Консультация для воспитателей "Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально - коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста (из опыта работы)."
консультация (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhigulova_e.v._konsultatsiya.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна        

                                                                      Воспитатель                

         МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования

г. Саяногорск        

        

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Участие родителей в проектной деятельности и их влияние на формирование социально – коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста»

 (из опыта работы).

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему предстоит знакомство со множеством новых людей: учителями, работниками школы, одноклассниками и детьми из других классов. От того, сможет ли он влиться в коллектив, проявить себя, от знания нравственных норм и правил, умения общаться и взаимодействовать с людьми зависит успешное обучение в школе и жизнь вне её стен.

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Именно поэтому одним из методов, способствующим решению данного вопроса, является проектный метод.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Хочется, чтобы родители оставались не пассивными слушателями, а становились равноправными участниками процесса.

Анализируя различные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов, мы выбрали такую форму, которая позволила бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умении организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстроить свои взаимоотношения с детьми.

Поэтому было выбрано уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию - проектная деятельность.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Оно обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Если дети участвует в работе над проектом, то чем же занимаются родители в проектной деятельности и какова их роль?

Задача родителей - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своим детям, если они обратится к ним за помощью.

         На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

Очень важна помощь родителей в изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

Важно помнить! Родители – источник информации наравне с прочими источниками – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Еще один положительный момент вовлечения родителей в работу над проектом - совместная работа педагога, детей и родителей, что является ценнейшим инструментом, позволяющим подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию «семья»

Ведь мир семьи — это сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельность и поведение всех его членов, поэтому разрабатывая групповые проекты, мы определяем цели проекта, ставим задачи.

         В начале осуществления проекта мы информируем родителей о групповом проекте, мотивируем их к участию в проекте: оформляем памятки, проводим опросы и индивидуальные беседы, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь.

Подводим к тому, чтобы они вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет – ресурсов, познавательных телепередач, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ.

Далее, стараемся привлечь родителей к решению оперативных вопросов (осуществлению экскурсий, изготовлению поделок, костюмов, газет, книжек - малышек, презентаций, мини – сообщений).

После изучения полученной информации из различных источников, семья открывает так называемую «Домашнюю мастерскую», где совместно с детьми приступают к изготовлению поделок, рисунков, костюмов, масок и др. творческих работ.

На следующем этапе в группе для родителей организуем выставку, где каждая семья может презентовать, свою творческую работу.

Выполняя совместно с родителями домашние задание, дети проявляли активность, творчество, фантазию, выдумку. У них появляется заинтересованность в работе, при объединении различных видов деятельности, а как итог возможность саморазвития.

У родителей в свою очередь, возрастает потребность в педагогических знаниях, желание получить ответ на интересующие вопросы, они больше обращаются к воспитателям за советом, часто анализируют поступки детей и свои действия, ищут причины того или иного явления, возрастает их уверенность в своих силах и воспитательных способностях.

В течение года, нами были реализованы, проекты разной тематики.

Проект «Моя семья» - позволил сформировать у детей осознанного понимания значимости семьи, уважение к старшему поколению, уважение к семейным традициям и ценностям. Реализуя данный проект, родители вместе с детьми активно участвовали в самых разных видах деятельности: с их помощью были организованы выставки детских рисунков, работ по лепке, совместных творческих работ родителей и детей на тему «Весенняя фантазия», была организована фотовыставка «Моя семья».

В результате проектной деятельности по теме «Защитники природы» - у детей сформировались представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, навыков безопасного поведения в природе. Итогом данного проекта, стало совместное участие детей и родителей в республиканском детском экологическом фестивале «Экодетство».

Проект «Зимние забавы» - был нацелен на расширение представлений у детей о зимних забавах, на приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни посредством проведения зимних забав, развлечений, игр, на уточнение знаний о правилах безопасного поведения детей на зимней прогулке.

 Результатом проекта стало проведение спортивного мероприятия «Марафон зимних игр».

В проекте «Что мы знаем о зиме», целью которого было создание условий для углубления у детей знания о зиме, состоянии погоды, осадках, явлениях природы; закрепление у детей знаний признаков зимы; ознакомления с зимними месяцами, красотой зимней хакасской природы; воспитания интереса к природе, любви к ней; развитие творческой фантазии детей, самостоятельности.

Итогом проекта стал показ музыкальной сказки «Снегурочка и Лиса», где родители принимали участие в подготовке костюмов к сказке.

В подготовительной группе, в рамках тематической недели «Хлеб», мы решили узнать больше о хлебе, и поняли, что эта тема очень интересна для проектной деятельности.

         Так стали работать над проектом «Откуда хлеб пришёл к нам?», целью которого было расширение знаний детей о хлебе; привитие уважения к хлебу и формированию знаний об общественной значимости труда хлебороба; ознакомление детей с процессом приготовления теста посредством детского экспериментирования.

В ходе реализации проекта были проведены различные мероприятия: образовательная деятельность, беседы, экскурсия детей на кухню ДОУ, где дети были ознакомлены с процессом изготовления теста.  С помощью родителей была создана и оформлена фотовыставка «Дома тесто мы месили, выпечкой всех угостили!» (дети совместно с родителями изготавливали любимые, семейные, кулинарные «изыски» (выпечку): блины; пончики; пицца; драники и т.д.).

Были проведены и другие проекты по разным тематикам.

Таким образом, в процессе работы над проектами и активным участием родителей в реализации их, способствуют формированию у детей коммуникативных умений и навыков, умения сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.  

Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.

Поэтому, считаем, что проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой роль семьи не остаётся в стороне, а является активным участником в жизни ДОУ.

Список литературы:

1. Абарина Е.Н., Красникова Н.В., Перегудова Н.В. Формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО// Ценностные ориентиры современного образования. / Сб. ст.- СПб,. 2017. – с. 47.

2.Аксёнова Н.А., Балахнина М.В. Воспитание любви к родному краю в рамках совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей. / Н.А. Аксёнова// Детский сад от А до Я. – 2016. - №6. – с.66

3.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых// Развитие личности.2000. № 1

4.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

5.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

6.Истанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

   В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на в...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности"

В сообщении представлен опыт работы по развитию коммуникативного взаимодействия дошкольников в процессе игры....

Влияние коллективного творчества на социально-коммуникативное развитие дошкольников старшего возраста

Самообразование воспитателя ДОУ.Стимулирование социально–коммуникативного развития дошкольников старшего возраста через коллективное творчество....