа;  рассказы  и

интереса  к  родному  городу,  его

стихотворения о городе Саратове

росту и благоустройству.

3.Папки-передвижки:

«Я

маленький

саратовчанин»,  «Животный  и  растительный  мир

Поволжья».

4.Элементы одежды,посуды русского народа.

5.Аудио и видеокассеты о природе родного края.

6.Куклы в русских народных костюмах.

7.Декоративно-прикладное   искусство   русского

народа.

8.Рисунки   и   поделки   детей,посвященные

родному краю.

Туалетная комната

1.Развитие

опрятности,

«Уголок Чистюлькина»

аккуратности,

навыков

Традиционная  обстановка,  «алгоритм»  процесса

самообслуживания.

умывания.

Уголок уединения      Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

Развивающая предметно – пространственная среда

старшей группы (5-6 лет)

Микроцентр,

Примероное оборудование

Цели

микрозона

Раздевалка

1.Шкафчики с определением  индивидуальной принадлежности: (именами детей), скамейки

1.Формирование навыков

самообслуживания, умение друг другу оказать помощь

2.Информационные стенды для

«Картинная галерея» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях);

.

«Вот   как   мы   живем» (постоянно   обновляющаяс фотовыставка о жизни группы;

«Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях проводимых в ДОУ

умения приветствовать друг друга

«Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и

 домашних занятий);

«Визитная книга» информационный стенд (режим работы ДОУ и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления, сетка занятий

  «Книга жалоб и предложений», «Бюро находок»,

«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские

 собрания, развлечения

Уголок

«Конструкторское бюро»

1.Развитие пространственного и

конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

конструктивного мышления,

2.Средний строительный конструктор.

творческого воображения.

3.Мелкий строительный конструктор.

2.Обучение элементарному

4.Тематические строительные наборы(для мелких

планированию действий.

персонажей): город, мосты, крестьянское подворье

3.Формирование умения работать

(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж,

по заданной схеме, модели.

бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа«Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек

(фигурки людей и животных, макеты деревьев и

кустарников).

8.Схемы построек и алгоритм их выполнения,рисунки, фотографии, чертежи

9. «Автосервис»:транспорт мелкий,средний,крупный.

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет,  вертолет, ракета, трансформер, железня дорога, луноход.

 10.Сборно-разборные автомобиль,самолет,корабль.

Уголок ПДД

Площадка «Светофорика»

1.Закрепление знаний о правилах

( светофор, жезл)

поведения пешеходов и водителей

1.Полотно с изображением дорог,пешеходных

в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями

переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов,деревьев,набор дорожных знаков, светофор

.4. Небольшие игрушки, фигурки людей

Уголок

«Волшебный мелок», «Королевство кисточки»

1.Закрепление умений и навыков в

художественного

1.Восковые и акварельные мелки,цветной мел,гуашь,

рисовании, лепке, аппликации.

творчества

акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,

2.Развитие мелкой моторики,

шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

творческого воображения и

2.Цветная и белая бумага,картон,обои,наклейки,

фантазии.

ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3.Расширение представлений о

3.Кисти,палочки,стеки,ножницы,поролон,печатки,

цвете, свойствах и качествах

клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды,

различных материалов.

салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски

4.Обучение различным техникам

(20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

вырезания.

4.Материал для нетрадиционного рисования:сухие

5.Освоение новых способов

листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.

изображения.

5.Образцы декоративного рисования,схемы,алгоритмы

изображения человека, животных и т.д.

Книжный уголок

«Полка умных книг», «Читальный зал», «Наша

1.Развитие избирательного

библиотека»

отношения к произведениям

1.Стеллаж или открытая витрина для книг,стол,два

художественной литературе.

стульчика.

2.Повышение внимания к языку

2.Детские книги по программе и любимые книги детей,

литературного произведения.

два-три постоянно меняемых детских журналов,

3.Совершенствование

детские энциклопедии, справочная литература по всем

выразительности декламации.

