Семинар-практикум «Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений»
статья

Белимова Лилия Васильевна

Семинар практикум для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений» 

Слайд 1

На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Слайд 2

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.

Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:

- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.

Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи:

 Слайд 3

-  В младшей группе необходимо первоначально научить детей воспринимать произведение. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным с педагогом пересказом литературного произведения, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки). Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественнойлитературой.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. Пересказ является новым видом речевой деятельности. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев.

Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности.

Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно — художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих — новые, только что прослушанные тексты.

Это могут быть небольшие по объему сказки о животных. Например, «Три медведя», «Маша и медведь». А также сюжетные рассказы, по содержанию близкие опыту ребенка (рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», Л.Н. Толстого «Пожар», «Косточка»). В них должны быть хорошо выражены основные структурные компоненты текста: начало, середина, конец.

Дошкольников приучают ориентироваться на слушателей и слушать рассказы. Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность.

Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. При этом важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я вам расскажу сказку», «Послушайте пересказ рассказа».

- Детей старшего дошкольного возраста обучают:

 -связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. 

-развивать речевую коммуникацию

-развивать высшие психические функции ,

-формировать связные высказывания с использованием средств художественной выразительности.

Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее, чем тексты для средней группы. Старшим дошкольникам доступны для пересказа

сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»),

рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л.Н. Толстого, «Волшебное слово» В.А. Осеевой и др.),

рассказы-описания природы. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Золотой луг» М.М. Пришвина,

тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники), рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений.

Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи).

.

Слайд 4

Пересказ- средство речевого развития дошкольников,поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем.

Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания. Для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь. Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Слайд 5

    Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Слайд 6

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей.

Приемы обучения детей пересказу.

Слайд 7

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

— рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

— использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

— наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

  Слайд 8

   Приемы, работы над текстом произведения:

— беседа по произведению;

— выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

— выделение из текста фраз к каждой картинке;

— частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

— составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки.)

Слайд 9

  • Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией(диалог)
  • Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
  • Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  • Ведущий приём в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
  • Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Назовите структуру текста (начало, середина, конец).

-Молодцы, спасибо.

Слайд 10

" Игры для развития связной речи дошкольников".

( Играем с педагогами.)

                                     «Говорим по – разному».

 Приглашаются 3 педагога, предлагается   один и тот же детский стишок прочитать:

  • сначала обычным голосом,
  • потом очень быстро
  • очень медленно,
  • басом
  • тоненьким голоском,

делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.

Да мало ли, что можно придумать!

Слайд  11

Нетрадиционные виды пересказа 

«Расскажи самому себе»

Пересказ в диалогических парах

Пересказ по кругу

Пересказ группе детей

«Пересказ по кругу» Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы

 (пересказывают с детским микрофоном, передавая следующему сидящему педагогу )

-Сейчас я вам прочту сказку

«Заяц-хваста»

   Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал заяц им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кустом. Заяц испугался вороны и говорит:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

Слайд 1 2,13

Слайд 14

Закреплять навыки пересказа у детей рекомендуется в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.

Процесс овладения связной речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

 «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты

Актуальность проектаС первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сох...

Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»

Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Методы и приемы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Методы и приемы в обучении дошкольников перессказу литературных произведений на разных этапах развитии детей в дошкольном возрасте....