циклограмма ежедневного планирования воспитательно- образовательной работы предусмотренной образовательной программой ДОУ
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

подготовила:воспитатель                                                                                                           высшей квалификационной категории

Колмыкова Л.А.

Тема: «Циклограмма ежедневного планирования воспитательно-образовательной работы предусмотренной Образовательной программой ДОУ»

        Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего образовательного  и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя .  С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям ФГОС.

Что такое циклограмма?    В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса.

          Циклограмма  рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.

          Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.

          У циклограммы есть очень важная и ценная для работников детского сада особенность – она помогает связать различные виды деятельности с цикличностью, то есть соединяет необходимость следования режиму дня с требованиями учебной программы. Она является общим планом организации деятельности воспитанников детского дошкольного учреждения в течение выделенного отрезка времени. Она разрабатывается и составляется для каждой возрастной группы, так как должна учитывать особенности возраста воспитанников и их способность к усвоению материала. 

Такой простой и очень эффективный способ позволяет воспитателю,  при минимальной трате свободного времени и сил,  максимально грамотно и функционально распланировать свою работу с детьми на целую неделю.

Для воспитателя циклограмма – неоценимый помощник в планировании, простой и понятный инструмент, способ контроля своих действий.

С введением в действие ФГОС (а именно требований к структуре основной общеобразовательной программы) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 

Перед педагогом возникла проблема максимально четко спланировать время, отведенное на реализацию поставленных задач в режиме дня, не упустить главные моменты, систематизировать, дифференцировать, индивидуализировать работу. Поэтому и была необходимость в разработке  циклограммы  планирования образовательной деятельности на неделю.

Это  - схема, используемая для фиксации  образовательной деятельности с цикличностью.

В интернете можно найти очень много предлагаемых форм составления циклограмм. Мы разработали такую, которая,  помогает  воспитателям составить план воспитательно-образовательной работы на неделю, не пропустив ни один подраздел содержания психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям: «Социально-коммуникативное  развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках НОД,  но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности.  Содержание ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Приведу пример на двух образовательных областях  «Речевое развитие»  и «Социально-коммуникативное развитие» младшая группа.

НОД  Развитие речи – есть пособие,  в котором представлена система работы по развитию речи у детей, но есть еще и совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах, которая,  является обязательным и систематическим элементом  для выполнения. Вот именно эта деятельность и прописана в циклограммах и отражается в планах воспитателей. Каждый день помимо НОД проводиться работа по речевому развитию это: в понедельник - работа по связной речи и чтение художественной литературы детям; во вторник - грамматический строй речи; среда – звуковая культура речи; четверг -  формирование словаря и пятница -  развивающая речевая среда.

Так же в планах отражена вся работа по Социально-коммуникативному развитию:

- Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.

- Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры).

- Ребенок в семье и сообществе.

- Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

- Формирование основ безопасности.

Для воспитателей групп иметь такую циклограмму при написании ежедневных планов очень удобно, все систематизировано и не выпускается из внимания ни одна работа по пяти образовательным областям.  Обращаю ваше внимание на  то, что  обязательно к данному виду планирования в каждой группе должно быть разработано и приобретено: методические пособия с темами бесед по нравственному воспитанию, по ОБЖ и ЗОЖ и социально-коммуникативному развитию;  картотеки с подвижными и сюжетно-ролевыми играми, приобретены или сделаны самостоятельно развивающие и дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Оформлены развивающие центры ( см.требования ФГОС ДО для каждой возрастной группы)

Вашему вниманию представляем так же циклограмму планирования воспитательно-образовательной работы в младшей группе (3-4 года).

 

понедельник

I пол. дня

Познавательное развитие

1.Познавательно-исследовательская деятельность (сенсорное развитие) стр 88  (восприятие, сравнение предметов; ознакомление с цветом, формой, величиной; свойства предметов; звуки музыкальных инструментов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; различать предметы по свойствам (величина, форма, цвет); название форм (круглая, треугольная, квадратная и прямоугольная).

