Деловая игра «Эйдетика. Применение эйдетических игр в ДОУ»
материал

Мельниченко Елена Сергеевна

Эйдетика – методика развития образного мышления. Возникает вопрос - а при чем тут образы?

Все дело в том, что наша память зависит от нашего образного и ассоциативного мышления. Ассоциативно мы на интуитивном уровне справляемся с запоминанием, а вот что происходит с нашим образным мышлением? Образное мышление позволяет нам представлять информацию в виде образов и картинок. Когда мы читаем интересную книгу, образы в нашей голове появляются автоматически, и мы легко потом воспроизводим и припоминаем прочитанное. Как заставить нашу память запоминать то, что необходимо? Да и вообще, что значит «запомнить»? Этот термин мы слышим с самого детства: в садике, в школе, дома, « запомни! запомни! запомни!»… А как? Давайте выполним небольшое задание - тест. Я прошу Вас ЗАПОМНИТЬ несколько словосочетаний и повторить их в том же порядке, желательно не выпустив ничего и не подглядывая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_muzyka_r.docx212.12 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Эйдетика. Применение эйдетических игр в ДОУ»

Воспитатель: Мельниченко Е. С.

Звучит музыка Р.Страуса из телепередачи «Что? Где? Когда?»

Ведущий:

Мы собрались сегодня здесь,

Чтобы чуть-чуть повеселиться,

И оказать друг другу честь,

Совсем немножко посмеяться,

И отдохнуть, и порезвиться!

  1. Мотивационно – организационный этап.

Добрый день коллеги! Поговорим сегодня о эйдетике. В переводе с греческого «эйдос» означает «образ». Эйдетика— это методика обучения, которая  развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» - разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.

Эйдетика – методика развития образного мышления. Возникает вопрос - а при чем тут образы?

Все дело в том, что наша память зависит от нашего образного и ассоциативного мышления. Ассоциативно мы на интуитивном уровне справляемся с запоминанием, а вот что происходит с нашим образным мышлением? Образное мышление позволяет нам представлять информацию в виде образов и картинок. Когда мы читаем интересную книгу, образы в нашей голове появляются автоматически, и мы легко потом воспроизводим и припоминаем прочитанное. Как заставить нашу память запоминать то, что необходимо? Да и вообще, что значит «запомнить»? Этот термин мы слышим с самого детства: в садике, в школе, дома, « запомни! запомни! запомни!»… А как? Давайте выполним небольшое задание - тест. Я прошу Вас ЗАПОМНИТЬ несколько словосочетаний и повторить их в том же порядке, желательно не выпустив ничего и не подглядывая.

Поехали:

БЕЛАЯ МЫШЬ

ПОРОСЯЧИЙ ХВОСТИК

ВЕЛОСИПЕДНОЕ КОЛЕСО

РОЗОВЫЙ ЛИМУЗИН

ВЕСЕЛЫЙ ГРУЗИН

КИЕВСКИЕ КОТЛЕТЫ

ДВОРОВОЙ ПЕС

БАЛЕТНЫЕ ТАПОЧКИ

Сколько словосочетаний вам удалось припомнить? Что мешало вам сосредоточиться? О чем вы думали, когда читали или слушали эти словосочетания? Конечно, кроме напряжения и мыслей « Как же это все запомнить?» и « Как все это потом воспроизвести?», вряд ли получился вдохновляющий результат.

Кто из вас смог повторить все 15 словосочетаний? Вы - молодец! У вас отличная память!

Кто воспроизвел меньше половины? У вас тоже все замечательно. Только можно научиться Вас использовать свои возможности на 100% и совершенно без труда и напряжения… Для этого нужно просто знать небольшие хитрости и тонкости относительно своей памяти.

Во-первых, наша память лучше фиксирует все необычное, нестандартное, веселое, пусть порою, нам кажется, глупое…

Потому выполним это же упражнение – тест со словосочетаниями еще раз, опираясь на нашу фантазию и юмор, а чтобы слова не выпали из списка и не забылись — соединим их в цепочку- опять- таки соединив их веселой связкой невероятных событий и при этом все это представляем.. Давайте, попробуем еще раз : ПРЕДСТАВЬТЕ ( Вы заметили , я заменила слово ЗАПОМНИТЕ на другое), итак представьте себе:

у БЕЛой МЫШки сзади

ПОРОСЯЧИЙ ХВОСТИК, на кончике которого висит

ВЕЛОСИПЕДНОЕ КОЛЕСО, его приделали на

РОЗОВЫЙ ЛИМУЗИН, а в нем сидит

ВЕСЕЛЫЙ ГРУЗИН ест с аппетитом

КИЕВСКИЕ КОТЛЕТЫ, которые утащил

ДВОРОВОЙ ПЕС в белых

БАЛЕТНЫХ ТАПОЧКАХ

Педставили эту картинку? На первый взгляд кажется - полный абсурд. И при этом, воспроизведите теперь историю, опираясь на ключевые словосочетания… Сколько теперь слово вам удалось воспроизвести? Я уверена, что все 15!

Есть ли у вас ощущение усталости? Я уверена, что вы сейчас улыбаетесь — потому что позволили себе вернуться в детство — смешно пофантазировали, а главное - У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ! ВЫ - МОЛОДЕЦ!

Вот так легко, с юмором , опираясь на образы, можно уложить в голову любую информацию и главное, на долго…

Потому делаем выводы:

1. Все что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое ассоциируем ярко и необычно.