отраслям знаний, словари и словарики, книги по

интересам, по истории и культуре русского и других

народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с

рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами

достопримечательностей  Саратова.

Музыкальный

«Музыкальный салон»

1.Развитие музыкально-сенсорных

уголок

1.Музыкальные инструменты:металлофон,дудочки,

способностей и творческих

свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен,

проявлений в музыкальной

губная гармошка, гармошка.

деятельности.

2.Магнитофон.

2.Воспитание устойчивого

3.Аудиокассеты с записью детских песенок,музыки

интереса к музыкальным

М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта,

произведениям разных жанров.

С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

Спортивный

«Мини-стадион», «Уголок здоровья»

1.Формирование потребности в

уголок

1.Мячи большие,малые,средние.

ежедневной активной

2.Обручи.

двигательной деятельности.

3.Толстая веревка или шнур.

2.Развитие ловкости,координации

4.Флажки.

движений, произвольной

5.Гимнастические палки.

регуляции в ходе выполнения

6.Кольцеброс.

двигательных заданий.

7.Кегли.

3.Развитие глазомера.

8. «Дорожки движения»с моделями и схемами

4.Развитие быстроты,

выполнения заданий.

выносливости, ловкости, точности,

9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков

выдержки, настойчивости.

и мячиков на «липучках».

5.Развитие умения быть

10.Детская баскетбольная корзина.

организованными.

11.Длинная и короткая скакалки.

6.Формирование правильной

12.Бадминтон.

осанки.

13.Городки.

7.Поддержание интереса к

14. «Летающие тарелки».

различным видам спорта.

15.Мешочек с грузом малый и большой.

16.Серсо.

17.Гантели детские.

18.Нетрадиционное спортивное оборудование

Театральная зона

«Театр сказок»

1.Развитие речевого творчества

1.Ширма,две маленькие ширмы для настольного

детей на основе литературных

театра.

произведений.

2.Костюмы,маски,атрибуты для постановки сказок.

2.Обучение перевоплощению с

3.Куклы и игрушки для различных видов театра

использованием мимики,

(плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо),

пантомимики, голоса, интонации.

настольный, пальчиковый).

3.Обучение использованию в речи

4.Атрибуты для теневого театра

слов, необходимых для

5.Наборы масок(сказочные,фантастические

характеристики персонажей.

персонажи).

6.Корона,кокошник(2-4шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

Уголок  сюжетно-

1.Кукольная мебель:стол,стулья,диванчик,шкаф.

1.Формирование ролевых

ролевой игры

2.Набор для кухни:плита,мойка,стиральная машина.

действий, ролевого

3.Игрушечная посуда:набор чайной посуды(средний и

перевоплощения, стимуляция

мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор

сюжетной игры.

столовой посуды(средний).

2.Воспитание коммуникативных

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек(средние).

навыков, желания объединяться

5.Коляски для кукол(2шт.)

для совместной игры, соблюдать в

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей

игре определенные правила.

для кукол.

3.Создание условий для развития

7.Атрибуты для ряженья(шляпы,очки,бусы,шарфы,

партнерских отношений детей в

сарафаны, юбки и т.п.)

игре.

8.Предметы-заместители.

4.Развитие творческого

воображения, фантазии,

9. Атрибуты для игр«Дочки-матери», «Детский сад»,

подражательности, речевого

«Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,

творчества.

«Повара», «Моряки», «Летчики», «Строители»,

«Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом:

«Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.

Математический

«Островок размышлений», «Игротека»

1.Развитие интереса к

уголок

1.Счетный материал:игрушки,мелкие предметы,

математическим знаниям,

предметные картинки.

смекалки, сообразительности.

2.Комплекты цифр для магнитной доски и

2.Развитие способности понимать

ковролинового полотна.

и использовать наглядные модели

3.Занимательный и познавательный математический

пространственных отношений типа

материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-

плана.

