ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Елпашева Татьяна Николаевна

Формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе через развитие элементарных матиматических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platnaya_dop_usluga_po_podgotovke_detey_k_shkole_.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 49 «РОДНИЧОК»

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

 К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

г. Нижневартовск 2021г.

Оглавление.

Паспорт программы

3

1.Пояснительная записка

  1. Цели и задачи Программы                                                                      
  2. Планируемые результаты
  3. Объем образовательной нагрузки

6

6

7

7

2. Содержание программы

2.1 Особенности организации дополнительной образовательной деятельности

2.2 Календарно-тематическое планирование

3. Организационно-педагогические условия

3.1. Учебный план

3.2. Расписание занятий

3.3. Календарный учебный график

3.4. Программно-методическое обеспечение

3.5. Материально-техническое обеспечение

3.6. Учебно-методическое обеспечение

3.7. Формы и методы образовательной деятельности

3.8. Работа с родителями

4. Педагогическая диагностика

Список литературы

Приложения

8

8

9

19

19

19

20

20

20

21

21

22

31

Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе

Основание для разработки программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.;

- Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…»;

- Приказ МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 «Родничок» от 11.12.2015 № 284 «Об утверждении тарифов на платные услуги, предоставляемые МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 с 14.12.2015г.

Заказчик программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС№49 «Родничок», родители (законные представители) воспитанников

Разработчик Программы

Курарару Л.А., воспитатель высшей квалификационной категории

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет

Цель программы

Формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе через развитие элементарных математических представлений.

Задачи программы

1. Продолжать учить обобщать математический материал (числа, цифры, знаки).

2.Формировать обратимость мыслительных процессов, через выполнение математических операций (прямой и обратный счет, сложение, вычитание).

3. Формирование  умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МАДОУ города Нижневартовска ДС№49 «Родничок» и родительской общественностью.

Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:

  • открытые занятия «Умники и умницы»;
  • КВН;
  • ежегодный мониторинг в соответствии с мониторингом МАДОУ ДС№49;

аналитическая справка

Механизм реализации Программы

Администрация ДОУ:

- анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы,

- вносит предложения по ее корректировке,

- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Краткая характеристика программы

Программа представляет собой гибкую систему, развивающую математические представления детей старшего дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание программы направлено на развитие мышления, творческих способностей детей, умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

  1. Пояснительная записка.

      Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.  Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль разработать Программу дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе «Раз ступенька, два ступенька» по овладению детьми старшего дошкольного возраста умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное, правильно выражать свои мысли вслух.

      В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

      Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, в процессе учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

1.1 Цели и задачи

Целью Программы является формирование компетентности ребенка, готовности его к успешному обучению в начальной школе через развитие элементарных математических представлений.

Задачи Программы:

1 Продолжать учить обобщать математический материал (числа, цифры, знаки).

2.Формировать обратимость мыслительных процессов, через выполнение математических операций (прямой и обратный счет, сложение, вычитание).

3. Формирование  умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

1.2. Планируемые результаты

В ходе реализации Программы ребенок научится:

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- овладеет математической терминологией и графическими навыками (написание цифр, рисование геометрических фигур);

- у него сформируются познавательные интересы, психические функции, коммуникативные умения.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме открытых занятий «Умники и умницы», КВН.

Сроки реализации Программы – 1 год.

Стоимость занятий утверждена Постановлением администрации города приказ от  11.12.2015 № 284 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детским садом № 49 «Родничок»» и составляет 85 рублей за одно занятия, в месяц 680 рубля.

1.3. Объем образовательной нагрузки

Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Количество детей в группе – 8 человек.

  1. Содержание Программы

2.1. Особенности организации дополнительной образовательной деятельности

     Программой дополнительной образовательной деятельности определена последовательность решения комплекса задач. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

   Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

      Дополнительно к Программе «Раз ступенька, два ступенька» прилагается «Рабочая тетрадь», которая помогает организовать самопроверку детьми выполнения заданий. Она составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи в пособие включен материал разной степени сложности. 

В соответствии с ведущим видом деятельности дошкольников – игрой, занятия представлены системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются. В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах.

Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей и проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

 Интересные сюжеты превращают занятие по математике в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача — это не скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его участия и помощи, ребенок учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.

2.2 Календарно-тематическое планирование

Неделя

Тема

Цель

1

«Повторение»

Формировать умение детей сравнивать две группы предметов путем составления  пар, владение навыками уравнивания неравных групп предметов, навыками счета (до 10);. раскладывать 5-8 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем  порядке, рассказывать о  величине  каждого предмета в ряду, состав чисел из единиц, соседи чисел, дни недели.

