Деловая игра «Эрудит»
методическая разработка

Елена Гер

методическая разработка для педагогов ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Эрудит»                                                    

для педагогов ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста                                           с художественной литературой.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по теме: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Задачи: - обобщить и систематизировать знания педагогов по данной теме;                                    - активизировать применение используемых методических приемов в работе с детьми, способствующих реализации ООП ДОУ;                                                                                      - способствовать развитию коммуникативных качеств, раскрытию творческого потенциала педагогов.

Ход игры:

Деление на команды («Читатель» и «Книголюб» - по разрезным картинкам, по цифрам, по желанию и т.д.). Выбор капитанов.

Правила игры: вопросы командам задаются поочередно, если нет ответа или ответ неправильный, право переходит к другой команде, за правильные ответы получают фишки или картинки.

Задание 1. Разминка (по жанрам устного народного творчества – педагоги отвечают на скорость, данный конкурс не оценивается)

Вспомним русские народные сказки: героев и атрибуты.
- Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
- Кто сломал теремок? (Медведь.)
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
- Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)
- Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)

«Закончите пословицу»:

1. «Грамоте учиться - ………» (всегда пригодится)

2. «Не хвали себя - ………….» (есть умней тебя).

3. «Человек без родины - ………….» (соловей без песни)

4. «Нет друга, ищи, а нашел - …….» (береги).

5. «Умный себя винит, глупый - ……………………….» (своего товарища)

6. Ранняя пташка, носок прочищает, а поздняя - ……..» (глаза продирает).

7. «Где хотенье…………….» (там и уменье)

8. «У лентяя Федорки…….» (всегда отговорки)

«К какому жанру устного народного творчества относятся данные примеры»:

    Над сугробом синь -  синь,

    Под сугробом тень – тень.

    Капли с крыши дзинь – дзинь,

    А синицы цвинь- цвинь,

    Рван кафтанчик скинь – скинь,

    Целенький надень

                                          (тараторка)

    Возле грядки две -  лопатки

    Возле кадки – два ведра

    После утренней зарядки

    Мы работали на грядке,

    И посадки все в порядке

    Их теперь полить пора!          (скороговорка)

    Петушок, петушок,

    Покажи свой кожушок!

    Кожушок горит огнем

    Сколько перышек на нем

    Раз, два, три, четыре, пять

    Невозможно сосчитать!                    (считалка)

    Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда (пословица)

     В темной темнице

     Красны девицы

     Без нитки, без спицы

     Вяжут вязеницы (пчелы в улье)

                                                    (загадка)

    На дубу свинья гнездо свила,

    Гнездо свила, деток вывела

                                                (небылица)

    Наша доченька в дому,

    Что оладушек в меду,

    Что оладушек в меду,

    Сладко яблоко в саду

                                 (потешка)

    На столе лежит арбуз,

    На арбузе -  муха

    Муха злится на арбуз,

    Что не лезет в брюхо

                                (частушка)

    Расскажу я вам про дела старые,

    Да про старые, про бывалые….

                                                (былина)

   В некотором царстве, в некотором государстве….. (сказка)

    Дождик, дождик, посильней

    Чтобы было веселей

    Мои гуси дома

      Не боятся грома

                                  (закличка)

      Бабочка – коробочка

     Полети на облачко

     Там твои детки

      На березовой ветке

                              (приговорка)

     Антошка – картошка

     Соломенная ножка

     Сам с ноготок,

      Голова с локоток

                            (дразнилка)

      Чок, чок, чок

      Зубки на крючок,

      Кто слово скажет,

      Тому в лоб щелчок!

                             (молчанка)

      - Я медведя поймал

      - Так веди сюда

      - Не идет.

      - Так сам иди!

      - Да он меня не пускает!

                               (перекличка)

      Ехала деревня мимо мужика,

      Вдруг из – под собаки лают ворота,

     Выскочила палка с бабкою в руке

     И давай дубасить коня на мужике

     Лошадь ела сало, а мужик овес,

     Лошадь села в сани, а мужик повез.

                                             (перевертыш)

Задание 2. Кроссворд «Жанры устного народного творчества»

По вертикали:

  1. Небольшие стишки и песенки, побуждающие ребенка к игре с пальцами, руками и ногами. (Потешка)
  2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, с выводом-моралью. (Басня)
  3. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот)
  4. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка)

По горизонтали:

  1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка, пословица)
  2. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)
  3. Песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина)
  4. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Загадка)
  5. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня)

Задание 3.  (По содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ на основе примерной программы «Детство» по образовательной области «Чтение художественной литературы»)

«Какой возрастной группе соответствуют данные задачи»:

  1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.

Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

(II младшая)

  1. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).  

(Старшая группа)

  1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.

(Средняя группа)

  1. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

Развивать умения анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и из значение), развивать литературную речь.

