Семинар Тема: «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
материал

Давыдова Татьяна Викторовна

Данный материал актуален для старших воспитателей ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Тема: «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»

1 слайд

По итогам  анкетирования педагогов был сформулирован запрос на проведение семинара по теме «Законы развития личности в реальной и виртуальной среде». Его актуальность обусловлена наличием в профессиональном стандарте педагога такого умения как применение педагогических технологий на основе знаний законов развития личности в реальной и виртуальной среде.  

2 Слайд

 Что такое «технология»? «Технология» от греческого techne – искусство, мастерство и logos– учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. 

3 слайд

Развитие личности – сложнейший процесс реальности. Наука выделяет в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогики.

4 слайд

Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Педагогу важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.

5 слайд

 Жизнь каждой личности динамична, поскольку является непрерывным, постоянно развивающимся процессом обобщения и прогнозирования условий обитания.

Человек является заложником обстоятельств, в которых приходится интерпретировать жизненный опыт, создавать индивидуальные схемы, формировать свое отношение к миру. Формирование личности является начальным этапом развития свойств личности.

Развитие личности обусловлено внешними и внутренними факторами.

Принадлежность субъекта к определенной культуре, классу, семейной среде относятся к внешним факторам.

К внутренним относятся генетические, биологические и физиологические факторы

(ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития)

6 слайд

Процесс развития личности

В педагогике существует 2 подхода к пониманию развития личности:

Биологический подход подразумевает процесс развития личности, обусловленный природными факторами, присущими человеку с рождения;

Социологический подход предполагает, что первостепенное влияние на человека оказывают социальные факторы.
Исследователи отмечают, что личность является целостной системой, на которой отражаются как биологические, так и социологические факторы.

7  слайд

Законы развития личности.

Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.

 Знание первого закона развития личности имеет огромное значение для каждого педагога, ведущего образовательную деятельность. Было бы наивным, например, полагать, что   воспитатель в одиночку дает детям знания, например по  развитию речи, инструктор по физической культуре   обеспечивает только физическое воспитание и развитие, а  учитель – дефектолог развивает только психические процессы. И  инструктор по физической культуре   и учитель - дефектолог  общаются с детьми и уже в силу этого, способствуют развитию их речи.  Воспитатель призван заботиться о физическом развитии своих воспитанников, в частности строго следя за правильностью их осанки. И все  педагоги и специалисты не зависимо от направленности занимаются развитием памяти, внимания, мышления.

8  слайд

Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.

 Рассмотрим действие этого закона на примере. Человек учится водить машину. На первых порах включение зажигания, сигнала поворота, переключение рычага скоростей, и другие сравнительно простые действия требуют принятия сознательных решений и являются по существу отдельными поступками. Но спустя какое-то время, иногда значительное, умения становятся навыками, закрепляются в привычки, которые замыкаются в цепочку бессознательных автоматизированных действий. То же самое происходит при освоении человеком любого нового дела.

9  слайд

Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.

Вспомним древнее изречение: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Привычка – именно тот процесс, посредством которого убеждение становится наклонностью и мысль переходит в дело. Не следует забывать, что привычка творится в поступках.

 Знание законов и теории развития личности в целом позволяет педагогу осмысленно, со знанием дела выбирать и правильно применять методы воспитания и обучения.

 Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности.

 10 слайд

Мы с вами вспомнили законы развития личности в реальной среде. А как влияет виртуальная среда на развитие личности?  В связи с этим важно сказать о том, что сегодня в сознании людей имеет место кризис представлений о человеке вообще и представлений о совершенном человеке в частности.. Еще в 1984 г. М.К. Мамардашвили в своем докладе «Сознание и цивилизация» сказал: «…среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX век, одной из главных, и часто скрытой от глаз, является антропологическая катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, … и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни».

 

11 слайд

Со второй половины прошлого века особенно остро ставится вопрос о том, что прогресс в обществе, который понимается как уровень научно-технического развития и возрастания объема материальных благ и процесс нравственного развития личности сильно расходятся, движутся в разные стороны. Становится все более очевидным, что развитие одного разума, интеллекта без развития души, совести как внутреннего личностного регулятора нравственного поведения, при отсутствии представления об идеальном, совершенном человеке, ведет к той катастрофе, о которой и говорит Мамардашвили. Поэтому очень актуальной сегодня становится проблема воспитания нравственного человека, создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения, нравственного сознания.