математические игры: блоки Дьенеша, палочки

3.Уточнение и закрепление

Кюизенера  и др.

представления о числах и цифрах

4.Схемы и планы:групповая комната,кукольная

до 10.

комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от

4.Обучение измерению с помощью

детского сада до библиотеки и др.

условной мерки.

5.Рабочие тетради по математике.

5.Ознакомление с неделей,

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового

месяцами, годом.

полотна и магнитной доски.

6.Формирование навыков

7.Наборы объемных геометрических фигур.

ориентировки в пространстве и на

8.«Волшебные часы»:модели частей суток,времен

плоскости.

года, месяцев, дней недели.

7.Развитие логического мышления.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы:линейки(10шт.),сантиметры,

ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики,пазлы,игры типа«Танграм»,бусы,

различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок;головоломки

объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со

схемами последовательных преобразований; игры-

головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-

лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные(на разные отрезки времени);часы

механические с прозрачными стенками (с зубчатой

передачей).

17.Весы рычажные равноплечные(балансир)с набором

разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-

схематическими изображениями для классификации по

2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей:деление на части(2-8).

21.Разнообразные дидактические игры.

Центр

«Знайкины университеты»

1.Развитие способностей к

дидактической

Грамматический уголок.

словесному творчеству,

игры

1.Пособия для воспитания правильного

экспериментированию со словом.

физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные

2.Формирование грамматически

пузыри», надувные игрушки).

правильной речи.

2.Материалы для звукового и слогового анализа и

3.Автоматизирование

синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные

произношения звуков речи и их

фишки или магниты).

дифференциации.

3.Игры для совершенствования навыков языкового

4.Развитие интереса к

анализа («Слоговое лото», «Определи место звука»,

самостоятельному моделированию

«Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

содержания произведения,

4.Игры для совершенствования грамматического строя

созданию собственных.

речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для иерархической классификации

(установления родовидовых отношений): виды

животных; виды растений; виды ландшафтов; виды

транспорта; виды строительных сооружений; виды

профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы«лото»(8-12частей),в том числе с

соотнесением реалистических и условно-схематических

изображений.

3.Серии картинок(6-9)для установления

последовательности событий (сказочные и

реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для

выстраивания временных рядов: раньше – сейчас

(история транспорта, история жилища, история

коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок:времена года(пейзажи,жизнь

животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на

соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки

(смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки(8-10частей),

разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного

характера.

Экологический

Центр воды и песка:

1.Создание оптимальных условий

центр

«Лаборатория»

для формирования всесторонних

1.Стол,

представлений об окружающей

 пластиковый коврик,

действительности, ее объектах и

халатики, нарукавники.

явлениях с использованием всех

2.Природный материал:глина,камешки,ракушки,

видов восприятия детей.

минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,

2.Расширение чувственного опыта

мох, листья и т. п.).

детей.

3.Сыпучие продукты:горох,манка,мука,соль,

3.Формирование первичных

сахарный песок, крахмал.

естественно-научных

4.Емкости разной вместимости(набор мелких стаканов,

представлений.

набор прозрачных сосудов разных форм и объемов),

4.Развитие наблюдательности,

ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся

любознательности, активности,

сосуды.

мыслительных операций.

5.Разнообразные доступные приборы:разные лупы,

5.Формирование способов

микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из

познания путем сенсорного

пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта

анализа.

радуги), компас, бинокли.

6.Повышение интереса к

6.Различные часы.

экспериментальной деятельности.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией,для

исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций(для

опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный

змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных

экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы:пипетки,колбы,шпатели,

вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов,тканей,бумаги,семян и

плодов, растений (гербарий).

13.Схемы,модели,таблицы с алгоритмами выполнения

опытов.

Уголок природы«Мини-сад», «Розарий», «Чудеса

природы»

1.Расширение представлений об

1.Растения должны быть:

условиях, необходимых для роста

- разных экологических условий (из пустыни, влажного

и развития растений.

