План по самообразованию 2020-2021гг.
календарно-тематическое планирование

Кожина Людмила Николаевна

Тема самообразования: "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка».

.

План работы по самообразованию

учителя-логопеда на 2021-2022 уч. г.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи».

Разработала:

Учитель – логопед Кожина Л.Н.

Смирных 2021

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпо ритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям;

- формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

- привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ.

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2021-2022 учебные года.

Участники: дети, воспитатели и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.


План работы на 2021-2022 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

  1. Изучение методической литературы по данной проблеме:

- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий.

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.

- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.
-  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

-  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.


2. Поиск материалов в Интернете.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s
  2. http://planetadetstva.net
  3. http://dohcolonoc.ru
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html
  5. http://podsnezhniksad.ucoz.com
  6. http://www.logolife.ru/logopedy
  7. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/
  8. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php

Анализ изученных источников.

Работа с детьми

Сентябрь-май

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Проведение практических занятий:
  3. Организация предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья детей.

Диагностика

Конспекты .

ОктябрьМай

Разучивание артикуляционных упражнений

Сказка о Веселом язычке

(2021-22)

Картотека упражнений (2021-22)

Развитие речевого дыхания

Сказка о Ветерке

(2021-22)

Картотека упражнений (2021-22)

Разучивание пальчиковых игр

Пальчиковый театр «Теремок»

(2021-22)

Картотека упражнений (2021-22)

Кинезиологические упражнения

Картотека

Зрительная гимнастика

Картотека

Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии

Продукты деятельности

Работа с семьёй

Сентябрь

2021

Сентябрь

2021

Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания»

Проект «Говорушка», с применением здоровьесберегающих технологий.

Выступления на родительском собрании.

Памятки

Работа с родителями в домашних условиях

Октябрь

2021

Октябрь

2021

Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем»

«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

Памятка

Папка- передвижка

Памятка

Январь

2022

Январь

2022

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения»

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Выступления на родительском собрании

Май

2022

Май

2022

Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период».

Отчёт о проделанной работе за учебный курс

Консультация «Речевая готовность детей к школе»

Выступления на родительском собрании

Самореализация

Сентябрь -май

Сбор материалов, конспектов по теме самообразования.

Оформление папки с материалами по теме самообразования.

Сентябрь

Составление плана работы

План работы по самообразованию.

Октябрь

2021

Октябрь 2021

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

МК для родителей

Ноябрь

2021

Ноябрь

2021

Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания».

МК для воспитателей

Февраль

2022

Февраль

2022

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности».

Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками».

МК для воспитателей

Март

2022

МК «Инновационные технологии дошкольного образования», «Су-джок терапия»

МК для родителей

Май

2022

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Отчёт.

В течение года

Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации.

Сертификаты

Предполагаемый результат:

  • Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% - 100%;
  • Формирование комплекта дидактических материалов;
  • Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • Разработка проекта «Правильное дыхание – красивая речь».

 Способ демонстрации результата проделанной работы:

  1. Мастер-классы для педагогов;
  2. Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
  3. Размещение разработок занятий с использованием здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ;
  4. Отчет о проделанной работе;
  5. Обобщение опыта работы на уровне детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на 2020-2021гг.

Тема: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников».«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,м...

План по самообразованию 2020 2021гг

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр....

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2020-2021гг

План по самообразованию "Познавательно исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021гг...

Отчет по самообразованию за 2020-2021гг.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры....

План самообразования 2020-2021гг.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речидетей младшего возраста....