«Повторение»

Формировать умение детей различать геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы,  похожие на знакомые геометрические фигуры. Упражнять в  умении различать и обозначать словом свое местонахождение и положение предмета по отношению к другим, ориентировке в пространстве по схеме; состав числа из двух меньших; деление предмета на две, четыре, восемь частей. Назывании месяцев года.

2

«Повторение»

Формировать умение выделять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

«Повторение»

Закрепить представление о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение). Уточнить представление о свойствах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

3

«Повторение»

Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Объединить предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

«Состав числа»

Закреплять знания о свойствах предметов, умение находить их признаки сходства и различия, объединять предметы в группу по общему признаку. Повторить числа 1-5 (образование, написание, состав). Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

4

«Состав числа»

Повторить числа 1-5 (образование, написание, состав). Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

«Сравнение чисел »

Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар, знаки Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения «раньше», «позже».

5

«Сравнение чисел »

Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар, знаки Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения «раньше», «позже».

«Знакомство с числовым отрезком»

Познакомить детей с числовым отрезком, повторить смысл сложения и вычитания. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

6

«Работа с числовым отрезком»

Продолжать знакомить детей с числовым отрезком, повторить смысл сложения и вычитания. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

«Работа с числовым отрезком»

Продолжать знакомить детей с числовым отрезком, повторить смысл сложения и вычитания. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

7

«Число 6. Цифра 6»

Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрических представлениях.

«Число 6. Цифра 6»

Продолжать знакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрических представлениях.

8

«Число 6. Цифра 6»

Закрепить геометрические представления и познакомить с шестиугольником. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

«Число 6. Цифра 6»

Закрепить геометрические представления и познакомить с шестиугольником. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

9

«Длиннее, короче»

Формировать умения сравнивать длины предметов «на глаз», с помощью наложения. Закреплять знание состава числа 6, счетные умения в пределах 6.

«Длиннее, короче»

Формировать умения сравнивать длины предметов «на глаз», с помощью наложения. Закреплять знание состава числа 6, счетные умения в пределах 6.

10

«Измерение длины»

Формировать представления об измерении длины с помощью условной мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счетные умения в пределах 6.

«Измерение длины»

Формировать представления об измерении длины с помощью условной мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счетные умения в пределах 6.

11

«Измерение длины»

Закреплять представления об измерении длины с помощью условной мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длины отрезков.

«Измерение длины»

Продолжать знакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длины отрезков. Закреплять представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, составе числа 6.

12

«Задачи»

Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов. Ввести в речевую практику термины – условие и вопрос задачи. Познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

«Задачи»

Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов. Ввести в речевую практику термины – условие и вопрос задачи. Продолжать знакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

13

«Число 7.

Цифра 7.»

Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязи целого и частей. Понятие многоугольника.

«Число 7.

Цифра 7.»

Продолжать знакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе числа 6, взаимосвязи целого и частей. Понятие многоугольника.

14

«Число 7.

Цифра 7.»

Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 7, состав числа 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

«Число 7.

Цифра 7.»

Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 7, состав числа 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

15

«План –схема»

Формировать пространственные отношения, работать по карте – схеме. Развивать логическое мышление.

«План –схема»

Формировать пространственные отношения, работать по карте – схеме. Развивать логическое мышление.

16

«Тяжелее-легче. Сравнение по массе»

Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закреплять понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

«Тяжелее-легче. Сравнение по массе»

Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закреплять понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

17

«Измерение массы»

Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей

«Измерение массы»

Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей

18

«Число 8. Цифра 8»

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей  

«Число 8. Цифра 8»

Продолжать знакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей  

19

«Число 8. Цифра 8»

Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представления о составе числа 8, решении задач.  

«Число 8. Цифра 8»

Продолжать знакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представление о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей  

20

«Объем. Сравнение по объему»

Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, решении задач.

«Объем. Сравнение по объему»

Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, решении задач.

21

«Измерение объема»

Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбранной мерки. Закрепить понятие

смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

«Измерение объема»

Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбранной мерки. Закрепить понятие

смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

22

«Число 9. Цифра 9»

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить представление о составе числа 8, навыки счета в пределах 8, взаимосвязь целого и частей  

«Число 9. Цифра 9»

Познакомить с циферблатом часов, сформировать об определении времени по часам. Закрепить представление о составе числа 9, навыки счета в пределах 9, взаимосвязь целого и частей  

23

«Число 9. Цифра 9»

Познакомить с циферблатом часов, сформировать об определении времени по часам. Закрепить представление о составе числа 9, навыки счета в пределах 9, взаимосвязь целого и частей  

«Число 9. Цифра 9»

Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение  и вычитание чисел на числовом отрезке.