тропического леса, субтропиков);

2.Обогащение знаний о комнатных

- с разнообразными типами стеблей (вьющимися,

растениях.

лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми

3.Овладение умениями ухода за

и т. д.);

комнатными растениями и

- с различным расположением листьев (очередным,

аквариумными рыбками.

супротивным – парные, мутовчатые);

4.Формирование умений

- разных видов уже имеющихся родов (бегонии,

дифференцировать растения на

традесканции, плюща);

светолюбивые и теневыносливые,

- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния,

влаголюбивые и

амариллис).

засухоустойчивые.

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и

5.Воспитание бережного

вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями

отношения к растительному и

верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или

животному миру.

агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые

металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к

фитонцидным растениям, амариллис – от его

фитонцидов некоторые бактерии, вредные для

человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов

чеснока, фикус

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью–пересаженные в горшки или срезанные в

букеты астры, хризантемы, золотые шары;

- зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока,

укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса,

пшеницы; тепличка для размножения растений

черенками; рассада цветочных и овощных растений;

разнообразные экспериментальные посадки;

- весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и

т.п.;

-летом – букеты летних садовых и луговых цветов,

колосья хлебных злаков.

3.Лейки,опрыскиватель,палочки для рыхления почвы,

кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы:

«Метеостанция»

1.Картина сезона,модели года,суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц,где дети

схематично отмечают состояние погоды на каждый

день.

3.Календарь наблюдения за птицами–ежедневно

схематично отмечают  птиц, которых видели.

1.Развитие наблюдательности.

4.Рисунки детей по теме«Природа в разные времена

2.Формирование системы знаний о

года».

сезонах и установление причинно-

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

следственных связей.

6.Дневник наблюдений–зарисовывают опыты,

эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из

природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема,

муравейника, парка, зоопарка, макеты природных

ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни,

тропического леса), моря, гор, природных

достопримечательностей родного края.

Центр

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование,

1.Рассширение знаний о родном

краеведения

культура, спорт, медицина, сельское хозяйство,

городе: его своеобразие,

промышленность); «Мой Саратов»;

географическое положение,

«Народы Поволжья»,

архитектура, основные отрасли

«Россия» (города, костюмы, песни, национальная

производства.

кухня).

2.Формирование знаний о

2.Предметы искусства русского народа.

государственных символиках

3.Предметы одежды и быта русского народа.

страны и города.

4.Художественная литература:стихи,рассказы,русские

3.Формирование представлений о

народные сказки.

многонациональном составе

5.Традиции,обычаи,фольклор русского народа.

населения Поволжья, их языке,

6.Флаги,гербы и другая символика  России, Саратова.

культуре.

7.Макет«Город Саратов» (плоскостной и объемный),

макет или план детского сада.

8.Аудио-и видеокассеты: «Моя Родина», «Город

Саратов» и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду,дома,о

различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды(«всех времен и народов»).

12.Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в

Саратове», «Моя родина  - Россия».

13. Декоративно-прикладное искусство.

Уголок уединения

«Страна неприкосновенности»

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

Туалетная

 «Владения мыльного

1.Развитие опрятности,навыков

комната

Пузыря», «Уголок Чистюлькина»

самообслуживания.

1.Традиционная обстановка.

Развивающая предметно – пространственная среда подготовительной группы (6-7 лет)

Микроцентр,

Примерное оборудование

Цели

микрозона

Раздевалка

1.Шкафчики

с

определением

индивидуальной

1.Формирование навыков

принадлежности   (именами,   фотографиями   детей),

самообслуживания, умение

скамейки.

одеваться и раздеваться, оказывать

2.Информационные стенды для взрослых:

друг другу помощь.

«Картинная

галерея (постоянно

обновляющаяся

2.Формирование

выставка достижений детей в разных областях);

коммуникативных навыков,

«Вот   как   мы   живем» (постоянно   обновляющаяся

умения приветствовать друг друга

фотовыставка о жизни в группе);

и прощаться друг с другом.

