Образовательная среда в ДОО
презентация

Елена Гер

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sreda.pptx74.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная среда дошкольной образовательной организации

Слайд 2

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Слайд 3

ФГОС ДО: Образовательная среда ? Развивающая предметно – пространственная среда ? Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть ?

Слайд 4

Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Слайд 5

Предметно – пространственная развивающая образовательная среда Характер взаимодействия со взрослыми Характер взаимодействия с другими детьми Система отношений ребенка к миру, к другим людям, самому себе

Слайд 6

Развивающая предметно-пространственная среда среда обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 7

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 8

Изменение предметной среды рассматривают Н.Я.Михайленко , Н.А.Короткова (1992г) как одно из направлений гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в ДОУ и формулируют ряд требований к ее организации: свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности и реализации своих замыслов; возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально, не находиться постоянно в утомляющей детей многочисленной группе, т.е. пространство групповой комнаты имеет смысл строить нишеобразно, отделяя части комнаты низкими стеллажами, ширмами и т.д. пространство групповой комнаты для занятий, лишенное казенно-школьной атрибутики.

Слайд 9

В 1993г. творческий коллектив специалистов-представителей разных профессий (психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов) разработал Концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина , Л.П.Стрекова ), в которой получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания. Применительно к организации условий жизни детей в детском саду авторы сформулировали следующие принципы построения личностно-ориентированной модели развивающей предметной среды: - дистанции, позиции при взаимодействии; - активности, самостоятельности, творчества; - стабильности, динамичности; -комплексирования, гибкого зонирования; - эмоциогенности , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия взрослого и ребенка; -сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации; - открытости и закрытости; -принцип учета половых и возрастных различий детей.

Слайд 10

Развивающие центры детской активности Центр общения (пространство, где все дети группы вместе со взрослыми могут сесть в круг и вести общие разговоры, дискуссии, беседы); Центр сюжетно-ролевой игры и игры-драматизации , который может быть домом, где живет вся семья, или больницей, где Доктор Айболит лечит зверей, магазином или автобусом, школой или библиотекой, цирком или зоопарком, сказочной пещерой или избушкой и т.д. (подобный «превращения», безусловно, зависят от многих факторов, например, от возраста детей, от их интересов, от темы того проекта, над которым работает группа и т.д.). Центр строительно-конструктивных игр , соседствующий с предыдущим центром с тем, чтобы можно было использовать детские постройки в сюжетных играх и драматизациях; Театральный центр (здесь собрано все необходимое для театрализованной деятельности, игр-драматизации : костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театр на фланелеграфе и т.д.); Центр изобразительного искусства (здесь размещены материалы для знакомства детей с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – с живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, с архитектурой; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования); Центр «Наш город» (вплотную примыкая к центру изобразительного искусства, этот центр позволяет детям познакомиться с географическим положением, архитектурой, культурой, бытом, населением родного города – как части родной страны, уяснить различия между городом и деревней, отличия данного города от других городов;

Слайд 11

Центр развития сенсорики (этот центр в большей степени предназначен для малышей - в нем собраны игры, пособия, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости-гладкости их поверхности, о звуках - их высоте, громкости и т.д.); Логико-математический центр ( где размещаются логико-математические игры, головоломки, задачи, рабочие листы и тетради, книги по занимательной математике); Центр развития речи и грамотности (включает книжный уголок, разного рода игры, иллюстрации, фотографии и другое оборудование, предназначенные для развития речи детей, для их подготовки к освоению чтения и письма и, кроме того , такие детские творческие работы , как самодельные книги , рассказы , стихи , сказки и т.д .); Центр «Моя семья» (здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных представлений детей - социальных , географических , логико-математических , эстетических и др ., а также рисунки детей , связанные с темой семьи , творческие работы разных жанров , сделанные членами семьи и т.д .); Центр «Моя группа», где размещаются фотографии детей группы, взрослых, которые с ними работают, собраны сведения о днях рождения, интересах, склонностях, симпатиях и антипатиях и т.д. (если у группы есть название, то хорошо, если этот центр будет оформлен в соответствии с названием группы);

Слайд 12

Естественнонаучный центр (в него входит уголок природы, а также оборудование и материалы для детского экспериментирования, конкретный выбор которых зависит от темы проекта, над которым работает группа, от интересов детей); Спортивный комплекс (в него может входить многофункциональный спортивный комплекс, оборудование для детских спортивных игр и занятий); «производственные» мастерские (это может быть кухня, в которой дети – под руководством взрослого – готовят простейшие блюда; прачечная, в которой стирают и гладят кукольное белье, простейшие ткацкие станки, верстаки для работы с деревом, пяльца для вышивания и т.д.)

Слайд 13

В качестве основных принципов конструирования предметно-пространственной среды Т.Н.Доронова называет ее соответствие форме и содержанию образовательного процесса, полифункциональность , трансформируемость и вариативность. В названном пособии предлагается примерная рамочная конструкция, отвечающая данным принципам. Для этого пространство группового помещения, считает автор, достаточно разделить на три зоны: - рабочая – для продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности (объекты для экспериментирования); - спокойная – для чтения художественной литературы, игровой (настольные игры) и познавательно-исследовательской деятельности (книги познавательного характера, тематические словари, атласы и т.д.); - активная – для сюжетной игры и продуктивной деятельности (крупные напольные конструкторы). Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. Эта рамочная конструкция должна быть конкретизирована педагогами-практиками «под свою группу» с учетом площади группового помещения, имеющего оборудования, числа детей и т.д.

Слайд 14

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада 1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60-80х.г. прошлого века) или формального (девиз «куплено-красиво, оформлено-расставлено») подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

Слайд 15

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность ) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т.п.).

Слайд 16

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр — коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

Слайд 17

4. непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости. 5.Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

Слайд 18

6.Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не c очитающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

Слайд 19

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды 8.Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора « Лего », трансформаторов, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах массмедиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60-90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Слайд 20

Проектирование предметно-развивающей среды: Для совместной деятельности педагога с ребенком Для организации совместной деятельности со сверстником Для самостоятельной деятельности детей

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...