Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"
методическая разработка

Смирнова Ольга Ивановна

Семинар-практикум

«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_kultura_rechi_pedagoga.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи: Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога; совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм; способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому педагоги должны постоянно следить за своей речью.

Профессиональная речь педагога и требования к ней

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и соблюдать в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мыслиПедагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников – подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает обладание чувством стиля.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть образцом правильной речи. Однако она не всегда соответствует требованиям.

Недостатки речи педагога:

• нечёткое произношение звуков в процессе речи;

• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»«его» вместо «ево»);

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!»«Катенька, убери чашечку со столика!»);

• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Требования к речи педагога:

• чётко артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов;

• правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

• пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции;

• использовать в разговоре доброжелательный тон.

Каждый педагог должен работать над непрерывным совершенствованием своей речи. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми и, конечно же, постоянно следить за своей собственной речью.

Предлагаю вам проверить свои знания и, может быть, усовершенствовать свои речевые навыки.

Практическая часть

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нём, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму.

Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Понять – понял – поняла

И третья особенность ударения - изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: Кладбище, библиотека, музыка. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. Так современники А.С. Пушкина говорили не «мУзыка», а «музЫка». «Гремит музЫка боевая…», – читаем мы в стихотворении.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

Игра – тренинг «Ударение»

Задание: списать слова, расставить ударение.

Каталог, красивее, ждаласвекла, сироты, цемент, позвонишь, оптовый

Щавель, осуждённый, звонишь, алфавитшарфы, занята, кварталсогнутый

Каталог, кварталбармен, цепочка, кухонный, гербысогнутый, жалюзи

Многие слова не проверяются, их просто нужно запомнить.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист. 

1.Августовский – августОвский1

2.асиммЕтрия – асимметрИя 2

3.бАнты – бантЫ 1

4.вклЮчит – включИт2

5.газопрОвод – газопровОд2

6.диспАнсер – диспансЕр2

7.ломОта – ломотА1

8.дремОта – дремотА1

9.зАдать – задАть2

10.зАнять – занЯть2

11.звОнит – звонИт2

12.катАлог – каталОг2

13.красИвее – красивЕе1

14.крЕпим – крепИм2

15.кУхонный – кухОнный1

16.меньшИнства – меньшинствА1

17.мусоропрОвод – мусоропровОд2

18.никчЕмный – никчЁмный2

19.обеспЕчение – обеспечЕние1

20.обОдрить – ободрИть2

21.осУжденный – осуждЁнный2

22.плЕсневеть – плесневЕть1

23.полигрАфия – полиграфИя2

24.пОнял – понЯл1

25.премИровать – премировАть2

26.принУдить – принудИть1

27.слИвовый – сливОвый1

28.тУфля – туфлЯ1

29. хАос – хаОс1

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

 0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

 3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

 7 – 10 ошибок – низкий.

Конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно не делать грубых ошибок.

Блиц – викторина «Почувствуй разницу»

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать)».

Что можно надевать на себя? А одевать?

Глагол надеть обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть очки, кольцо, перчатки, туфли, пальто; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол одеть обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть куклу, одеть ребенка.

«У Володи заболела голова. Мама сказала ему: «Поди (ляг или ляж) в постель».

Как правильно говорить: ляг – лягте или ляж – ляжте?

Я (ложу или кладу) книгу на место. Ты (положил или поклал) книгу на стол?

В каких случаях используют слова «класть», «положить»?

«Я кушаю»

Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.

Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».

«Я велела дать книжку»

Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.

Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть – значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я её прошу...»

«Мы наметили провести педсовет в октябре месяце».

Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.

Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Задание «Проверь себя!»

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: 

Окна занавешены (тюль). Лицо скрыто (вуаль). Крышу кроют (толь). Вымою голову (шампунь). Голова покрыта (шаль).

Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род).

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: 

Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

Я встала, сняв ребёнка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

Образовать форму повелительного наклонения глаголов: ехать – бежать – махать – сесть – лечь – езжай(те), беги(те), маши(те), сядь(те), ляг(те).

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, торт, бант, гусь. Нет чего (кого)? бинта, торта, банта, гуся.

 

Не стоит, очевидно, доказывать, что речь взрослого должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребёнка, постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения. Педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.

Быть абсолютно грамотным человеком невозможно. Человек должен постоянно совершенствовать свою речь, следить за нововведениями, которые происходят в обществе и влекут за собой изменения в русском языке.

Профессиональная речь педагога и требования к ней (памятка для педагога)

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и соблюдать в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мыслиПедагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников – подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает обладание чувством стиля.

Недостатки речи педагога:

• нечёткое произношение звуков в процессе речи;

• побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»«его» вместо «ево»);

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!»«Катенька, убери чашечку со столика!»);

• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Требования к речи педагога:

• чётко артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов;

• правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

• пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции;

• использовать в разговоре доброжелательный тон.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его цифрой 1 или 2.

1. Августовский – августОвский

2. асиммЕтрия – асимметрИя

3. бАнты – бантЫ

4. вклЮчит – включИт

5. газопрОвод – газопровОд

6. диспАнсер – диспансЕр

7. ломОта – ломотА

8. дремОта – дремотА

9. зАдать – задАть

10. зАнять – занЯть

11. звОнит – звонИт

12. катАлог – каталОг

13. красИвее – красивЕе

14. крЕпим – крепИм

15. кУхонный – кухОнный

16. меньшИнства – меньшинствА

17. мусоропрОвод – мусоропровОд

18. никчЕмный – никчЁмный

19. обеспЕчение – обеспечЕние

20. обОдрить – ободрИть

21. осУжденный – осуждЁнный

22. плЕсневеть – плесневЕть

23. полигрАфия – полиграфИя

24. пОнял – понЯл

25. премИровать – премировАть

26. принУдить – принудИть

27. слИвовый – сливОвый

28. тУфля – туфлЯ

29. хАос – хаОс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»

На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам...

Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования

Публикация "Профессиональная компетентность педагога как основной фактор повышения качества дошкольного образования"  поясняет основополагающие факторы повышения качества дошкольно...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

« Игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»

  Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Все важнейшие качества (воображение, творчество, произвольное поведение и др.) формируются не в учебных занят...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...