Фотоальбом

«Моя

семья»,

«Семейный

3.Привлечение к  воспитательной

очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка);

работе родителей. Создание

«Здоровейка» (информация

о

лечебно-

единого сообщества педагогов и

профилактических мероприятиях, проводимых в группе

родителей.

и детском саду);

«Готовимся к школе»

(рекомендации родителям по организации досуга детей,

материалы   для   игр   и   домашних   занятий)

«Визитная книга»

информационный стенд (режим работы детского сада и

группы,    расписание    работы    и    рекомендации

специалистов, объявления, сетка занятий);

«Книга

жалоб  и  предложений»,  «Бюро

находок»,

«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения,

праздники,

экскурсии,

родительские

собрания,

развлечения и т.п.

Уголок

«Конструкторское бюро»

1.Развитие пространственного и

конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

конструктивного мышления,

2.Средний строительный конструктор.

творческого воображения.

3.Мелкий строительный конструктор.

2.Обучение элементарному

4.Тематические строительные наборы(для мелких

планированию действий.

персонажей): город, мосты, крестьянское подворье

3.Формирование умения работать

(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж,

по заданной схеме, модели.

бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа«Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек

(фигурки людей и животных, макеты деревьев и

кустарников).

8.Более сложные схемы построек и алгоритм их

выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»:транспорт мелкий,средний,крупный.

Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики,

фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет,

вертолет, ракета-трансформер, железная дорога,

луноход.

10.Сборно-разборные автомобиль,самолет,вертолет,

ракета, корабль.

Уголок ПДД

«Дорожная грамота» (светофор,жезл)

1.Закрепление знаний о правилах

1.Полотно с изображением дорог,пешеходных

дорожного движения и умений

переходов из дерматина, чтобы можно было складывать

пользоваться этими знаниями в

и убирать.

повседневной жизни.

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов,деревьев,набор дорожных знаков,

светофор.

4.Небольшие игрушки(фигурки людей).

Уголок

«Волшебный мелок», «Королевство кисточки»

1.Закрепление умений и навыков в

художественного

1.Восковые и акварельные мелки,цветной мел,гуашь,

рисовании, лепке, аппликации.

творчества

акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,

2.Развитие мелкой моторики,

шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

творческого воображения и

2.Цветная и белая бумага,картон,обои,наклейки,

фантазии.

ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3.Расширение представлений о

3.Кисти,палочки,стеки,ножницы,поролон,печатки,

цвете, свойствах и качествах

клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды,

различных материалов.

салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски

4.Обучение различным техникам

(20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

вырезания.

4.Материал для нетрадиционного рисования:сухие

5.Освоение новых способов

листья,

шишки, колоски, тычки и т.п.

изображения.

5.Образцы декоративного рисования,схемы,алгоритмы

изображения человека, животных и т.д.

Книжный уголок

«Полка умных книг», «Читальный зал», «Наша

1.Приобщение к

библиотека»

общечеловеческим ценностям.

1.Стеллаж или открытая витрина для книг,стол,два

2.Воспитание духовной культуры.

стульчика.

3.Формирование представлений о

2.Детские книги по программе и любимые книги детей,

культуре через ознакомление с

два-три постоянно меняемых детских журналов,

книгой.

детские энциклопедии, справочная литература по всем

4.Развитие способности к

отраслям знаний, словари и словарики, книги по

сочинительству.

интересам, по истории и культуре русского и других

народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с

рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами

достопримечательностей Саратова и Москвы.

Музыкальный

«Музыкальный салон»

1.Развитие музыкально-сенсорных

уголок

1.Музыкальные инструменты:металлофон,дудочки,

способностей и творческих

свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен,

проявлений в музыкальной

губная гармошка, гармошка.

деятельности.

2.Магнитофон.