24

«Число 9. Цифра 9»

Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение  и вычитание чисел на числовом отрезке.

«Площадь. Измерение площади»

Сформировать представление о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет, умении решать простые задачи.

25

«Площадь. Измерение площади»

Сформировать представление о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет, умении решать простые задачи.

«Измерение площади»

Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки. Закрепить порядковый и количественный счет, смысл сложения и вычитания.

26

«Число 0. Цифра 0.»

Сформировать представление о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

«Число 0. Цифра 0.»

Сформировать представление о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

27

«Число 0. Цифра 0.»

Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

«Число 0. Цифра 0.»

Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

28

«Число 10»

Сформировать представления о числе 10, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать геометрические фигуры.

«Число 10»

Сформировать представления о числе 10, его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать геометрические фигуры.

29

«Шар. Куб. Параллелепипед»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

«Шар. Куб. Параллелепипед»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

30

«Пирамида. Конус. Цилиндр.»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

«Пирамида. Конус. Цилиндр.»

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

31

«Символы»

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представления о составе чисел 8. 9 и 10, умении ориентироваться по плану.

«Символы»

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представления о составе чисел 8. 9 и 10, умении ориентироваться по плану.

32

Игра-путешествие в страну Математику»

Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании свойств предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый счет, цифры от 0 до 9, состав чисел в пределах 10.

Игра-путешествие в страну Математику»

Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании свойств предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый счет, цифры от 0 до 9, состав чисел в пределах 10.

33

Игра-путешествие в страну Математику»

Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании свойств предметов, взаимосвязи целого и частей. Повторить количественный и порядковый счет, цифры от 0 до 9, состав чисел в пределах 10.

Игра: «Скоро в школу»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

34

Игра: «Скоро в школу»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Игра: «Скоро в школу»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

35

Игра: «КВН»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, пространственное отношение предметов относительно себя. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Игра: «Скоро в школу»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

36

Игра: «КВН»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, пространственное отношение предметов относительно себя. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Игра: «Скоро в школу»

Закрепить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

3.Организационно-педагогические условия

3.1. Учебный план

п/п

Наименование  услуги

Кол-во занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма проведения

1.

Проведение занятий по подготовке детей к обучению в школе

2/8

60/240

фронтальная

Итого в год

72

2160

3.2 Расписание занятий

Неделя месяца

Дни недели

Время

I- II-III-IV

Вторник

Четверг

17.15 - 17.45

3.3 Календарный учебный график

Тема

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Количество и счет

2

2

1

2

1

2

2

2

2

Величина

2

2

1

2

1

2

1

2

Форма

2

2

2

2

1

2

1

2

Ориентировка в пространстве

2

2

2

2

2

2

2

Ориентировка во времени

2

2

2

2

1

2

2

2

Итого:

8

8

8

8

8

8

8

8

8

  1. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Название программы

На основании какой программы разработана

Проведение занятий по подготовке детей к обучению в школе.

«Раз ступенька, два ступенька»

Разработана на основе программы  математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

  1. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете дошкольного учреждения, расположенном на третьем этаже здания в соответствии с СанПиН, ФГОС ДО, воспитателем высшей квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.

          Кабинет оснащен современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, компьютер и др.), индивидуальными партами, библиотекой детской и познавательной литературы; коллекцией детских мультимедийных презентаций; Интернет-ресурсами.

3.6. Учебно-методическое обеспечение

            Методический комплект – учебно-игровой комплекс на магнитах «В городе чисел», учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки» Кюизенера, пеналы с цифрами и счетным материалом, счетные палочки и т.д. .

 Электронно-образовательные ресурсы: Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Подготовительная к школе группа — М.: Мозаика-Синтез, 2014. 

           Картотека дидактических, развивающих игр и материалов, способствующих подготовки воспитанников к обучению в школе.

