Культурные практики как эффективный способ реализации собственных потребностей детей
учебно-методический материал

Котко Людмила  Николаевна

Для старших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_seminar_kulturnye_praktiki.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар:

«Культурные практики  как эффективный способ реализации собственных потребностей детей в инициативном поведении»

Ведущий: Котко Л.Н. – ст. воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №6 ст. Старощербиновская, Краснодарский край.

Ход семинара:

Добрый день коллеги! Тема нашего семинара посвящена проектированию культурных практик в образовательной среде.

Чем отличается культурная практика от ООД, в чем заключается её взаимосвязь, каковы её особенности и признаки, при каких условиях протекают культурные практики, как формируются культурные умения у дошкольников, как проектируются практики в образовательной среде, - на все эти вопросы нам предстоит ответить в ходе семинара.

Квик - настройка «Настроение»

Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.

Одним из требований Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений, навыков.

В связи с этим, весьма актуальным на сегодняшний день является поиск подходов к реализации образовательного процесса, с учетом интересов и потребностей, в котором воспитанник занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания.

 Итак, давайте разбираться, что же такое КП? ( Дискуссия  педагогов).

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Вопрос: Зачем они нужны?  (Обсуждение, выводы, заключения педагогов).

Культурные практики детства – мощный инструмент для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Самостоятельность дошкольника неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают целевые ориентиры согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:

Вопрос: Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках? (Диалог с аудиторией)

• Вопросы детей

• Детские догадки

• Детские разговоры

• Обсуждения во время сбора группы в круг

• Случайные замечания, происшествия

Неслучайно в ФГОС говорится «…сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»

• Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми:

- как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет?

- что, во что превращается? что, чем может быть?...

Таким образом, культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада.

Вопрос: Где в образовательном пространстве можно использовать культурные практики?

-совместная игра воспитателя и детей;

-ситуация общения и накопления социально положительного опыта;

-творческая мастерская;

-музыкальная и литературная гостиная (детская студия);

-сенсорный и интеллектуальный тренинг;

-коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;

-все режимные моменты.

Предлагаю вспомнить: 

Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью  культурных практик? Что может учитывать педагог в организации культурных практик в  детском саду?

Под инициативой мы понимаем первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя склонность к активным и самостоятельным действиям.

Вопрос: Каковы приоритетные  сферы деятельности развития инициативы?

Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:

В 3-4 года – продуктивная деятельность;

В 4-5 лет - познавательная деятельность;

В 5-6 лет - общение;

В 6-8 лет - образовательная деятельность.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Вопрос: Как же  верно планировать самостоятельную деятельность детей?

Сложным моментом для воспитателя является планирование самостоятельной деятельности детей.

В разделе плана обычно встречаются такие фразы: «Игры (рисование, лепка) по желанию детей» или «Внести игру...». Нередко переписывается название оборудования или игрового материала, который, возможно, будут использовать дети для самостоятельной деятельности. В основе этих неверных вариантов лежит непонимание природы самостоятельной деятельности ребенка.

В самостоятельной деятельности ребенок выступает как субъект, его уже не нужно учить, он хочет делать то, что ему интересно, в этот момент важно лишь обеспечить условия для реализации или возникновения новых замыслов. Предугадать его самостоятельную деятельность мы не можем, поэтому инициативу, идущую от детей, планировать нельзя. Однако можно планировать действия воспитателя по стимулированию активности и самостоятельности детей в организации той или иной деятельности, поскольку план является проектом деятельности педагога по организации деятельности детей. Поэтому планируя самостоятельную деятельность детей, педагог указывает не деятельность детей, а свою деятельность, то, что он будет делать, чтобы у воспитанников возникло желание действовать самостоятельно.

Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В планах воспитательно – образовательной работы выделена графа «создание условий для самостоятельной детской деятельности» как одна из основных моделей организации образовательного процесса. Эта модель предполагает создание разнообразной игровой среды (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Ребенку рекомендуется не просто выполнять работы как задания или упражнения, предложенные воспитателям: лепить, рисовать, делать модели, сажать растения, а включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии т.д.

Для познавательно - исследовательской, как особой деятельности предлагаются смысловые контексты из числа доступных для дошкольников методов проведения исследований: это экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование (как упорядочение и систематизация) и др.). Благодаря этим смысловым контекстам ребенок будет вводиться в мир человеческой культуры, осваивать содержание, формы и методы, присущие различным культурным практикам.

Это и есть инновационный способ проектирования содержания образовательной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор как эффективный способ понятия эмоционального настроения детей в ДОУ.

Проведение ежедневных Утренних Сборов в детских садах способствуют развитию социальных навыков общения, развитию внимательности и ответственности друг к другу....

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.

Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....

Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей в инициативном поведении

Статья "Музейная деятельность как культурная практика и эффективный способ реализации собственных потребностей детей  в инициативном поведении" предназначена для педагогов ДОУ...

Инновационная игровая технология, как эффективный способ реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в нашей используется такая инновационная технология, ка...

Семинар для родителей на тему «Эффективные способы домашней комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ».

Семинар на тему «Эффективные способы домашней комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ». Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся курса...