Сценарий педагогического совета по теме: «Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»
материал

Галкина Мария Ивановна

Публикация будет полезна старшим воспитателям ДОУ при организации работы по совершенствованию профессиональной  компетентности,  педагогического мастерства воспитателей ДОУ по теме «Формирование звуковой культуры  речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сценарий

Педагогического совета

«Формирование звуковой культуры  речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

http://mbdou2.obraleksin.ru/sites/obraleksin.ru/files/epage/461/images/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82.png

Форма проведения: деловая игра

«Речевой экспресс»

Подготовила:

Галкина Мария  Ивановна                                                   старший воспитатель

МДОУ «Детский сад № 77»

2021г.

Педагогический совет

«Формирование звуковой культуры  речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов   в вопросах организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах.Задачи:

1.Повысить  профессиональную  компетентность  педагогов в  области речевого  развития  детей   дошкольного  возраста  через  разнообразные формы и виды детской деятельности.

2. Способствовать реализации творческого потенциала педагогов.

3. Создать условия для профессионального общения педагогов, трансляции и

распространения опыта успешной педагогической деятельности

Предварительная работа:

  • Семинар-практикум  для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (приложение №1)
  • Консультация  «Использование методов и приемом в формировании звуковой культуры речи дошкольников» (приложение №2 )
  •  Проведение «Недели педагогического мастерства»
  • Конкурс  «Лучший речевой центр» (приложение №3)
  • Тематический контроль: «Уровень развития звуковой культуры речи  дошкольников»(приложение №4)
  • Анкетирование родителей по звуковой культуре речи  (приложение №5)
  • Работа творческой группы по подготовке к педагогическому совету.

Ход деловой игры:

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Мы собрались в этом зале для того, чтобы обменяться профессиональным опытом, умениями, эрудицией, знаниями в области речевого развития. Наша встреча пройдет в форме деловой игры «Речевой  экспресс»  на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель:1. Итоги выполнения решений предыдущего педсовета.2. Вступительное слово:

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Основные направления работы по воспитанию З К Р- это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.

Педагоги делятся на 2 группы («Болтушки», «Говорушки»)      

Ведущий:

Прошу командам поприветствовать друг друга.

- Уважаемые команды, напоминаю правила нашей игры:

- уметь слушать других;

- вырабатывать общее решение вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться отведенного регламента;

Разрешите представить состав жюри: заведующий -  (ФИО), старший воспитатель - (ФИО), учитель-логопед - (ФИО), педагог—психолог -  (ФИО).

Жюри за каждый правильный ответ  дает команде фишку. Побеждает  команда набравшая набольшее количество фишек.

Итак, мы начинаем!Наш «Речевой экспресс»отправляется в путешествие по станциям.

I. Станция  «Разминка».

1. Сколько образовательных областей представлены в ФГОС ДО(5)2. Назвать образовательные области ФГОС ДО- Социально-коммуникативное развитие-Познавательное развитие-Речевое развитие-Художественно-эстетическое развитие-Физическое развитие

3. К какому возрасту у детей должно быть сформировано правильное звукопроизношение? (к 5-летнему)

4. Что является главным средством развития речи у детей 1 годажизни? (эмоциональное общение со взрослым)

II. Станция «Теоретическая»

1 Вопросы команде «Болтушки»  - назвать задачи    ООП ДОпо формированию звуковой культуры речи для групп раннего возраста, младшей группы,  средней группы.

2 Вопросы команде «Говорушки»  – назвать задачи    ООП ДОпо  формированию звуковой культуры речи для старшей, подготовительной группы.

III. Станция «Звуковая»

 «Развитие артикуляции и мелкоймоторики рук»

1-е задание -  «Зарядка»

1-й команде – показать комплексартикуляционной гимнастики.

2-й команде – провести игру на развитие мелкой моторики рук.

2-е задание – Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

  • Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
  • Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
  • Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость)

-Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)

-Работа органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков. (артикуляция)

-Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета мысли. (слово.)

-Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (Речь.)

-Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией. (Фраза.)

-Манера говорить, произносить слова. (произношение.)

-Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (Слух.)

-Звучащая речь, произносимые кем-либо слова. (Голос.)

IV. Станция «Игровая»

«Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание - «Придумайте рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Ложка – лукошко, улитка – калитка, малина – корзина, лучок – червячок и т.п.)

2-е задание -«Подберите слово к схеме». На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание - «Подберите слово с наибольшим количеством букв». Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв (Снегоочиститель, газонокосилка и т.п.).

4-е задание - «Определите место звука в слове». Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – положите руки на пояс; если в конце – наклонитесь и положите руки на колени» (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).

Задание: «Работа над звуком»

Команде «Болтушки» - раскрыть этапы работы по звуковой культуре речи детей.

Команде «Говорушки» - раскрыть методы и приемы формирования звуковой культуры речи.

V. Станция «Аукцион педагогических находок»

1 задание - Каждая команда представляет на аукционе авторские игры и пособия для детей дошкольного возраста по формированию  звуковой культуры речи.

2 задание - Презентация картотек: «Игры и упражнения со звучащим словом».

4.Результаты тематического контроля.

5.Итоги конкурса «Лучший речевой цент»

6.Решение педсовета.

Жюри подводит итоги.

Рефлексия «Закончи фразу»

    Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Сегодня я узнала… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Используемая методическая литература:

- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под.редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИСТЕЗ,2016.

- БородичА.М. Методика развития речи детей; Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «дошкольная педагогика и психология», - 2-у изд,-М.: Просвещение, 1981.

- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. -М.: «Издательство Гном и Д», 2005.

- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи, детей 3-4 лет Сценарии учебно-игровых занятий. 2-е изд-е, испр.доп. –М.: Гнои-Пресс, 1999. (опыт работы практического педагога)

- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

- Леонова О.А. 2012.Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом.

- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.

- Тумакова  Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.

- Играем с детьми - развиваем речь. Игра и дети  №1 2009, стр.6

- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

ПЕДСОВЕТ«Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Повышение уровня компетентности  педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

Педагогический советна тему: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте...

Сценарий Педагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»

СценарийПедагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»...

Организация работы по развитию речи детей через использование различных форм и видов детской деятельности

Художественно – эстетическая деятельность как средство развития речи дошкольников (Примеры НОД)Цель:  развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...