2.Воспитание устойчивого

3.Аудиокассеты с записью детских песенок,музыки

интереса к музыкальным

М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта,

произведениям, расширение

С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

музыкальных впечатлений.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

Спортивный

«Мини-стадион», «Уголок здоровья»

1.Формирование потребности в

уголок

1.Мячи большие,малые,средние.

ежедневной активной

2.Обручи.

двигательной деятельности.

3.Толстая веревка или шнур.

2.Развитие ловкости,координации

4.Флажки.

движений, произвольной

5.Гимнастические палки.

регуляции в ходе выполнения

6.Кольцеброс.

двигательных заданий.

7.Кегли.

3.Развитие глазомера.

8. «Дорожки движения»с моделями и схемами

4.Развитие быстроты,

выполнения заданий.

выносливости, ловкости, точности,

9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков

выдержки, настойчивости.

и мячиков на «липучках».

5.Развитие умения быть

10.Детская баскетбольная корзина.

организованными.

11.Длинная и короткая скакалки.

6.Формирование правильной

12.Бадминтон.

осанки.

13.Городки.

7.Поддержание интереса к

14. «Летающие тарелки».

различным видам спорта.

15.Мешочек с грузом малый и большой.

16.Серсо.

17.Гантели детские.

18.Нетрадиционное спортивное оборудование

Театральный

«Театр сказок»

1.Развитие речевого творчества

уголок

1.Ширма,две маленькие ширмы для настольного

детей на основе литературных

театра.

произведений.

2.Костюмы,маски,атрибуты для постановки сказок.

2.Обучение перевоплощению с

3.Куклы и игрушки для различных видов театра

использованием мимики,

(плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо),

пантомимики, голоса, интонации.

настольный, пальчиковый).

3.Обучение использованию в речи

4.Атрибуты для теневого театра

слов, необходимых для

5.Наборы масок(сказочные,фантастические

характеристики персонажей.

персонажи).

6.Корона,кокошник(2-4шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

 Уголок сюжетно-        ролевой игры

1.Кукольная мебель:стол,стулья,диванчик,шкаф.

1.Закрепление в игре примеров

2.Набор для кухни:плита,мойка,стиральная машина.

эмоционального, социального,

3.Игрушечная посуда:набор чайной посуды(средний и

речевого поведения.

мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор

2.Активизация ролевой речи.

столовой посуды(средний).

Обогащение речевого

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек(средние).

сопровождения сюжетной игры.

5.Коляски для кукол(2шт.)

Формирование различных видов

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей

словесной регуляции в ходе игры.

для кукол.

3.Создание условий для развития

7.Атрибуты для ряженья(шляпы,очки,бусы,шарфы,

партнерских отношений детей в

сарафаны, юбки и т.п.)

игре.

8.Предметы-заместители.

4.Обогощение опыта

9.Набор мебели«Школа».

моделирования различных типов

10.Атрибуты для игр«Дочки-матери», «Детский сад»,

социальных отношений.

«Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская»,

«Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Ателье» и др.

Игры с общественным сюжетом: «Библиотека»,

«Школа», «Автосервис», «Морской порт»,

«Железнодорожная станция», «Пожарная станция»,

«Спасатели», «Банк» и др.

Математический

«Островок размышлений»

1.Уточнение и расширение

уголок

1.Счетный материал:игрушки,мелкие предметы,

представлений о количественных

предметные картинки.

отношениях в натуральном ряду

2.Комплекты цифр и математических знаков для

чисел в пределах десяти.

магнитной доски и ковролинового полотна, набор

2.Уточнение и расширение

карточек с гнездами для составления простых

представлений о временных

арифметических задач.

отношениях.

3.Занимательный и познавательный математический

3.Совершенствование навыков

материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-

ориентировки в пространстве и на

математические игры: блоки Дьенеша, палочки

плоскости.

Кюизенера  и др.