А сейчас я  приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где сможем применить свои знания по использованию эйдетики в работе с детьми..

Ведущий:    -  Для проведения деловой игры нам нужно разбиться на две команды.  Одна  команда  будет  называться  «Умная  сова»,  вторая  «Мудрая  черепаха».  Я  раздам  вам  эмблемы – символы ваших команд.  

https://www.clipartmax.com/png/full/147-1475696_at-school-in-academics-and-behavior-introduction-to-computer-security.png https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%85%D0%B8-121102164.jpg

- Для проведения деловой игры нам необходимо жюри. Членов жюри просим занять свои  места. (Представление жюри.)

1 часть Игра  «Посмотри и запомни».

Цель: развитие образной памяти.

Материал: карточки с картинками 10 шт.

Ход игры:

1 вариант игры. Ребёнку предлагается 10 картинок, он их рассматривает в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются, и ребёнок называет все предметы.

2 вариант игры. Карточки с картинками могут быть по лексическим темам «Рыбы», «Предметы одежды», «Инструменты».

3 вариант игры. Усложнить игру можно тем, что ребёнку нужно воспроизвести название предметов  в определенном порядке.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e21/0012e658-a4883da9/img3.jpg

2 часть Игра «Оживи букву»

Сейчас, предлагаю, используя полученные знания, придумать способ запоминания букв для старших дошкольников посредством эйдетики. Каждой команде будут предложены свои буквы. Подумайте, на что похожа эта буква, оживите ее, дорисуйте ее.

Н     Г

Вывод: данное упражнение развивает фантазию, способствует запоминанию цифр, букв.

3 часть. Игра «Смотрю на букву и…»

Цель игры: формировать умение находить ассоциации на основе имеющихся 

Перед вами ряд букв и картинок, которые надо соотнести между собой  по сходству. (аналогично с цифрами)

 

4 часть.  Игра «Выучи стихотворение»  

Цель игры: повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти.

Количество          игроков: любое    дополнительно: бумага,          ручка          или карандаш

Вам необходимо "записать" предлагаемые вами слова  в виде рисунков, знаков, символов и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

 

 

 

«Умная  сова»

У лисы в лесу глухом                  

Есть нора — надежный дом.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

«Мудрая  черепаха»

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,          

Всем тепло, уютно в нем.

5 часть.  Пока жюри совещается, мы поиграем в последнюю игру «Чёрный ящик. шифр» (Прочитать по предложенной мнемосхеме слово. И вы узнаете, что находится в этом таинственном «чёрном ящике»)

Цель игры: формировать умение находить ассоциации на основе имеющихся

Данная игра имеет широкий спектр при использовании, дают хороший эффект при изучении букв и цифр. Ребенку предлагается следующая схема, кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать.

Ведущий:

Памятка “Будь хорошим педагогом!”

“Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам,

подарите ей сначала своё хорошее настроение”

Спиноза

  Хороший педагог отдаёт работе всё – даже то, чего у него нет.

  Хороший педагог никогда не болеет, а если болеет, никогда в этом не признаётся.

  Хороший педагог любит родителей своих воспитанников, как самого себя.

  Хороший педагог знает: нечего на администрацию пенять, если у всех всё криво.

  Хороший педагог со временем обучается гордиться не только своими

достижениями, но и ошибками.

  Хороший педагог всегда шутит – так долго, пока не научится.

  И главное: хороший педагог и деньги почти никогда не совместимы.

6  часть. Подведение итогов. Слово жюри.

7 часть  Вывод

Упражнения для детей должны строится на игровой форме. Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы. При правильной организации обучения, подобный способ запоминания будет перенесен ребенком в сферу учебы. Посредством таких вот ассоциативно-игровых запоминаний он будет с удовольствие делать домашнее задание, будет стремиться к освоению новой информации.

11 часть. Прощание.

Звучит песня “Мы желаем счастья Вам”.

Ведущий:  

Дорогие друзья! Искренне желаю вам крепкого здоровья,

Моря цветов и улыбок, радости и света на долгие годы.

Пусть дети радуют вас своими успехами,

А мужчины – вниманием.

Счастья и любви вам!

И самое главное знайте, что каждая из вас настоящий “Суперпедагог!” детского сада с

самым прекрасным названием “Улыбка”!

  • Предлагаем вам несколько интересных вопросов.

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит). - У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ "Полет в космос"(С применение ИКТ)

материал  поможет  проверить  знания ,умения  и  навыки  педагогов в вопросах физического  воспитания дошколят.Можно провести  в  рамках педсовета, методич...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ». С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дума...

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га» на тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях»

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га»На тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях» Цель:Задачи:О...

Педагогический совет «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» с применением деловой игры

В методической разработке указаны основные этапы педагогического совета в ДОУ по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО&raq...

Деловая игра для педагогов по речевому развитию с применением квест технологии.

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности  квест- технологии в условиях реализации ФГОС ДОЗадачи:           Задачи:...

Деловая игра по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ «Где прячется здоровье?»

Деловая игра  по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ «Где прячется здоровье?»...

мастер класс «Эйдетика. Применение эйдетических игр в ДОУ»

Проблемы развития детей в раннем возрасте на сегодняшний день актуальны, как развития общества в целом, так и определяют логику развития педагогических наук....