12 слайд

Особенно интенсивно на фоне бурного прогресса этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, которая существенно меняет условия формирования личности и ее совести в том числе. В строящемся информационном обществе функции социализации подростков   начинает активно брать на себя Интернет.

Интернет,  как социальный институт обладает целым рядом специфических социально-педагогических характеристик, определяющих процесс социализации детей и подростков, отличающихся от характеристик традиционных социальных институтов (семьи, общественных организаций, образовательных, религиозных учреждений и т.д.). Он представляет собой социо-культурную среду, которая отличается локализацией в киберпространстве, особыми возможностями удовлетворения и/или квазиудовлетворения многочисленных потребностей современных подростков; потенциалом трансформации структуры самосознания личности в процессе трансляции культурных ценностей, норм и правил поведения в Интернете.

13 слайд

Особенно актуально знать, как влияют эти особенности Интернета на формирование нравственной сферы личности. И первая особенность, о которой следует помнить, это то, что виртуальная реальность, в которой сегодня проходит иногда большая часть жизни и досуга детей и подростков, никак не связана с нравственным законом и моральными нормами совместного существования людей именно в силу автономности, анонимности и полной свободы от всяких ограничений интернет - среды.

 Часто пребывание в виртуальном мире может восприниматься самим человеком (особенно детьми и подростками) как эквивалентное существованию в реальном мире. В этом случае отсутствие нравственного закона в виртуальной реальности принимается как нечто должное и переносится на поведение в реальной жизни.

Ребенок  стремится к новым отношениям на основе автономии и независимости. Он с трудом справляется со сложной ситуацией развития. В результате ребенок  противоречив в своих поступках, для него характерна высокая тревожность, конфликтность, психологическая неустойчивость. В этот период особое значение имеют институты социализации, в первую очередь, семья, образовательные учреждения, призванные помочь ребенку.

 Самым глубоким слоем личностной идентичности является потребность в системе ориентации на уровне онтологических проблем, которая связана с экзистенциальным самоопределением человека – обретением смысла жизни, пониманием смысла смерти, любви, одиночества и т.п. . Виртуальный мир, онтологически не связанный с нравственным законом, настаивает на множестве возможных миров, в которых может раствориться личность и ее идентичность.

14 слайд

В водовороте информационных потоков и возможностей интернета, с одной стороны, и его рисков и опасностей – с другой, трудно сориентироваться даже опытному пользователю, а ребенку в его сложной жизненной ситуации – особенно.

Во-первых, в ситуациях, когда виртуальная реальность является основной жизненной реальностью, в которой ребенок ищет идеалы для самоидентификации, не формируются причинные схемы, определяющие статус личности как субъекта нравственного действия.

 Во-вторых, ситуация неограниченной свободы действий в виртуальной реальности создает иллюзию вседозволенности, которая часто переносится на поведение в реальной жизни.

В-третьих, транзитная идентичность не обеспечивает самотождественности личности во времени, что чревато психическими расстройствами.

 В-четвертых, существование в виртуальной реальности часто направлено на нарушение всяких норм, в том числе и нравственных, что фактически деформирует совесть, лишает ее чувствительности к ситуациям морального выбора, заглушает ее голос.

Наша задача, как педагогов, вести профилактическую работу, объясняя воспитанникам, о пользе и вреде интернета, о реальности и нереальности сети Интернет.

 15 слайд

  Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной. И нам приходиться жить в этой виртуальной реальности.  

Вот лишь немногие сферы жизни, в которых Интернет занимает прочные позиции:

1.         Первое и самое главное, с чего начинает свое знакомство с Интернетом большинство пользователей, - это общение. И отвечая на  вопрос, что же такое Интернет, большинство так или иначе упомянет именно его: кто-то начнет рассказывать про социальные сети с их неограниченными возможностями; кто-то про мессенджеры, такие, как Skype, Viber; кто-то о сайтах знакомств и т.д. И отчасти все они будут правы: ведь именно Интернет сделал возможным общение с любым человеком на земле практически с моментальной скоростью.