Речевое развитие

2. Речевое развитие.  Связная речь стр 117 рассматривание картин, иллюстраций, предметов; вести диалог с педагогом (слушать и понимать вопрос, понятно отвечать), «вежливые слова»; уметь делиться своими впечатлениями.

Социально-коммуникативное развитие

3. Формирование основ безопасности стр 82 Безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности – «можно, нельзя, опасно», правила игры с водой и песком)

Развитие игровой деятельности

4.Подвижные игры.

1.Дидактические игры в центре сенсорного развития.

2.Спонтанная игровая деятельность.

II пол. дня

Художественно-эстетическое развитие

1.Театрализованные игры стр 152 Имитировать действия персонажей, действия в костюмах и атрибутах, развитие стремления импровизировать сказки, сюжеты песенок. Знакомить с разными видами театра и сопровождать словесно.

 (сказки, произведения поэтов и писателей, фольклор).

Социально-коммуникативное развитие

3.Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры). стр 72 Развивать умение выбирать роль и выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол). Учить взаимодействовать с двумя действующими лицами. Самостоятельно подбирать атрибуты. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Самостоятельная деятельность в центре физического развития.

Вторник

I пол. дня

Познавательное развитие

1.Познавательно-исследовательская деятельность Развитие познавательных действий, дидактические игры.  стр 88-89 Обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни. Использование исследовательских действий. Совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера,  в процессе которых выделяются свойства объектов. Выполнять простейшие действия в соответствии с задачами. Цвет, величина, Разрезные картинки. Разные виды дидактических игр.

Речевое развитие

2. Развитие речи. Грамматический строй речи. стр 117

Согласование прилагательных с существительными; употреблять предлоги (в, на, под, за, около); единственное и множественное число. Составлять предложения с однородными членами.

Социально-коммуникативное развитие

3. Нравственное воспитание, развитие общения, формирование личности ребёнка стр 68 что такое хорошо, что такое плохо, поступки; способствовать усвоению нравственно - моральных норм и ценностей. Создание игровых ситуаций, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Умение делиться с товарищами и помогать друг другу. Развивать умение инициативно обращаться к знакомому взрослому или сверстнику. Умение самостоятельно находить себе интересное занятие.

1.Строительные игры в центре игровой деятельности.

Напольный и настольный строительный материал. Пластмассовый конструктор. Учить пользоваться дополнительными сюжетными  игрушками, соразмерными масштабам построек.

2.Спонтанная игровая деятельность

3.Дидактическая игра (Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности). Стремление к самостоятельности, решение игровых задач.  

II пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1.Сюжетно-ролевая игра. стр 72  Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, формирование игровых умений. Развитие самостоятельности, творчества, инициативы; формирование умения самостоятельно  организовывать различные игры, выполнять игровые правила, соблюдать нормы поведения, воспитание чувства коллективизма.

Художественно-эстетическое развитие

2. Конструирование (игры, моделирование). стр 143 Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали. Развивать собственный замысел, обыгрывать.

Речевое развитие

3.Чтение художественной литературы  стр 123 (стихи, потешки, песенки). Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы.

1.Игры с дидактическим материалом в центре игровой деятельности.

2. Игры на развитие мелкой моторики.

Среда

I пол. дня

Физическое развитие

1. Формирование начальных представлений о ЗОЖ. Воспитание  культурно-гигиенических навыков стр 155-156  формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, поведение за столом. Приучать следить за своим внешним видом   (беседа, личный пример, обсуждение проблемной ситуации, объяснение, напоминание).