3.7. Формы и методы образовательной деятельности

        В образовательном процессе используются различные формы деятельно-сти (традиционные, комбинированные и практические; игры, конкурсы, соревнования), а также различные методы: словесный; наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом, самостоятельный анализ, сравнение, выявление существенных признаков и др.); практический (выполнение работы в тетради и др.); исследовательский (самостоятельная творческая работа воспитанников); фронтальный (одновременная работа со всеми воспитанниками); индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

3.8. Работа с родителями

       Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи для полноценного развития личности каждого ребенка. Именно такой подход обозначен в Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Формы и методы работы с родителями:

- Беседа с родителями и консультации (памятки, рекомендации);

- Оформление папки-передвижки «Готовность ребенка к обучению в школе», «Что должен знать ребенок при поступлении в школу», «Интеллектуальная готовность к школе»;

- Изготовление картотеки дидактических игр «Чем занять ребенка дома»;

- Изготовление памяток «Увлекательный мир математики», «Рисуем по клеточкам», «Решаем задачи, головоломки»;

- КВН для родителей и детей «Путешествие в математику», «Скоро в школу»

- Проведение открытого занятия.

  1. Педагогическая диагностика

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития.

1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: на 1-2 неделе сентября; 3-4 неделе апреля.

2. Обследование дошкольников проводится с использованием методики М.П.Злобенко. Полученные данные заносятся в протокол обследования уровня сформированности элементарных математических представлений ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале.

Мониторинг освоения детьми программного материала

«Формирование элементарных математических представлений»

Диагностика уровня развития детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет) по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений»

Количество

Цели: - обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших;

- выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметическую задачу в одно действие на сложение и  вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками ( +, -, =).

Задание  1. Количественный счет. Обратный счет. Упражнение проводится без наглядной опоры. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3. и т. д.

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.

2 балла - ребёнок правильно считает в обратном порядке от10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные

ошибки исправляет самостоятельно после  предложенного образца ответа.

1 балл - ребёнок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Состав числа в пределах 10.

Материал: геометрические фигуры (круги разного цвета). Педагог предъявляет ребёнку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.

- Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. л.)

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.

2 балла - ребёнок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл - ребёнок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Состав числа из двух меньших.

Игровое упражнение «Математический домик».

Материал: карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.

В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число 5): «Разбей число «пять» на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число «пять»? - Поставь цифры парами в окошки домика».

Оценка:3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.

2 балла - ребёнок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа  не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл - ребёнок допускает множество ошибок, постоянно

требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 4. Решение задач.

Материал: карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.

Педагог предлагает ребёнку составить по карточке задачу, решить её и «записать», то есть выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.

Вначале педагог предлагает карточку, по которой составляется задача на сложение, а затем - на вычитание.

Оценка:3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.

2 балла - ребёнок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса и словесном объяснении решения.

1 балл - ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов - выполнение заданий недоступно ребёнку,

Величина

Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.

Задание 1. Деление предметов на части.

Материал: квадрат и круг.

Ребёнку предлагается выполнить задание:

- Раздели круг на 2 равные части.

- Что ты сделал? Как ты разделил круг на две равные части? (Я сложил круг пополам.)

- Как называется каждая часть? (Половина.)

- Сколько половинок в целом круге? (В круге две половины.)

- Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина.)

- Раздели квадрат на 4 равные части.

- Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и ещё раз пополам.)

- Как называется каждая часть (четвертина).

- Сколько четвертин в целом квадрате? (Четыре.)

- Что  больше: целое или четвертина? (Целое больше, чем четвертина.)

Оценка:3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.

2 балла - ребёнок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.

1 балл - ребёнок затрудняется; требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.

Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи).

Ребёнку предлагается карточка и условная мерка.

- Измерь дорожки, и ты узнаешь, кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная Шапочка.

- Сколько условных мерок уместилось на дорожке Волка?

- А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной Шапочки?

- Кто из них придет быстрее? (Волк.)

- Почему ты так решил? (Потому, что дорожка Волка короче, чем дорожка Красной Шапочки.)

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов  по длине с помощью условной меры.

2 балла - ребёнок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной мерки) с помощью педагога.

1 балл - ребёнок затрудняется; требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Геометрические фигуры

Цель: выявить умение детей видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.

Задание 1. Видоизменение многоугольников.

Материал: набор геометрических фигур (части круга, квадраты, треугольники разной величины).

- Сложи из частей круга целый круг.

- Составь из двух треугольников один многоугольник.

- Составь из маленьких квадратов большой прямоугольник. И т. д.

- Какая фигура у тебя получилась, из каких частей (фигур) ты её сложил?

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно называет формы, составляет из малых форм большие, владеет понятием «многоугольник».

2 балла - ребёнок называет основные геометрические фигуры, затрудняется в моделировании геометрических форм; после показа педагогом образца выполнения задания ребёнок справляется сам.