(Подготовительная группа)

 Задание 4.  (Из программы)

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

  1. «Растет она вниз головою…», «Телефон» К. Чуковский, «Лисичка сестричка и волк», «Зимовье», «Мама, глянь-ка, из окошка…» А. Фет, «Елка», А. Барто, «Мороз-воевода» Н.Некрасов, «Заплатка» Н.Носов, «Что за зверь? Е.Чарушин.  

(Средняя группа)

  1.  «Сказка о царе Салтане» А. Пушкин, «Мороз Иванович» В.Одоевский, «Пороша» С. Есенин, «Чук и Гек» А, Гайдар, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл, «Золотой ключик» А. Толстой»Синичкин календарь» В. Бианки

(Подготовительная группа)

  1. «Уж ты, зимушка-зима…», «Тень, тень, потетень», «Заря-зарница», «Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Месяц, месяц, мой дружок…» А.С. Пушкин, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский, «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Мамин-Сибиряк.

(II младшая группа)

  1.  «Двенадцать месяцев» (пер. С. Маршака), «Серебряное копытце» П. Бажов, «Покормите птиц» И. Токмакова, «Белка и волк» Л. Толстой, «Как на тоненький ледок», «Пороша» С. Есенин, «Медвежонок» Е. Чарушин, «На катке» В. Осеева.

(Старшая группа)

Задание 5. Конкурс капитанов:  

Назовите автора произведения:

  1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари)
  2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)
  3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
  4. «Алиса в стране чудес»( Э.Кэрролл.)
  5. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

1. Назовите писателей, которые писали о природе (В. Бианки, Е. Чарушин, Д. Мамин – Сибиряк, В. Сладков, К. Паустовский, М. Пришвин…).

2. Назовите поэтов, писавших о природе (А. С. Пушкин, А. Фет, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, С. Есенин, А. Плещеев…).

«От имени кого и о ком ведется рассказ»

1.  «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила….» (Лиса о колобке).

2. «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю…. Зачем было через меня прыгать?»  (Огонь о Снегурочке).

Задание 6. Блиц-турнир «Аукцион пословиц»

(Домашнее задание – подобрать пословицы о книге и чтении)

Задание 7. «Вопрос-ответ» (задает учитель-логопед, поясняет после ответов педагогов)

Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? 

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? 

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Задание 8. Перевертыши названий книг:

  • «Синяя бейсболка»
  • «Квадратик»
  • «Мышка в босоножках»
  • «Континент мусора»
  • «Прибитые штилем»
  • «Счастье от глупости»
  • «Закон и поощрение»
  • «Мышка-домоседка»
  • «Петушок бесцветный»
  • «Солнечный принц»
  • «Белый петух»
  • «Матери и родители»
  • «Прекрасная лебедь»

Перевертыши строчек из стихотворений:

  • Ты ненавидишь мою корову
  • Ваша Маша тихо смеется
  • Ты забыла ужасную вечность
  • Ты ушла от меня, не попрощавшись
  • Вылетел комар из плова
  • Дылда-дочь от мамы смылась
  • Огороды засеяны, клумбы в одежде
  • Стою у распахнутого настежь окна

Залитой светом сухой комнаты

  • Твоя племянница заурядных подлых беззаконий
  • Громче, кошки, пес в подвале
  • У орла один раз черт украл кусочек колбасы

Перевертыши пословиц, поговорок и загадок:

  • Уйти от новой стиральной машины
  • Лысина – мужское безобразие.
  • От смелости затылок мал
  • На милиционере валенки мокнут
  • Ниже пяток не опустишься
  • Ложь уши ласкает
  • Неупотребляющему суша до подбородка
  • Это плохо, если плохо начинается
  • Безделью – часы, слезам – год
  • Начал развлечение – робко работай
  • Курица кабану подружка
  • Уговори умного к черту послать, так и нога заживет
  • Одна обутка и та на кнопках

Перевертыши имен героев сказок:

  • Желтые бакенбарды
  • Чернодождик
  • Дженни - Короткий Носок
  • Пес Солдаткин
  • Великан Ухо
  • Деревянный лесник
  • Дедушка-с-ножку
  • Индюшка Белла
  • Рабыня-жаба
  • Сантиметровка
  • Внук Пекло

Подведение итогов. Награждение победителей (Грамотами, аплодисментами, призами и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Эрудит"

Деловая игра по развитию речи...

Игра-эрудит "Своя игра"

Добрый вечер уважаемые коллеги!Рада приветствовать Вас на «Своей игре».Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и семью. В нашем коллективе уже ...

Деловая игра «Эрудит» - «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста - уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

Деловая игра для педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит".

Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах...

Деловая игра для воспитателей ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит

Деловая играЦель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов пов...

Деловая игра"Эрудит" для педагогов БДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов - одна из основных задач в работе старшего воспитателя. Одним из медодов является Деловая игра, где через практику можно повышать профессиональные з...

Деловая игра "Эрудит"

Деловая игра...