Речевое развитие

2.Работа по речевому развитию: звуковая культура речи стр 117  (Игры, упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Развивать моторику речедвигательного аппарата,  слух, дыхание; закреплять артикуляцию звуков). Внятное произношение гласных и согласных звуков. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Физическое развитие

3.Подвижные игры. стр 160 Развивать активность детей в двигательной деятельности. Играть со всеми детьми группы. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

Самостоятельная деятельность в центре художественной литературы (рассматривание книг, иллюстраций, трудовые действия)

II пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1. Формирование позитивных установок к труду и творчеству  Развитие навыков самообслуживания   стр 78    Формирование навыков самообслуживания, работа по воспитанию поведения за столом во время приема пищи. Учить самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, складывать и вешать предметы одежды и т.д. воспитывать навыки опрятности.

Художественно-эстетическое развитие

2.  Изобразительная деятельность (Рисование, лепка, аппликация)  стр 132 -133 Отработка навыков, приёмов и умений. Закреплять знание названий цветов. Формировать умение создавать несложные композиции.

Развитие игровой деятельности

3. Сюжетно-ролевые игры-ситуации (Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности)  Обогащение игрового опыта детей.

Игры с моторными игрушками.

Четверг

I пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1.Ребёнок в семье и сообществе  стр 74  Беседы  о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют и т.д.). Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и т.д.. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду.

Речевое развитие

2.Работа по речевому развитию: Формирование словаря стр 116  продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить называть и различать части предметов; их качество, свойства, местоположение. Понимать обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда и т.д.; называть части суток, домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

3.Развивающие игры  на внимание, память, мышление и воображение.

4.Подвижные игры.

1. Игры на развитие мелкой моторики.

II пол. дня

Речевое развитие

1.Чтение художественной литературы стр 123 (заучивание потешек, учить отгадывать загадки,  знакомство с русским фольклором).

Физическое развитие

2. Формирование начальных представлений о ЗОЖ. Становление ценностей здорового образа жизни стр 155 Развивать умение различать и назвать органы чувств, их роль в организме и уход за ними. Полезная и вредная пища. Дать представление о пользе физкультуры и закаливания (беседы, рассматривание иллюстраций, упражнения).

Социально-коммуникативное развитие

3. Сюжетно-ролевая игра. стр 72

1.Свободная творческая продуктивная деятельность.

 2.Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.

Пятница

I пол. дня

Социально-коммуникативное развитие

1.Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Приобщение к доступной трудовой деятельности стр 78  Способствовать приобщению детей к доступной трудовой деятельности, к самостоятельному выполнению элементарных трудовых поручений. Во второй половине года – дежурство по столовой. Воспитывать уважительное и бережное отношение к результатам труда своего, сверстников и взрослых.

Речевое развитие

 2. Формирование словаря, развивающая речевая среда  стр 116 Продолжать помогать детям общаться  со сверстниками и знакомыми взрослыми. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. В целях обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривание картинки, книги, наборы предметов. Приучать детей слушать!!!!!!

3. Дидактическая игра  (по желанию детей и на усмотрение воспитателя)

4.Подвижные игры.

1.Работа по развитию речи: формирование грамматического строя речи (дидактические игры, упражнения).

II пол. дня

1.Развлечение (последняя неделя месяца)

2. Региональный компонент (ознакомительная беседа, рассматривание, показ, игры)  Программа формируемая участниками образовательных отношений «Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай!» (Формирование  нравственных, трудовых, эстетических качеств у детей дошкольного возраста, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на основе исторических и природных особенностей родного края, поселка).

3.Хозяйственно-бытовой труд (показ, личный пример, объяснение)  Способствовать приобщению детей к доступной трудовой деятельности. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Самостоятельная двигательная активность.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы

Циклограмма создана в помощь воспитателям в написании календарного плана. В ней отражены все разделы и виды деятельности дошкольников с учётом регионального компонента образования. ...

Циклограмма для планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе

Данная циклограмма поможет спланировать воспитательно-образовательную работу воспитателя подготовительной группы с учетом требований ФГОС ДО...

Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах на 2017-2018 учебный год

Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работыво всех возрастных группах в МБДОУ Детский сад №29 на 2017-2018 учебный год...