2.         Второе место занимает индустрия развлечений: это фильмы, музыка, онлайн-библиотека, игры и многое-многое другое, что делает нашу жизнь интереснее или, возможно, создает иллюзию этого.

3.         Не последнее место занимает и  получение знаний при помощи Интернета. Сегодня в Интернете можно найти исчерпывающий ответ практически на любой вопрос, начиная с рецепта пирожков по бабушкиному рецепту и заканчивая строением ядерного реактора. Интернет хранит в себе огромное количество информации, доступ к которой можно получить в течение минимального времени.

4.         Нельзя не упомянуть и финансовую составляющую: Интернет – это место совершения покупок и получения финансовой выгоды. Для совершения покупок через Интернет к вашим услугам множество интернет-магазинов на любой вкус, различные платежные онлайн-системы и многое другое, сам Интернет тоже можно «купить», не выходя из дома. На получение выгоды при помощи Интернета нацелены фриланс, рекламные сети, веб-дизайн, создание своих модулей, подготовка текстов,  практически любой законный вид деятельности, который может послужить для заработка в реальности.

Предугадать направления и скорость развития такого сложного и масштабного явления, как Интернет, очень трудно. Что-то уже превзошло самые смелые прогнозы футурологов, а что-то так и осталось на страницах фантастических книг. Одно можно сказать с уверенностью: сетевые технологии будут играть огромную роль в жизни информационного общества.

И вполне возможно, что такая сложная, самоорганизующаяся и самоуправляемая система, как Интернет, и станет колыбелью искусственного интеллекта.

16 слайд

Интернет: польза или вред.

Интернет – это величайшее изобретение человечества, которое позволило стереть границы между странами и континентами, сделать людей ближе друг к другу, отбросить все комплексы и неудобства и просто общаться. Кроме того, Интернет открыл возможности для ведения прибыльного бизнеса, совершения покупок, игр и общения в режиме онлайн и многое другое. Сложно не согласиться с тем, что Интернет в нашей жизни играет особенную, очень важную роль.

Вред и польза Интернета… данный вопрос интересует человечество со времен его появления. Кто-то утверждает, что Интернет – только польза, другие уверены – вред Интернета огромен.

Отрицательное воздействие Интернета.

Вред и польза Интернета – это понятия, граничащие друг с другом, если о пользе мы знаем и можем рассказывать об этом часами, то пора узнать и о вреде.

Отрицательное влияние Интернета – это несомненно те аспекты его использования, которые представляют наибольшую опасность как для физического, так и для психического здоровья человека.

В первую очередь, длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма.

В первую очередь вред Интернета отражается на глазах. Это и неудивительно, ведь многочасовое созерцание двухмерного прямоугольника (монитор) неминуемо ведет к перенапряжению зрения и его последующему ухудшению. Кроме того, Интернет – это неиссякаемый источник информации, находясь онлайн, мы постоянно что-то ищем. Глаза подвергаются колоссальному напряжению. Немного помочь в решении этой проблемы и разгрузить наши глазки смогут компьютерные, а также дифракционные очки.

Второй частой проблемой, указывающей на вред Интернета, становится нарушение сна, появление головных болей. Интернет затягивает, мы засиживаемся допоздна, а некоторые из нас могут просидеть и до утра.  Когда человек все же понимает, что пришло время дать своему организму отдохнуть, он просто не может уснуть, его мозг, перегруженный информацией, продолжает ее активно анализировать. Чтобы этого не случилось, закончить работу в Интернет нужно хотя бы за час до планируемого отхода ко сну. 

Третьей зоной поражения становится осанка. Ппосле продолжительной работы за компьютером начинают сильно болеть шейные позвонки. Дело в том, что контролировать свое положение за компьютером довольно сложно, поэтому часто мы сидим в неправильной позе, что приводит к нарушению осанки и последующим частым болям.  

Четвертая проблема – замедление обмена веществ. Сидя за компьютером, мы мало двигаемся или вообще не осуществляем никаких движений, происходит застой крови, ухудшается обмен веществ. Это ведет к неминуемым проблемам с опорно-двигательным аппаратом и сердечно-сосудистой системой.  

Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. И если разумно организовать свою работу в Интернете, то многих проблем со здоровьем можно если не избежать, то по крайней мере, свести к минимуму.

В отличие от перечисленных выше пятая проблема – психологическая зависимость от Интернета –  становится серьезной, подчас неразрешимой.  Зависимость от Интернет или компьютерных игр можно сравнить с зависимостью от наркотиков. Интернет дает ощущение свободы, ведь здесь Вы можете быть кем угодно,  вести себя так, как хочется. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мышления пропитывает все уровни жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые, личные, семейные, профессиональные вопросы.

Признаками психологической зависимости от Интернета считают следующие: 
•    эйфория за компьютером;

•    невозможность остановиться;

•    увеличение времени, проводимого за компьютером;

•    пренебрежение членами семьи, ложь о своей деятельности;

•    депрессия, раздражительность вне компьютера.

Несмотря на все эти тревожные симптомы такой диагноз, как Интернет-зависимость, в нашей стране официально не зарегистрирован.

А вот в Китае из 632 миллионов пользователей Интернета около 23 миллионов официально признаны страдающими болезненной зависимостью от всемирной паутины, и с каждым годом число Интернет-зависимых людей только возрастает. Для борьбы с существующей проблемой китайские власти создали специальные лагеря, чтобы вернуть таких людей к здоровому образу жизни и изменить их отношение к реальности. Зависимым от Интернета в Китае считается любой человек, проводящий в сети от 6 часов в день и больше. А сколько времени проводите в виртуальном пространстве вы?

17 слайд

 Польза Интернета.

Что же относится к несомненным плюсам Интернета? Это и не знающее границ расширение возможностей обычного пользователя: заработки в сети, способ проявить себя, показав только лучшие свои стороны, и помощь в поисках новой интересной работы, или старых друзей, связь с которыми давно утрачена.

Возможности сети поистине безграничны, а вот потребности и запросы путешествующих в Интернете самые разные. Здесь каждый прокладывает свой собственный путь, поэтому и польза для каждого своя. Вы сами выбираете услуги, полезные вам: отправить электронное письмо или оставить сообщение для группы новостей; обновить программное обеспечение или найти документы, необходимые им для профессиональной деятельности.

Миллионы людей, физические возможности которых ограничены, при помощи Интернета смогли найти работу с удаленным доступом, получили возможность чаще общаться с друзьями и единомышленниками.

В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в том числе научной. Интернет дает нам возможность ознакомиться с литературой любого уровня и жанра, на любую тему.

При помощи Интернета мы можем как освоить новые навыки, изучив пошаговую инструкцию, последовательность действий, так и получить профессию либо повысить квалификацию.

Самые свежие новости можно почерпнуть в Интернете.

Среди полезнейших изобретений можно назвать и Интернет-форумы, которые не только позволяют общаться миллионам людей одновременно, но и разделяют общение на темы и категории, что весьма удобно для их посетителей.

И, пожалуй, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет дать – это прелесть живого общения, написанных рукой дорогого человека писем. Но и этот недостаток сети можно превратить в достоинство, ведь именно он не дает нам навечно переселиться в виртуальную реальность.

 Интернет – это, бесспорно, полезно, ведь благодаря ему человек может открыть для себя массу новых возможностей, воплотить мечты, стать смелее, увереннее. Но в то же время Интернет – это зло, если неправильно им пользоваться, неверно распределять время нахождения онлайн. Если вы не умеете жить и достигать целей в реальной жизни, то и Интернет вряд ли станет панацеей от ваших бед, скорее наоборот.

Вреден Интернет или полезен – решать вам: насколько Вы сможете контролировать себя и что извлечете, вред или пользу.

18 слайд

 В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры  и др. Многие из них  используются не только в образовательном процессе, но и в  других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки  и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.

С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.

19  слайд

Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

  • Игра должна соответствовать целям обучения;
  • Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
  • Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
  • Возможность использования творческих элементов в игре;
  • Преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант  в процессе игры.

20  слайд

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

  1. Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
  2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж – разъяснение правил и условий игры участникам -  и распределение ролей среди них;
  3. Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
  4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Следует обратить внимание, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять  групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать  различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

 Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

  • имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков.
  • сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация  - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль. Это игры творческие,  в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.

      Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности детей.  