4.Упражнения в измерениях с

4.Схемы и планы:групповая комната,кукольная

помощью условной меры и

комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от

сравнении предметов по длине,

детского сада до библиотеки и др.

ширине, высоте, толщине.

5.Рабочие тетради по математике.

5.Закрепление знаний о частях

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового

суток.

полотна и магнитной доски.

6.Упражнения в решении и

7.Наборы объемных геометрических фигур.

придумывании задач, головоломок,

8.«Волшебные часы»:модели частей суток,времен

загадок.

года, месяцев, дней недели.

7.Обучение классификации

9.Счеты напольные и настольные.

геометрических фигур по наличию

10.Счетные палочки.

(отсутствию) признаков.

11.Учебные приборы:линейки(10шт.),сантиметры,

8.Обучение формулировке

ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

арифметических действий.

12.Мозаики,пазлы,игры типа«Танграм»,бусы,

различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок;головоломки

объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со

схемами последовательных преобразований; игры-

головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-

лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные(на разные отрезки времени);часы

механические с прозрачными стенками (с зубчатой

передачей).

17.Весы рычажные равноплечные(балансир)с набором

разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-

схематическими изображениями для классификации по

2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей:деление на части(2-16).

21.Разнообразные дидактические игры.

Центр

«Знайкины университеты»

1.Развитие способностей к

дидактической

Грамматический уголок.

словесному творчеству,

игры

1.Пособия для воспитания правильного

экспериментированию со словом.

физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные

2.Формирование грамматически

пузыри», надувные игрушки).

правильной речи.

2.Материалы для звукового и слогового анализа и

3.Автоматизирование

синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные

произношения звуков речи и их

фишки или магниты).

дифференциации.

3.Игры для совершенствования навыков языкового

4.Закрепление интереса

анализа («Слоговое лото», «Определи место звука»,

самостоятельно моделировать

«Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

содержания произведения,

4.Игры для совершенствования грамматического строя

создавать собственные.

речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для иерархической классификации

(установления родо-видовых отношений): виды

животных; виды растений; виды ландшафтов; виды

транспорта; виды строительных сооружений; виды

профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы«лото»(8-12частей),в том числе с

соотнесением реалистических и условно-схематических

изображений.

3.Серии картинок(6-9)для установления

последовательности событий (сказочные и

реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для

выстраивания временных рядов: раньше – сейчас

(история транспорта, история жилища, история

коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок:времена года(пейзажи,жизнь

животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на

соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки

(смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки(8-16частей),

разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного

характера.

Экологический

Центр воды и песка:«Лаборатория»

1.Создание оптимальных условий

центр

1.Стол,

для формирования всесторонних

 пластиковый коврик,

представлений об окружающей

халатики, нарукавники.

действительности, ее объектах и

2.Природный материал:глина,камешки,ракушки,

явлениях с использованием всех

минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,

видов восприятия детей.

мох, листья и т. п.).

2.Расширение чувственного опыта

3.Сыпучие продукты:горох,манка,мука,соль,

детей.

сахарный песок, крахмал.

3.Обогащение первичных

4.Емкости разной вместимости(набор мелких стаканов,

естественно-научных

набор прозрачных сосудов разных форм и объемов),

представлений.

ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся

4.Развитие наблюдательности,

сосуды.

любознательности, активности,

5.Разнообразные доступные приборы:разные лупы,

мыслительных операций.

микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из

5.Формирование способов

пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта

познания путем сенсорного

радуги), компас, бинокли.

анализа.

6.Различные часы,безмен.

6.Формирование измерительных

7.Набор зеркал для опытов с симметрией,для

навыков.

исследования отражательного эффекта.

7.Формирование комплексного

8.Набор для опытов с магнитом.

алгоритма обследования

9.Вертушки разных размеров и конструкций(для

предметов.

опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный

змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных

экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы:пипетки,колбы,шпатели,

вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов,тканей,бумаги,семян и

плодов, растений (гербарий).

