Программа дополнительного образования графический диктант "Клеточка за клеточкой" для детей 6-7 лет.
рабочая программа (старшая группа)

Кран Кристина Дмитриевна

Программа дополнительного образования графический диктант

"Клеточка за клеточкой"

для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 3 «Радуга детства»

ПРИНЯТО

На Педагогическом совете

МКДОУ д/с №3

от  «___» _____________20____№_____

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МКДОУ д/с №3

__________________ А.В. Кухтерина

Приказом№_________________ от

«__»  ___________________20____г.

Программа дополнительного образования графический диктант

"Клеточка за клеточкой"

для детей 6-7 лет

Разработчик:

Кран К.Д.

 воспитатель

Новосибирск - 2021

Пояснительная записка

Поступление в школу – важный момент ребёнка и его родителей. Чем лучше ребёнок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдёт адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам подготовить ребёнка к школе и предотвратить типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярное занятия с графическими диктантами развивают у ребёнка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя графические диктанты, ребёнок расширит кругозор, увеличит словарный запас, в процессе занятий ребёнок отрабатывает правильную и чёткую речь, учится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Актуальность

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель дополнительной общеобразовательной программы графический диктант «Клеточка за клеточкой» - формирование умений и создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Задачи:

Предметные:

- учить ориентироваться на листе бумаги;

- продолжать учить правильно держать карандаш;

- формировать у детей навыки графического письма;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

- формировать активную речь ребенка, пополнять словарный запас новыми понятиями.

Метапредметные:

- формировать и развивать внимание, память, пространственное воображение и мышление;

 -совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Личностные:

- воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие;

-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к труду других обучающихся.

Ожидаемые результаты

В результате обучения у детей будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа уменияучиться.

Ребенок научится: слушать и понимать обращенную речь, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму и по памяти, включаться в творческую индивидуальную игрупповую работу.

Дети получат возможность научиться: работать индивидуально и в группе, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задаватьвопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества, быстро ориентироватьсяв пространстве, использовать в практической деятельности сформированные графические навыки, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества: произвольное внимание, пространственное воображение, мелкая моторика пальцев рук, координация движений. Дети станут более внимательными, усидчивыми, у них расширится кругозор, словарный запас.

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать много чистоговорок, поговорок, загадок, закрепят навыки счета.

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь правильно держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, будут сформированы навыки графического письма.

Реализация программы

Дополнительная образовательная программа разработана для детей подготовительной группы. Возраст детей составляет 6-7 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Длительность занятий – 30 минут.

Количество детей – 12 человек.

Работа с родителями

Необходимо познакомить родителей с планом работы кружка. Родители приобретают все необходимые материалы для работы (тетрадь в крупную клетку, тетрадь в мелкую клетку, простой карандаш, цветные карандаши).

Список используемой литературы

  1. Голубь В.Т. Графические диктанты. Практическое пособие для занятий с детьми. ФГОС. Издательство М – Книга, 2021 г.
  2. Жукова О.С. Графические диктанты/ О.С. Жукова – Москва: Издательство АСТ, 219 – 32 с.: ил. – (365 дней до школы).
  3. Овчинникова Т.С. "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду". Издательство: Каро, 2017 г.Серия: Мастер-класс логопеда.
  4.  Рахманова Е.М. «Готовимся к школе. Графические диктанты для подготовки руки к письму». Издательство: Литера, год издания: 2018, 96 стр.
  5. Трясорукова Т.П. "Загадки, считалки, скороговорки для детского сада». Издательство: Феникс, 2021 г., 127 стр.
  6. Шевелёв К.В. «Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО». Издательство: Просвещение/Бином, 2021 г.

Перспективный план кружка

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

3

Машина

Загадки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4

Собака

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Октябрь

1.

Грузовая машина

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Корабль

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Замок

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4.

Ключ

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Ноябрь

1.

Дом

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Самовар

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Верблюд

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4.

Змея

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Декабрь

1.

Жираф

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Ёлка

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Дерево

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4.

Бабочка

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Январь

1.

Попугай

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Кенгуру

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Слон

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Февраль

1.

Цветок

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Петух

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Танк

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4.

Белка

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Март

1.

Паровоз

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Олень

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Лист

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4.

Самолет

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Апрель

1.

Страус

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Заяц

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

3.

Кошка

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

4.

Рыбка

Май

1.

Зонтик

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

2.

Человек

Загадки, скороговорки

Пальчиковая гимнастика

Физминутка

Диагностическая методика «Графический диктант» по Д.Б. Эльконину

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять задания взрослого, предлагаемые ему в устной форме, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

После того как педагог начал диктовать графический диктант, никаких других слов произносить он уже не должен, тем более, повторять задание дважды. В противном случае некоторые из детей, выполняющие работу правильно, могут запутаться и допустить ошибки. Необходимо обратить особое внимание на детей-левшей.

Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно.

Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования. После того как всем детям розданы листы, педагог дает предварительные объяснения.

- Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. Когда проведете – ждите пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь. Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы ее проводите вот так – к двери. Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она указывает на окно. Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?

После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.

- Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора педагог ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании следующих узоров такой контроль снимается, и педагог следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали узор с нужной точки. В случае необходимости, он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

- Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Она клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор.

Предоставляет детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора.

- Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Три клеточки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора.

- Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клеточки направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клеточки вверх. Три клеточки направо. Две клеточки вниз. Одна клеточка налево (опять выделяется голосом). Одна клеточка вниз. Три клеточки направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка налево. Две клеточки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.

Оценка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное выполнение узора. Оценка производится по следующей шкале:

точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т.п. не учитываются) – 4 балла;

воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии – 3 балла;

воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла;

воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с докатывавшимся узором – 1 балл;

отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Таким образом ребенок получает по две оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение трех узоров (средняя не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться от 0 до 16 баллов.

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 балла – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...