О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

 На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно применяться в виртуальном пространстве.  

  1. слайд

Технология «Майнд-менеджмент» – это технология представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для поиска, анализа и понимания.

Подобная технология позволяет существенно повышать эффективность решения интеллектуальных задач и получать от этого процесса больше удовольствия.

Автором этой технологии принято считать Тони Бьюзена – английского психолога, всемирно известного писателя, консультанта многих компаний и правительственных учреждений по вопросам интеллекта.

Ещё будучи учеником колледжа и готовясь поступать в университет, Тони Бьюзен столкнулся с трудностью, хорошо знакомой каждому учащемуся: объем информации увеличивается, записывать приходится много, а понимать и запоминать становится все труднее. Пытаясь решить эту проблему и успешно сдать вступительные экзамены в университет, Тони начал подчеркивать ключевые слова и определения в тексте разными цветами, а главные мысли заключать в цветные рамочки (многие из студентов тоже так поступают, чтобы быстро найти нужное определение в конспекте). Удивительным и необъяснимым образом память начала улучшаться.

Учась в университете, Тони Бьюзен продолжал исследовать проблему запоминания, и ответ на многие вопросы он нашел у древних греков. Оказалось, что для развития и укрепления памяти они использовали воображение и ассоциации. Они помогали запоминать, а затем воспроизводить не десятки, а сотни и тысячи самых разнообразных фактов (необходимая способность при сдаче экзаменов и зачетов, когда успех зависит не только от того, сколько билетов выучено, но и от того, насколько точно получилось воспроизвести информацию во время ответа). Бьюзен сделал вывод, что записи, память, творчество связаны между собой, поэтому комбинированные записи, состоящие из рисунков, надписей и соединенные между собой линиями, помогают максимально использовать возможности нашего мозга и делать процесс работы над проблемой наиболее эффективным и рациональным.

 Важное понятие майнд-менеджмента - интеллект-карта, также употребляются названия карта памяти, mindmap.  

  1. слайд

Майнд-фитнес - новая образовательная технология

Майнд (англ. «mind») – разум, фитнес (англ. fitness) – поддерживать форму, тренироваться. Данный термин впервые был употреблен в 2014 г. Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» в издании «Атлас новых профессий», где представлены исчезающие профессии и те, которые будут востребованы до 2030 г.

В разделе «Образование»  рассматривается тренер по майнд-фитнесу  как «специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя»[1].

Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме, который состоялся с 1 по 3 июня 2017 года, отметил, что «сейчас мы наблюдаем настоящее возрождение интереса нашей молодёжи к инженерным специальностям, естественно, научным дисциплинам. Кстати, Россия уже вышла на ведущие позиции в мире по числу студентов, которые обучаются инженерным профессиям. Важно, что одновременно повышается и качество подготовки кадров, укрепляются связи университетов и колледжей с реальной экономикой, как с государственным, так и частным сектором, а значит, растёт и востребованность будущих специалистов».

В связи с этим возрастает необходимость в развитии логического мышления у детей школьного и дошкольного возраста. С 2016 г. наше учреждение, Центр развития творчества «Уголёк», уже начало апробировать общеразвивающую программу по майнд-фитнесу «Разумная математика» для детей 10-12 лет (4-6 класс).  Срок реализации – 2 года, режим посещения - 2 раза в неделю. Данная программа представлена на всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» https://www.youtube.com/watch?v=K5OScuHHZfw 

Программа включает:

- обучение различным методам решения задач, математических ребусов и головоломок;

- обучение составлению логических задач;

- работа на интеллектуальных тренажерах.

Сами родители указали на востребованность такого рода обучения. Они приходят с проблемой неуспеваемости детей по математике. Причем 90% из них жалуются на то, что ребенок не умеет решать задачи. Когда педагог начинает работать с детьми, то обнаруживает, что при подробном логическом объяснении, 80% обучающихся понимают, почему получился такой результат, то есть у детей не развито логическое мышление.

В настоящее время в практиках частных и муниципальных учреждений существует программа «Ментальная арифметика», которая обучает детей быстрому счету. По данному методу дети учатся быстро складывать и вычитать в уме. Для начальной школы этот навык очень полезен, когда сложение и вычитание особенно актуально. Но в школе, кроме сложения и вычитания, есть умножение, деление, возведение в степень, извлечение из корня, нахождение процентов, а самое главное, в чем основная трудность детей,  решение задач.  

В результате занятий по программе «Разумная математика» обучающиеся знакомятся с различными методами решения логических задач: графический метод, табличный метод, решение задач с помощью диаграмм Эйлера-Венна, узнают свойства простейших геометрических фигур, учатся решать задачи на движение, взвешивание, переливание, разрезание; решать математические ребусы и софизмы, совмещая теорию с практикой. Дети разрезают яблоко, переливают воду из одной емкости в другую, замеряют секундомером скорость своего движения и др.

Такая связь с практикой позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и работать с разными детьми:

– с опережающими темпами развития;

– с ослабленным здоровьем (соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность);

– низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении (снижение интереса к учению, педагогическая запущенность);

– одаренными обучающимися со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении).

  1. слайд

Скрайбинг – это новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске.

  1. слайд

Технология фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение. Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно.

Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

 
25 слайд

Технология «Хакатон»

Само слово «хакатон» – это термин, сформировавшийся из слов «хакер» и «марафон». Сегодня хакатоны проводятся не только по программированию, это соревнования, где специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

Многие хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей. Результатом хакатона является не прототип будущего изделия, а уже готовый к запуску минимальный жизнеспособный продукт – первая версия, на котором можно протестировать работу идеи.

Как проходят хакатоны

Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.

Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.

Зачем нужны хакатоны?

Хакатоны – это хорошая возможность для профессионалов собраться вместе и поработать над созданием какого-нибудь проекта.

  • Знакомство. Хакатон – это площадка встречи, где люди могут познакомиться друг с другом, обменяться знаниями и идеями или придумать совместный проект, над которым будут работать в дальнейшем.
  • Формирование сообщества. Хакатоны помогают создавать сети талантливых и активных людей, заинтересованных в какой-либо теме или проблеме.
  • Креативный процесс работы и коллаборация. На хакатоне у участников есть уникальная возможность поработать в свободном, удобном для них формате, со специалистами их тех областей, с которыми они, возможно, никогда не пересекались.
  • Новые знания. Формат хакатона предполагает, что участники сталкиваются с теми задачами, с которыми они не встречались прежде. Соответственно, обучение новому на хакатонах происходит очень быстро, а полученные знания тут же можно использовать на практике.
  • Показ таланта. Для участников хакатон – это возможность показать, насколько хорошие они специалисты.
  • Реализация новых идей. Являясь своего рода площадкой для экспериментов, хакатон позволяет придумывать и реализовывать совершенно новые идеи и проекты.
  • Сцена стартап-проектов. Для компаний хакатоны могут быть особенно интересны тем, что являются сценой потенциально успешных стартапов, с которыми можно продолжить работать.


26 слайд

 
Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое дистанционным.

Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.). Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) воспитанника  от педагога; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения и процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в образовательный процесс.  Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических и информационных средств на детей.

Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность – каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным студентом». Однако здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот  как видит возможные пути решения этой проблемы  отечественные специалисты. Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:

  •  Баланс системы «качество –  доступность» может быть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной организацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.
  • Учебно-методическая работа педагогов предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
  • В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий.  В дистанционном образовании большую роль играют виртуальные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с педагогами. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостов и телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать  его качество и интерес к нему.

Дистанционное образование создает широкие возможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации образовательного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации образовательного процесса  педагогов и обучающихся.

 

    Технологии – информационные и обучающие –  могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения Петрова Н.А., Третьякова О.В.      МБДОУ «Детский сад №48 «Пчелка», г. Тамбов, pchela48@ram...

Применение современных психолого- педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО с детьми ОВЗ

Презентация опыта для педагогов и родителей "Применени современных психолого - педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО с детьми ОВЗ...

Муниципальная методическая площадка «Современные психолого-педагогические технологии работы с родителями».

Проект педагога-психолога с целью психологического просвещения родителей,повышения их психолого-педагогической культуры, направленный на углубление  знаний, основных закономерностей и особенносте...

Семинар «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам применения современных психолого - педагогических технологий....