1 балл - ребёнок затрудняется. Выполняет задание только с помощью педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги

Цель: выявить навыки детей передвигаться  в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д.).

Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.

Упражнение «Расставь мебель в комнате».

Материал: лист картона (комната), мелкие предметные картинки с изображением мебели.

Педагог дает ребёнку карточку и набор картинок. Обставим комнату мебелью.

- В центр комнаты поставь стол.

- В правый верхний угол поставь диван. И т. д.

- Что находится в левом верхнем углу?

- Что находится в левом нижнем углу?

- Что находится в правом верхнем углу?

- Что находится в правом нижнем углу?

- Что находится в центре комнаты?

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги  и обозначает словами пространственное местоположение предметов.

2 балла - ребёнок ориентируется в пространстве, но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги; после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл - ребёнок затрудняется; требуется помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.

Педагог предлагает ребёнку план групповой комнаты. Давай поиграем  в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначено место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его. Ребёнок выполняет задание.

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.

2 балла - ребёнок ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме - вот этот шкаф...»); после словесного уточнения  правильно выполняет задание.

1 балл - ребёнок затрудняется; требуется помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Ориентировка во времени

Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение  определять  время  по часам с точностью до 1 часа.

Задание 1. Месяцы.

- Сколько месяцев в году? (12 месяцев.)

- Назови первый месяц. (Январь.)

 - Назови последний месяц. (Декабрь.)

- Вспомни и назови все месяцы года, начиная с первого месяца.

 - Назови все месяцы года, начиная с первого весеннего (осеннего) месяца и т. д.

Задание 2. Часы.

Материал: макет часов.

Игровое упражнение «Поставь правильно часы».

- Медвежонок ест мед в 2 часа. Поставь на часах это время.

- Заяц поливает огород в 10 часов и т. д.

Оценка: 3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего или осеннего месяца; определяет время по часам с точностью до часа.

2 балла - ребёнок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего (осеннего или летнего) месяца.

1 балл - ребёнок затрудняется; требуется помощь педагога.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Протокол обследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)  по разделу программы «Формирование элементарных математических представлений»

№ п/п

Фамилия

имя

ребенка

Количество

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка в окружающем пространстве

и на листе

бумаги

Ориентировка во времени

Всего баллов

Суммарный уровень

Зад 1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад 1

Зад.2

Зад.1

Зад 2

Зад.1

Зад. 2

Качественная характеристика уровней

Высокий уровень (30 до 33 баллов): Ребёнок самостоятельно считает в пределах 10, уменьшает и увеличивает число на единицу; сравнивает группы предметов, устанавливает связи между числом и количеством. Определяет место числа среди других чисел ряда. Решает и составляет арифметические задачи. Самостоятельно измеряет с помощью условной меры. Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение «четырёхугольник». Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Легко и свободно ориентируется в пространстве и во времени. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх

Средний уровень (22 до 29 баллов): С небольшой помощью воспитателя определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя определяет состав числа. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мер, но с помощью воспитателя справляется с заданием. Имеет представления о геометрических фигурах, с помощью воспитателя делает обобщение «четырёхугольник». Ориентируется в пространстве и во времени. С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

Низкий уровень (ниже 21 балла): Ребенок выполняет задание неправильно или отказывается его выполнять, помощь взрослого не принимает.

Список литературы

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. З.А.Ефанова «Рисуем по клеточкам» Старшая и подготовительные группы., ИТД «Корифей»,  2010г.

3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…» Методические рекомендации, М.,2004 г.

3.Е.С.Демина «Развитие элементарных математических представлений» Анализ программ дошкольного образования, Москва 2009г.

4.  Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика–Синтез, 2006-2010.

5. О.С.Миронова «Учимся считать и сравнивать» ИТД «Корифей», 2010г.

6. Немомнящая Р.Л. «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста» С-Пб, 2005 г.

7. Полякова М., Михайлова З., Сумина И., Чеплашкина И. «Первые шаги в математику» Д.в., 12, 2004 г.

8. А. Белошистая. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление». Д.в. п. 9, 2004 г.

9. А.М. Вербенец «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования» С-Пб, 2001 г. стр 146-160. Методические советы к программе «Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» «Театральный салон»

Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде....

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2016-2017

       Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный с...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2017-2018

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, и двигательные способности, а...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Дополнительная образовательная программа составлена на основе программы математического развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической системы «Школа 2000» (под руководством п...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе 2022 - 2023 учебный год

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федерал...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по обучению детей послоговому чтению» «Почитай-ка»

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...