Культурные практики в ДОО и их виды
методическая разработка

Елена Гер

для семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kulturnye_praktiki_.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

консультация для педагогов

Культурные практики

в ДОО и их виды

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Характерной особенностью нашего времени является усиление
культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б.
Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой,
современное образование ориентировано на наиболее полное культурное
развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики
дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном
процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и
образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных
Новое содержание образования ориентировано на развитие
универсальных культурных умений. Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста. Дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий.
             Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения.

Существует несколько видов культурных практик:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает

детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

3. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)—форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

До поступления в школу и начала систематического школьного обучения, «культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования…)»

Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

«Практика ребенка становится культурной, - подчеркивает Н.Б.
Крылова, - …когда она открывает возможности для его личной
инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных
артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе
осваиваемых культурных норм (где культура - сущностное качество любой

формы деятельности)».

 Проектирование современного образовательного процесса в детском
саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое
использование культурных практик дошкольников. Культурные практики
становятся важной структурной единицей образовательного процесса в
детском саду.

Содержание дошкольного образования выстроено в соответствии с
актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их
взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, предметным
и социальным миром, игровой, бытовой и двигательной культурой. Такое
широкое культурно-образовательное содержание становится основой для
развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения
индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях
дошкольного детства.

По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Примерные виды и формы культурных практик

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

– Сюжетно-ролевая игра

– Режиссерская игра

– Игра-инсценировка;

игра – драматизация;

 – Игра-экспериментирование

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Творческая мастерская

проектная деятельность – мини-коллекционирование — образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка»

Старший дошкольный возраст

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

– студийная, кружковая работа

– творческие проекты

– коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.

Все возрастные группы

Досуги

 «Песенные посиделки» – пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен.                                    

«Сам себе костюмер» (ряженье) – примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.                        

 «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы;  «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;  

«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;  «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

– группировка произведений по темам — длительное чтение – циклы рассказов – чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
          Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это
самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к
участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять
индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов
и склонностей.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются
воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной,
исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и
основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные
практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми
образовательными задачами. Выбор культурных практик связан
непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования
образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной
социализации и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования
состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания,
активизации познавательного и практического опыта детей, объединения
детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к
содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию
взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они
могут быть реализованы через событийно-творческую направленность
жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем
тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и
проблем его индивидуального развития.

Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что
наиболее целесообразный путь их организации —
проектный. Исходным
пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы
проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают
разные сферы действительности и культурные практики.

Следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей
темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта.
Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных
практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации,
эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется
интегративная сущность культурных практик.

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно
воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка.

Условием осуществления культурных практик является свобода
дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой
реализации свободы является психологическая готовность осуществить
выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение
возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и
«открывать себя» в различных видах деятельности.

Ситуации выбора становятся эффективным средством развития культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:
 отвечают интересам дошкольника;
 строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга
проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
 обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе
содержания и средств организации своей деятельности;
 ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора,
которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с
его интересами, завершается определенным лично значимым результатом
(познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает
пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора
ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:
 ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного
опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения
детей;
 ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей.

Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия
для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными
практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.
         В целом, ситуации выбора могут быть рассмотрены как специально
создаваемая и включаемая в образовательный процесс совокупность
педагогических условий, требующих свободного выбора со стороны ребенка
(Т.И. Бабаева). По мере накопления личного опыта, ситуации выбора
усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе
решения. Воспитателю не следует спешить с оценкой сделанного ребенком
выбора и подсказывать сразу верный вариант, отметая неудачные, на взгляд
взрослого, варианты выбора. Подлинная самостоятельность и инициатива
формируются у ребенка в процессе проб и ошибок, активного поиска
решения и эмоционального переживания полученных результатов.

Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как
он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен,
какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт
новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.

Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими
детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к
осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в
соответствии со своими склонностями мог получить возможность для
творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время
целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных
практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как
только позиция педагога перестает быть партнерской и становится
«воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик
сразу же нарушатся.

Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Объектом педагогической поддержки
воспитателя становятся такие
культурные практики, возникающие по
инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование
и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок,
самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов,
фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных
постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и
пр.

Важно внимательно изучать содержание повседневного детского
опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных
практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку.
Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению
самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности,
поддерживать детские замыслы,
помогать распространению в детской среде
успешных индивидуальных культурных практик.  Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения.

Учитывая это, современному воспитателю необходимо хорошо знать содержание и реальный культурный контекст свободного общения детей, практикуемые в детском сообществе формы и способы саморегуляции
отношений со сверстниками, а также увлечения и разочарования детской
жизни, чтобы своевременно помочь каждому ребенку в личном опыте
воспроизвести культурные практики. Этому служит
открытая позиция
воспитателя, его умение глазами детей взглянуть на события детской жизни,
проявить искренний интерес, готовность поддержать детские замыслы, сочувствовать и соучаствовать в их осуществлении, открыть перед ребенком перспективы нового опыта познания, общения, деятельности и
самоутверждения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды культурных практик

Виды культурных практик...

Консультация для педагогов "Виды культурных практик"

Масловская Светлана Викторовна (кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский педагогический университет) выделяет следующие виды культурных практик:v  правовые практики;v  практики куль...

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации  образовательной программы дошкольного образования"...

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Культурные практики в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребенка, требующей о воспроизводящей определенный набор социально-нормативных характе...

Виды культурных практик

Существует несколько вариантов культурных практик:1. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.2. Творческая мастерская.3. Музыкально-театральная и литературная гости...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...