13.Более сложные схемы,модели,таблицы с

алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы«Мини-сад», «Розарий», «Чудесный

сад»

1.Должны быть растения:

1.Формирование системы знаний о

- приспособленные к разным условиям среды, имеющие

потребностях растений.

разные потребности в свете: светолюбивые – листья

2.Расширение,уточнение и

ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или

конкретизация представлений о

ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая,

комнатных растениях.

хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые,

3.Закрепление умения различать и

ориентация на свет не очень выражена (аспидистра,

называть растения уголка природы.

плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро

4.Овладение навыками ухода за

вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус);

комнатными растениями и

засухоустойчивые – листья опушены или с колючками,

аквариумными рыбками.

многие имеют восковой налет, стебли и листья часто

5.Воспитание бережного

толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

отношения к растительному и

- дающие плоды (перец, лимон, гранат);

животному миру.

- имеющие разные способы размножения: семенами

(цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами

(амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус);

листовыми черенками (бегонии, сансевьера);

стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция);

«усами» - размножение отпрысками (камнеломка,

хлорофитум);

- лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и

вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями

верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное

растение) или агава; хлорофитум – является хорошим

очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые

металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ –

являются фитонцидными растениями; амариллис или

зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии,

вредные для человека, погибают быстрее, чем от

фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет

воздух; лимон – его фитонциды стимулируют

умственную деятельность.

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью, летом, весной – сезонные композиции с

использованием живых растений цветников,

выполненные в разных художественных стилях

(икебана и др.);

- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки

(мать-и-мачеха, подснежник);

- зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний

огород: посадки рассады различных овощных культур

(огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных

растений; посадки и посевы для получения зелени и

проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена

лимона, мандарина; экспериментальные посевы и

посадки.

3.Лейки,опрыскиватель,палочки для рыхления почвы,

кисточки, тряпочки, фартуки.

1.Развитие наблюдательности и

Календарь природы:«Метеостанция»

творческих способностей.

1.Картина сезона,модели года и суток.

2.Совершенствование умения

2.Календарь погоды на каждый месяц,где дети

распознавать состояния погоды.

схематично отмечают состояние погоды и температуру

на каждый день. В конце месяца рисуется

температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами–ежедневно

схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели

и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме«Природа в разные времена

года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений–зарисовывают опыты,

эксперименты, наблюдения и т.п.

Уголок  краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование,

1.Формирование обобщенных

культура, спорт, медицина, промышленность);

представлений о истории

 «Россия»

образования родного города,

 (города, костюмы, песни, национальная кухня).

отраслях производства,

2.Декоративно-прикладное искусство.

промышленных и культурных

3.Предметы одежды и быта русского народа.

объектах.

4.Художественная литература:стихи,рассказы,русские

2.Знакомство ребенка с

народные сказки.

известными людьми города,

5.Традиции,обычаи,фольклор русского народа.

страны.

6.Флаги, гербы и другая символика России, Саратова.

3.Воспитание любви к родному

7.Макет «Город Саратов» (плоскостной и объемный),

городу и Родине.

макет или план детского сада.

8.Аудио-и видеокассеты: «Моя Родина», «Город Саратов»

и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду,дома,о

различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды(«всех времен и народов»).

12.Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в

Саратове», «Моя родина - Россия».

Уголок уединения

«Страна неприкосновенности»

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

Туалетная

 «Владения мыльного

1.Развитие опрятности, навыков

комната

Пузыря», «Уголок Чистюлькина»

самообслуживания.

1.Традиционная обстановка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»

На современном этапе развития общества в связи с вступлением  ФГОС   дошкольного образования,   вопросы  организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Примерное содержание развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

Содержание предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха

В статье рассмотрены принципы и условия моделирования ППРС дошкольных  групп для детей с нарушениями слуха...

Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.

В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена акт...

Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста

В статье кратко раскрыта Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста....