Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лаборатория Всезнайки» для детей 4-5 лет
учебно-методическое пособие

Смирнова Светлана Николаевна

Программа "Лаборатория Всезнайки" создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.  Программа "Лаборатория Всезнайки" имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для работы с детьми 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022-2023_laboratoriya_vseznayki_4-5_let.docx85.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №51 общеразвивающего вида  

с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей

Колпинского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим советом ГБДОУ №51

Протокол № ____

От «__»______20___г

    Утверждаю

Заведующий ГБДОУ № 51

________С.М. Максимова

Приказ №________ от «__»________20___г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лаборатория Всезнайки»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся - 4-5 лет

Срок реализации программы – 7 месяцев

Автор-составитель:

Смирнова Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Колпино

2022 г.

Оглавление

1.        Пояснительная записка        3

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы        3

1.2.Новизна программы        4

1.3. Актуальность программы        4

1.4. Цели и задачи программы        5

1.5. Возраст обучающихся        5

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы .        5

1.7. Формы занятий        6

1.8.  Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы        9

3.        Рабочая программа        10

3.1.        Календарный учебный график        10

3.2.        Расписание        11

3.3.       Календарно – тематическое планирование        11

3.4.      Взаимодействие педагога с родителями        14

4. Методическое обеспечение программы        14

5. Материально-техническое обеспечение        15

                                                          1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория Всезнайки» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.10.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. От 05.09.2019)
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.03.2017г.№ 617-р
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Уставом ГБДОУ детский сад № 51 Колпинского района СПб,
  • «Положением о разработке дополнительной общеразвивающей программы государственного

  бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №51 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Лаборатория Всезнайки» создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной образовательной программой ДОУ. Авторская программа «Лаборатория Всезнайки» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для занятий с детьми  4-5 лет.     

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

1.2.Новизна программы

Новизна программы обеспечивается за счет:

- интеграции видов детской деятельности следующего характера: каждое занятие включает в себя игры на развитие когнитивных процессов, решение пробленых ситуаций, поисково-познавательной деятельности, экспериментальных действий , а также игры, способствующие развитию логического мышления,внимания,воображения;

- системности содержания и тематического принципа планирования;

- использования потенциала развивающих игр.

В ходе занятий у детей:

-моделируется сам процесс творчества,

-формируются личностные качества ребенка (настойчивость, терпение, активность, самостоятельность, любознательность и т. п.),

-даётся «пища для развития поисково-познавательной деятельности» .

Игры, опыты и эксперименты используемые в программе, разнообразны и занимательны. Это превосходное средство обучения наглядно-действенным приемам работы с объектом или множеством для формирования мыслительных способностей.

Таким образом, новизна авторской программы «Лаборатория Всезнайки» заключается в специально разработанном цикле комплексных тематических занятий по формированию умственных, сенсорных и художественно-творческих способностей детей в соответствии с целями и задачами, обеспечивающими обучение, развитие и воспитание детей от 4 до 5 лет.

Реализация содержания программы позволит не только удовлетворить потребности родителей, но и создать равные условия для развития творческой личности каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, самореализацию его возможностей, мотивацию к познанию нового.

Отличительные особенности программы:

Основное отличие данной образовательной программы заключается в том, что приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В программе максимально учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка через разно уровневый подход. Также отличительной особенностью является использование ведущих современных технологий, развитие поисково – познавательной деятельности среднего дошкольного возраста.   

1.3. Актуальность программы

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и  интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы

Поисковая деятельностьб имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей, работа  в подгруппах, в парах  дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

1.4. Цели и задачи программы

Цель дополнительной образовательной программы: развитие у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.        

Задачи программы:

Обучающие:

  • способствовать расширению и систематизации элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • способствовать формированию навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • способствовать развитию стремления к поисково-познавательной деятельности.
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • способствовать развитию мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • способствовать созданию предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к познанию окружающего мира.
  • стимулировать желание детей экспериментировать.
  • способствовать формированию коммуникативных навыков.

1.5. Возраст обучающихся

Для обучения по программе осуществляется набор по запросу родителей детей 4 -5 –летнего возраста из общеобразовательных групп с 01 октября.

Количество детей – до 15 человек.

Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы .

Программа реализуется в течение семи месяцев с 01 октября по 31мая – 32 недели. Количество занятий в неделю – 1.

Объем образовательной нагрузки – 32 практических занятий, из них 2 занятия - мониторинговые. Для детей 4-5 лет продолжительностью 20 минут. Занятия проводятся по расписанию.

Всего 32 часа.

1.7. Формы занятий

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

фронтальный (одновременно со всей подгруппой);

индивидуально – фронтальный(чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

групповой (работа в парах);

индивидуальный (выполнение заданий и решение проблем).

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные

Наглядные

Практические

беседа, объяснение, анализ, проблемная ситуация, устное изложение, диалог, рассказ, объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию),

показ, иллюстраций, показ педагогом приёмов работы, с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

дидактические игры, на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, выполнение работ на заданную тему, по инструкции тренировочные упражнения, работа        по образцу и т.д.        

репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

частично – поисковый (решение поставленных задач совместно с педагогом),

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивные методы обучения (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковые методы обучения (участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • исследовательские методы обучения (овладение воспитаниками методам научного познания, самостоятельной творческой работы).

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском   саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (т.к возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
  • развивается речь (возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);
  • происходит накопление фонда умственных умений;
  • формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
  • развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности;
  • формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые четыре года – практически, единственный способ познания мира.

Вся  работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

 В процессе формирования обследовательских действий детей необходимо решать следующие задачи:
-  Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его  обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах  и  т.д.)
-  Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
-  Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
-  Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

  Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:


1. О материалах (песок,камень, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, солнце,свет,тень, вода,и т.д).
3. О способах исследования объекта.
4. О предметном мире (магнит, зеркало, лупа)

5. О воздухе
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления  или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).


Примерная структура занятия-экспериментирования


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так) ;

*ситуация выбора

Занятия        по        типу:

-        комбинированные,

- теоретические,

- практические,

- диагностические, и др.

 Формы проведения занятий:

Занятие-путешествие, открытое занятие, занятие- экспериментирование

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Занятие проходит в непринужденной обстановке.

4-5 лет

Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

 На начальных этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция.(По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой)

-игровой

-беседа

-познавательный рассказ

-демонстрация наглядного материала и опыта

-использование художественного слова

-использование схем, моделей экспериментирования и опытов

-обсуждение и анализ результатов,

-формулирование выводов

-фиксирование результатов.

        Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование.

Метод наблюдения, как основной

У детей развивается наблюдательность, внимание, память, воображение

Развитие эмоций, создание  положительного настроя на занятии:

- психогимнастика;

- сюрпризные моменты.

- «Волшебная шкатулка», «Волшебный сундучок»

- создание игровых и проблемных ситуаций

Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:

- загадки;

-дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам      

- пальчиковая гимнастика.

-словотворчество

Развитие движений, гимнастика:

- игры, развивающие координацию движений;

- игры с мячами;

- физкультминутки;

- логоритмические упражнения;

Развитие изобразительной деятельности:

- рисование, опыты с красками, фломастерами

Музыкальная деятельность:

- игры с музыкальными инструментами;

1.8.  Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование исследовательских умений, а также  самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Результативность освоения  программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.

Каждый воспитанник должен уметь:

  • выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
  • предложить возможные решения;
  • проверить эти возможные решения;
  • сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применить выводы к новым данным;
  • сделать обобщение.

Показателями результативности реализации программы кружка является:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

- рост  уровня   любознательности, наблюдательности;

- активизация  речи  детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Мониторинг проходит в форме диагностических занятий (октябрь – 1 занятие, май – 1 занятие). Открытые занятия для родителей. Оценка выполнения заданий проводится по разработанным автором программы критериям.

  1.  Учебный план

Наименование

Направленность программы дополнительного образования

Возраст обучающихся

Срок обучения

Порядок предоставления услуг

Лаборатория Всезнайки

Социально - педагогическая

4 – 5 года

1 год

1 раз в неделю

  1. Рабочая программа

  1. Календарный учебный график

Содержание

Возрастные группы

средняя группа

4-5 лет

Режим работы ДОУ

5 дневная рабочая неделя (понедельник-пятница) с 7.00 до 19.00

Выходные дни

Суббота, воскресенье

Праздничные дни

04.11.2021 - День народного единства

1.01.2022 – 10.01.2022 – Новогодние каникулы

23.02.2022 – День защитника Отечества

08.03.2022 – Международный женский день

Количество возрастных групп

2

Начало учебного года

01.10.2022

Окончание учебного года

31.05.2023

Продолжительность учебного года в неделях

32 недели

Ι полугодие в неделях 2022г.

13 недель

ΙΙ полугодие в неделях 2023г.

19 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Количество НОД в неделю

1

Длительность НОД

20 мин

Максимальный перерыв между НОД

10 мин

Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки

20 мин

1-я половина дня

---

2-я половина дня

20 мин

Досуговая деятельность

в течение учебного года

совместно с воспитателями и специалистами ДОУ по плану

Сроки проведения мониторинга

2 раза в год

Вводный: 05.10.2022 – 16.10.2022

Итоговый: 19.05.2023 – 31.05.2023

Работа в летний период

01.06.2023 – 31.08.2023

НОД в летний период не организуется.

  1. Расписание

Наименование услуги

ФИО педагога

Время работы, дни недели

№ помещений

«Лаборатория Всезнайки»

Кружок социально – педагогической  направленности

Смирнова С.Н..

Среда

17.10 – 17.30 Группа 1ЛВ

Кабинет

  1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование базовых

тем

Всего

часов

Практических

Теоретических

1.

Органы чувств

4

4

2.

Песок, глина

3

3

3.

Вода

6

5

1

4.

Мыло

1

1

5

Звук

1

1

6

Вес

2

2

7

Воздух

1

1

8

Камень

2

2

9

Свет

3

3

10

Лед

2

2

11

Цвет

2

2

12

Магнит

2

2

13

Лупа

1

1

14

Зеркало

1

1

15

Бумага

1

1

итого

32

31

1

Содержание базовых тем программы

№ п/п

4-5 лет

октябрь

1

«Нухаем,пробуем , трогаем, слушаем»

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении( уши- слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах; пальцы- определять форму, структуру поверхности; язык- определять на вкус).

-Игра « Угадай, что звучит»

- Игра « Отгадай по запаху»

- Игра «Отгадай на вкус»

- Игра « Отгадай на ощупь»

2

«Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

-отделяют камешки от песка вручную

-просеивают песок  через сито

-отделяют рис от манки при помощи сита.

3

«Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, не имеет вкуса) .

- Чудо-банки

- перелей воду

- игра « Узнай и назови»

4

«Вода принимает форму»

Задача : дать представление о том, что вода принимает форму предмета, в который ее заливают.

-загадки о воде

-налей воду в разные  сосуды

- зарисовка   результатов

ноябрь

5

«Какие предметы могут плавать?»

Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Помочь определить, как с  помощью  воды можно придать ускорение кораблику.

- опыты «Тонет-не тонет»

- игра- забава « Рыбалка»

6

«Делаем мыльные пузыри»

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

-изготовление мыльных пузырей

-игра « Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»

7

«Почему все звучит»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

-Игра «Что звучит?»

-Эксперимент со стуной

-Есть ли голос у линейки

-Звучащий стакан

8

«Угадайка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала

- Игра « Угадай-ка»

- Игра «Угадай с закрытыми глазами».

-«Тяжелый-легкий»

декабрь

9

«Воздух работает»

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

Опыт «Лодочка -плыви».

Опыт «Шарик- лети»

Зарисовка результатов

10

«Каждому камешку свой домик»

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

-Обследование камней « Камешки бывают разные»

- Игра с камешками « Выложи картинку»

11

«Можно ли менять форму камня и глины»

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

- Обследование «Камень-глина».

Зарисовка результатов

12

«Свет повсюду»

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

- Игра « Светло-темно».

-«Волшебный сундучок».

- Игра «Свет бывает разный»

январь

13

«Свет и тень»

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

- Игра «Волшебный фонарик».  

- Игра « Теневой театр».

14

«Замёрзшая вода»

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

- Обследование «Лед или вода?».

- «Играем с льдинками»

Зарисовка результатов

15

«Тающий лёд»

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

- Эксперимент «Где быстрее тает лед?»

-«Волшебная  льдинка».

-«Цветные фигурки»

Фиксация результатов

февраль

16

«Разноцветные шарики»

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

- Проблемная  ситуация «У меня нет краски…»

- Опыт «Смешивание  двух красок до получения нужного цвета».

Фиксация результатов

17

«Таинственные картинки»

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

-Проблемная ситуация «Верите ли вы, что черепаха всё видит только зелёным?»

- Эксперимент «Мир через цветное стекло»

Фиксация результата

18

«Всё увидим, всё узнаем»

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

- Эксперимент «Волшебное стекло».

-Зарисовка результата

19

«Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

- Исследование песка «Необыкновенный песок»

- Рисование песком. 

март

20

«Где вода»?

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Эксперименты  « Песок или глина».

Исследование песка и глины

Опыт « Почему глина не впитывает воду?»

21

«Водяная мельница»

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

-Беседа «Для чего человеку вода?»

-опыты с водяной мельницей.

22

«Лаборатория цвета»

Задача: познакомить детей с понятием Радуга

- Опыт «Радуга».

- Опыт «Радуга в стаканчиках».

- Опыт «Хроматография на ткани»

23

«Что отражается в зеркале?»

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

- Исследование «Свет мой, зеркальце, скажи…».

- Исследование «В чем отражаются предметы».

- рабочие листы « Найди и обведи все предметы в которых можно увидеть отражение»

24

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы

- игра « Рыбалка»

- Опыт «Веселый магнит».

- задание « Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается»

апрель

25

«Фокусы с магнитами»

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

- фокус « Разборчивый гусь»

- Опыт «Волшебная шкатулка».

26

«Солнечные зайчики»

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, их движением, предметами от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

- Опыт «Зеркало и солнечный зайчик».

- Игры с солнечным зайчиком

27

«Что растворяется в воде»?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

- Опыт с песком.

- Опыт с пищевой краской.

- Опыт с пищевой краской.

- Опыт со стиральным порошком

Фиксация результата

28

«Бумажные фантазии»

Задачи:познакомить детей со свойствами бумаги, развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

-опыт «Сминание бумаги»

-опыт «Горение бумаги»

-опыт «Бумага издает звук»

-опыт «Мост из бумаги»

-опыт «Просвет»

-опыт «Летающая бумага»

29

«Что умеют наши ручки?»

-упражнение- игра «Веселая семейка»

-рукчки-конструктор: «Стул», « Тарелочка», «Курочка», «Рыбки»

-игры «Раз, два, три, четыре, пять…», « Левая- правая»

-упражнение «Обведи по точкам»

30

«Что умеют наши ножки?»

-упражнения «Великан и карлик», «Змейка», «Вверх-вниз», «Влево-вправо»

-упражнения «Веселые стопы»,

-упражнения «Наши ножки могут все» («Вытираем зеркало», « Носильщик», «Собери крышечки»

-упражнение «Мы рисуем  загадки ножками»

31

«Что умеют наши глазки, ушки?»

-упражнения «Жмурки», «Глазки-бабочки»

-упражнения «Читаем глазками стихи « («Ветер»,» Солнышко и тучки», «Дождик» , «Елка»

-массаж

-упражнение «Послушаем тишину»

-упражнение « Угадай, что звучит?», « Гду звучит»

-игра « Что мы слышим за…?»

32

« Школа юных фокусников»

-опыт-фокус «Танцующая фольга»

-опыт-фокус «Цветы лотоса»

-опыт-фокус «Бумага и скрепка»

-фокус « Цветная вода»

-фокус «Плавающее яйцо»

-фокус «Я умею пролезать через отверстие в бумаге»

3.4. Взаимодействие педагога с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собвестнным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Основная цель работы с родителями воспитанников, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.

Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

План мероприятий взаимодействия с родителями

Месяц

Форма работы

Тема

Октябрь

Презентация

Реклама кружка «Лаборатория Всезнайки»

Ноябрь

Создание группы  ВКонтакте. Размещение материалов на странице  группы  ВКонтакте

 «Лаборатория Всезнайки-51»

По результатам мониторинга

Декабрь

Совместное занятие

Индивидуальные консультации

Размещение материалов на странице  группы  ВКонтакте

«Воздух работает»

По запросу родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Январь

Фотоотчет в группе

Размещение материалов на

странице  группы  ВКонтакте

«Я умею, я-могу!»

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

Февраль

Индивидуальные консультации

Размещение материалов на странице  группы  ВКонтакте

По запросу родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Март

Фотоотчет

«Добрые дела Любознаек»

Апрель

Совместное занятие КВН

«Мы - экспериментаторы»

4. Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом.

-авторские конспекты

4-5 лет

-Методическое сопровождение учебной работы педагога:

-методика мониторинга усвоения воспитанниками учебного материала;

-авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

-методика анализа результатов деятельности;

-Виды дидактических материалов.

-куклы Всезнайка, Любознайка, Почемучка,

-бусинки, пуговицы.
-веревки, шнурки, тесьма, нитки.
-пластиковые бутылочки разного размера.
-разноцветные прищепки и резинки.

-камешки разных размеров.
-винтики, гайки, шурупы.
-пробки.
-полиэтиленовые пакетики.
-вата, синтепон, пенопласт
-глина, песок.

-вода и пищевые красители.

-лупы, зеркала

-карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется

 воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается
-материалы для игр с мыльной пеной

-набор игрушек резиновых и пластмассовых

-весы, пипетки, водяная мельница, сито

-«Волшебная шкатулка»

-Используемая фонотека:

-Классические произведения

-Звуки природы

-Детские музыкальные произведения

5. Материально-техническое обеспечение

Помещения:

-кабинет

-музыкальный зал

-столы и стулья по количеству детей

-фланелеграф

-ноутбук

-музыкальный центр

-шкаф для хранения дидактических пособий, учебных материалов

-писчая и цветная бумага

-цветной картон

-карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки

-клей-карандаш, салфетки

7. Список литературы

1.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

2.Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры и упражнения/Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. П анфиловой – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 64с.

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие. - Учебно-методическое пособие. – Воронеж, 2008.

4. Е. Волкова «Играем в учёных» Сибирское университетское издательство

5. А.И. Шапиро «Секреты знакомых  предметов: ЛУЖА» «ТЦ Сфера» Санкт-Петербург 2009г.

6. И.Баранова, О.Самсонова Маленькому почемучке: «Что такое вода» Москва 2009г.

7. Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» «Учитель» Волглград 2011г

8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001

9. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
10. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
11. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...