Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
консультация

Скопинцева Анастасия Михайловна

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Подготовила: Скопинцева А. М.

воспитатель средней (комбинированной) группы, 2022 г.

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ

«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

        И такой фундамент – это патриотизм…»

В. В. Путин

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности (слайд 3).

Возникшая бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей своего народа, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи (слайд 4): 

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

(Слайд 5) Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

(Слайд 6) Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии особенностями детей, учитывая следующие принципы:

•Принцип индивидуального подхода к детям;

•Принцип сотрудничества;

•Принцип интеграции;

•Принцип систематичности и последовательности; принцип доступности;

•Принцип сочетания разных видов деятельности;

•Принцип игровой подачи материала.

Нравственно-патриотическое воспитание реализуется при наличии таких условий:

• Создание развивающей предметно-пространственной среды (патриотический уголок, символика государства и др.)

• Эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка (с помощью чтения художественной литературы, акцентируем внимание на чувства; лексические темы «Детский сад», «День защитника Отечества», «День Победы» и др.);

• Взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

• Организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изодеятельность, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.).

(Слайд 7) В работе по нравственно-патриотическому воспитанию применяются такие формы:

•Образовательные ситуации;

•Проектная деятельность;

•Игры (дидактические, подвижные (народные игры), настольные, сюжетно-ролевые, интерактивные);

• Праздники и развлечения;

• Театрализованная деятельность;

• Выставки, конкурсы творческих работ;

•Акции;

• Целевые прогулки и наблюдения;

• Музейная педагогика.

(Слайд 8) Средствами патриотического воспитания являются:

•Деятельность детей (игровая, познавательная, трудовая, творческая, коммуникативная).

•Природа (живая и неживая).

•Окружающая обстановка - социум (эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников).

•Художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино).

Все эти средства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

(Слайд 9) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с детьми:

• Обустройство патриотических уголков в группах ДОУ.

(Слайд 10) В каждой группе детского сада есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания (прил. «Памятка по нравственно-патриотическому воспитанию для детей разных возрастных групп») в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретом президента. Таким образом, ненавязчиво, через развивающую предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.

• Целевые экскурсии (по достопримечательностям родного края) - виртуальные, посещение музеев и создание мини-музеев (слайд 11, 12);

• Организация тематических мероприятий (слайды 13-14)

Праздники, утренники, фестивали, соревнования, конкурсы, выставки.

(Новый год, 23 февраля, Масленица, 8 марта, День космонавтики, День Победы, День защиты детей, День России, День семьи любви и верности 8 июля, День пожилого человека.)

 • (Слайд 14) Проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

• (Слайд 15) Беседы о родном городе, стране, её истории (закрепляем в наших лексических темах).

• Наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе (виртуально); наблюдения на участке детского сада (например, «За русской березкой»).

• Участие детей в посильном общественно – полезном труде (Где участвуют и что могут сделать?) (в уголке природы, на участках детского сада – уборка листьев, расчистка снега, сбор веток и др.) (Слайд 16).

• Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички) – (Где мы использовали?) - Фестиваль русской народной песни, колядки (слайд 17, 18).

• Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) – ежегодные Ярмарочные недели (слайд 19).

• Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов.

• Проведение и участие в акциях (Каких?) (слайд 20).

        Нравственно-патриотическое воспитание реализовывается с помощью проведения различных игр (дидактические, подвижные (народные игры «Золотые ворота», «Ручеек» и др.), настольные, сюжетно-ролевые, интерактивные). (слайд 21)

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников должна вестись ежедневно. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Воспитатель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их воспитатель на деле, а не на словах любит свою страну, то они будут верить ему, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.

(Слайд 22)Систематическая работа позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Созданные условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой Родиной, страной, своим поселком, в котором он живет.

(Слайд 23) Свое выступление хочу закончить словами С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.»



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов по нравственно-патриотическому

воспитанию для детей разных возрастных групп

Группа раннего возраста (2-3 года)

Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Формировать элементарные представления о  том, что хорошо и что плохо.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отношение к родителям.

Младшая группа (3-4 года)

Нравственное воспитание. Развивать у детей элементарные представления о  том, что такое хорошо и  что такое плохо; воспитывать социальный и эмоциональный интеллект: обращать внимание детей на  личностные (доброжелательный, чуткий) и  деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Воспитывать уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье. Беседовать с  ребенком о  членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Учить заботиться о  близких людях, вызывать чувство благодарности к  родителям и близким за их любовь и заботу.
Воспитывать уважительное отношение к  сотрудникам детского сада

(музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

Патриотическое воспитание. Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в  парке, сквере, детском городке) и  пр. Воспитывать интерес и любовь к малой родине. В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Средняя группа (4-5 лет)

Нравственное воспитание. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и  нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; учить искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду.
Патриотическое воспитание. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представление о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), дать детям первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
Продолжать воспитывать любовь к  родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине — России. Воспитывать уважение к государственным символам, дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.).

