ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья

В статье рассказано о работе учреждения, направленной на профессионаое самоопределение воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Согласно «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» процесс профессионального самоопределения следует начинать уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Именно в этом возрасте ребёнок знакомится с миром профессий, фантазирует и мечтает «Кем быть?». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития таких личностных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, проявляется способность к социальной мотивации поведения, к осознанию ребенком ценности труда, которые являются базой любой профессии и залогом успешности в будущем. Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возможности. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа является маленьким кирпичиком в фундаменте, на котором, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в дальнейшем.

Наша задача педагогов заключается не только в формировании навыка труда и уважительного отношения к труду взрослых разных профессий, но также и в расширении кругозора детей, развитии их интересов и склонностей к конкретной деятельности. Основная цель для нас – это профессиональное самоопределение ребенка. Таким образом, он не обязан выбирать и осваивать конкретную профессию, целью является постепенное формирование у дошкольника готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный путь развития.

В качестве педагогического инструмента мы выбрали методику, в которой ознакомительный процесс с различными профессиями проходит с применение различных приёмов и методов. Это различные дидактические, настольные и сюжетно-ролевые игры, информационная работа (чтение и рассказы), виртуальные экскурсии, наглядный материал, выставки.

Но наиболее эффективным приёмом в нашей работе являются экскурсии на объекты, так как помогают наглядно, а не на словах, посредством контакта детей с представителем той или иной профессии, ознакомиться с трудовой деятельностью.

В начале учебного года мы решили познакомить детей с профессией физкультурник. Эта профессия близка нашим детям, каждый их день начинается с зарядки вместе с инструктором по физической культуре.

В конце октября для воспитанников была организована экскурсия во Дворец Спорта. Дети познакомились с профессией Тренер. Воспитанники  смотрели как проходит занятие в футбольной секции. Занятие было практической направленности, дети не просто смотрели, они примерили на себя роль игроков – футболистов. Работа по ознакомлению с этой профессией продолжиться, так как планируем организовать экскурсию в школу для знакомства с профессией учитель физической культуры. Помимо ознакомления с данной профессией, мы преследуем цель повышения положительной мотивации у дошкольников для занятий физкультурой и спортом.

 На сегодняшний день на рынке труда существует дефицит инженерных профессий. Необходимо активно начинать пробуждение интереса к точным наукам и массовую популяризацию инженерных профессий, причем уже с дошкольного возраста. Начатая в детском саду работа по ранней профориентации позволяет формировать у детей активный интерес к  профессиям градообразуещего предприятия ПАО «Агрегат», поскольку именно на этом заводе  работает большинство  родителей. В силу сложности и недостаточной доступности на заводы военно – промышленного комплекса, дети имеют размытые представления  о  профессиях  своих родителей.  В то же время  наш  город  заинтересован  в  том,  чтобы  начиная  с  дошкольных учреждений,  воспитывалась  любовь  и  интерес  к  профессиям авиастроительной промышленности.

С целью обеспечения социальной адаптации и ранней профориентации воспитанников МКДОУ №8 г.Сим, ПАО «Агрегат» и МКДОУ №8 г.Сим подписали договор социального партнёрства. Договор социального партнёрства решает следующие задачи:

  1. - организация ранней профориентации воспитанников МКДОУ №8 г.Сим путем проведения экскурсий на территории ПАО «Агрегат»;
  1. - развитие социального партнерства в образовательно-воспитательной области;
  2. - совершенствование содержания воспитания и организации  образовательного процесса;
  3. - оказание взаимных услуг, участие в совместных проектах и других видах совместной деятельности, не противоречащих действующему законодательству.

В рамках подписанного договора наши воспитанники посетили с экскурсией несколько цехов предприятия, увидели работу нескольких специалистов, взяли у них интервью и смогли задать им вопросы. А также родитель, наладчик одного их цеха был приглашён в детский сад. Он в доступной форме рассказал   детям  об особенностях  своей профессии и о специфике рабочего процесса. Всё увиденное и услышанное на экскурсии, наши дети смогли применить в конструкторской  деятельности. Они выступили с предложением усовершенствовать рабочий процесс, сконструировали свой макет из программируемого конструктора и успешно защитили этот проект на муниципальном отборочном этапе Всероссийского робототехнического форума "ИКаРёнок" "Секреты простых механизмов" сезона 2021-2022 учебного года. А также приняли участие в областном этапе и выступили достойно. 

Проводимая работа даёт положительные результаты. В свою очередь дети начинают интересоваться чем-то новым, в данном случае, какой-либо профессией, и получают возможность напрямую задать вопрос и сформировать впечатление и мнение об определенной профессии. Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых и способствует накоплению наиболее ярких впечатлений.

Считаем, знания о труде взрослых должны занимать особое место в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельных задач, а как целостный органический процесс. Недаром говорят, что дети это наше будущее, а пока «наше будущее» маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией. Поэтому, мы будем продолжать данную интересную работу.

                                   Морозова Т.Н.,  

                                                                              старший воспитатель МКДОУ №8 г.Сим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения "

«Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности работника дошкольного учреждения»  Цели семинара :раскрыть понятие определения «деловой этикет»: его функции и основн...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...

Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки....

Эссе на тему: "Профессиональное выгорание педагога дошкольного учреждения"

Данная статья посвещается анализу проблемы эмоционального выгорания дошкольных работников....

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения

На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной компетенции представлены Ольгой Вячеславовной Тихомировой....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".

В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...