СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
статья

Каштанова Юлия Анатольевна

Опыт представлен на  Межрегиональной научно- практической конференции XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения « К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Нравственное воспитание  – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Костенко Е.С.  

Каштанова Ю.А.

Тимофеева  Е.В.

МБДОУ №18 г. Канск

Нравственное воспитание  – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий[5].

Современный ребенок окружен взрослыми, которые много времени уделяют цифровым технологиям (общение в социальных сетях, просмотр фильмов, чтение книг). Дети, видя пример родителей, легко переключают свое внимание на гаджеты, и время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»[7].

Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Л.Н. Галигузова, Т.Н. Доронова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев) [3].

Вхождение ребенка в социальную среду - это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально-нравственного воспитания в современных условиях. В наши дни педагог, занимаясь социально-нравственным воспитанием детей в современных условиях, обязан переводить моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами его поведения, добиваться выполнения дошкольником действий, которые с одной стороны, соблюдают эти нормы, а с другой стороны соответствуют ситуациям, возникающим в повседневной жизни и содержащим в себе моральный смысл [8].

Суть нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:

  • Сформировать в детях способность сопереживать.
  • Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
  • Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
  • Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
  • Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

Для решения поставленных задач воспитатели в дошкольной образовательной организации создают предметно-пространственную развивающую среду.

Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, помогают педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа используются куклы в национальных костюмах, макеты русской избы, что позволяет изучить быт, образ жизни и ремесла.  В образовательной деятельности используется декоративно-прикладное искусство, различные жанры устного народного творчества (потешки, прибаутки, поговорки, загадки).  Фольклорные песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

К народным традициям относятся игры, обычаи, праздники. Народные игры используются ежедневно, как естественный спутник жизни ребенка. Через них дети получают представление о чести, мужестве, силе, ловкости, выносливости и смекалке («Жмурки»,  «Золотые    ворота»,  «Горелки»,  «Краски»,  «Чепуха»,  «Колечко»,  «Цепи кованые» «Испорченный телефон»).

Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе (осенние и весенние праздники) приобщают детей к народной культуре, а также знакомят с важными датами, событиями в общественной жизни.

Совместно с родителями проводятся спортивные  праздники. Папы с детьми участвуют в соревнованиях. Очень важно показать детям, что папы служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой воинский долг перед Родиной. Активное привлечение семей к патриотическому воспитанию воспитанников позволило закрепить у детей представление об общественном долге перед Родиной, чувство гордости за своих родителей, за Российскую армию, вызвать у детей желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. На  спортивные праздники приглашаем  поучаствовать  кадетов Канского морского кадетского корпуса. Ежегодно с детьми готовим праздничную программу для поздравления военнослужащих в клубе нашей воинской части. («23 февраля», «Зарница» «Золотая осень»; зимой - «Новый год»,  «Рождество»,  «Колядки»,  «Масленица»; весной - «Наши любимые мамы», «Праздник Весны», «День Победы», лето – «День защиты детей», «День семьи, любви и верности».)

Особе внимание уделяется теме Великая Отечественная война. Беседы с детьми, возложение цветов к памятникам, уже ставшие традицией акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Окна победы», «Свеча памяти», «Сад памяти», «Поем двором».  

Дошкольники живо реагируют  на беседу о Великой Отечественной войне. Они сразу начинают интересоваться о своих родственниках, воевавших в те годы, о военной технике, которую видели в музеях, на выставках или фотографиях. В ходе  работы  закрепляется навык составления рассказа об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, формируется интерес к истории своей страны, своей семьи, формируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, к различным объектам в городе является экскурсия. Посещение  музея,  библиотеки, театра способствует расширению кругозора, повышению познавательной активности, дополняют знания детей, полученные на занятиях.  Дети проявляют интерес к родному краю и его жителям; задают больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях родного города.

В нашем детском саду осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. По нашему совету родители с детьми посещают выставочные залы, музеи, библиотеки. Предлагаем поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Формирование гуманистов и патриотов начинается в раннем детстве, а основными проводниками выступают семья и детский сад.

Постоянная и планомерная совместная работа педагогов детского сада и родителей позволяет развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Помогает вырасти  неравнодушной личностью, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и ценностей в этом только помогает.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотические воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина.-М.: Перспектива, 2011.-310 с.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.

4. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. - Владос; М.: 2010. 

5. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург:  [б. и.], 2018.

6. Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности / Сокольникова Н.М. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019.  - № 10 (6). - С. 10-12.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. т.2. с. 120.

8. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи

 В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...

Консультация для педагогов ДОУ : "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"

Консультация для педагогов ДОУ  "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...

Консультация для воспитателей: "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе".

Консультация для воспитателей на тему: "Создание условия для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...