Старшая группа (5-6 лет)

Нравственное воспитание. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости. Развивать умение детей выражать свое отношение к  окружающему, с уважением относиться к мнениям других людей. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Продолжать воспитывать уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье. Углублять представления ребенка о  семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Интересоваться, какие у ребенка есть постоянные обязанности по дому.
Патриотическое воспитание. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычаями (с учетом региональных особенностей и национальностей детей группы). Рассказывать детям о  том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Показывать Россию на карте, глобусе.
Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но  почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от  врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в  детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Нравственное воспитание. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим). Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развивать стремление и  умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и  чувство принадлежности к  своей семье, любовь и  уважение к  родителям. Учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе.
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в  разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей, развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы.
Патриотическое воспитание. Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с  достопримечательностями региона, в  котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о  флаге, гербе и  гимне России (гимн исполняется во  время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять знания о  государственных праздниках. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте.
Поощрять интерес детей к  событиям, происходящим в  стране, воспитывать чувство гордости за  ее достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса.
Углублять знания о  Российской армии. Воспитывать уважение к  защитникам Отечества, к  памяти павших бойцов (возлагать с  детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ Выполнила: воспитатель Скопинцева А. М. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д етский сад № 36 » Ярославль 20 22г

Слайд 2

«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» В. В. Путин

Слайд 3

Актуальность темы Дефицит знаний детей о родном городе, стране, русской культуре и традициях. Равнодушие, недостаток сочувствия и сострадания.

Слайд 4

Задачи патриотического воспитания по ФГОС - формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Слайд 5

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Слайд 6

•Принцип индивидуального подхода к детям; •Принцип сотрудничества; •Принцип интеграции; •Принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; •Принцип сочетания разных видов деятельности; •Принцип игровой подачи материала. Принципы работы педагога

Слайд 7

Музейная педагогика Образовательные ситуации Игры Целевые прогулки Акции Выставки, конкурсы Театрализо-ванная деятельность Праздники, развлечения Проектная деятельность Формы работы

Слайд 8

• Деятельность детей (игровая, познавательная, трудовая, творческая, коммуникативная). •Природа (живая и неживая). •Окружающая обстановка - социум (эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников). •Художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино). Все эти средства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при работе по патриотическому воспитанию дошкольников. Средства патриотического воспитания

Слайд 9

• Обустройство патриотических уголков в ДОУ; • Целевые экскурсии (по достопримечательностям родного края), посещение музеев и создание мини-музеев; • Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, выставки); • Проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине); • Беседы о родном городе, стране, её истории; • Наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе; наблюдения на участке детского сада; • Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); • Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка); • Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; • Участие детей в посильном общественно – полезном труде. Методы работы

Слайд 10

Патриотические уголки

Слайд 11

Целевые экскурсии Целевые экскурсии можно проводить виртуально с помощью различных программ.

Слайд 12

Мини-музей «Русская изба»

Слайд 13

Тематические мероприятия Праздники, утренники, фестивали, соревнования, конкурсы, выставки.

Слайд 14

Тематические занятия-рассуждения, чтение различных произведений, заучивание стихотворений, песен, пословиц, поговорок, просмотр фильмов, передач, слайдов, прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине)

Слайд 15

Беседы о родном городе, стране, её истории. Беседы

Слайд 16

Участие в посильном общественно-полезном труде

Слайд 17

Фестиваль русской народной песни

Слайд 18

Русские народные колядки

Слайд 19

Ярмарочная неделя

Слайд 20

Акции «Свеча памяти», «Окна Победы», «Окна России», «Добрые крышечки», «Помоги приюту бездомных животных»

Слайд 21

Игры - Дидактические, подвижные (народные игры), настольные, сюжетно-ролевые, Интерактивные.

Слайд 22

Заключение Систематическая работа позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Созданные условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой Родиной, страной, своим поселком, в котором он живет.

Слайд 23

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.» С. Михалков

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС.

Статья на тему:"Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС"....

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС» Одним...

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО

В материале подобраны современные формы работы педагогов по патриотическому воспитанию, такие как проект, акции, образовательное путешествие, виртуальная экскурсия, флеш-моб, кроссенс. На практике дан...

Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...

Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...