Консультации для воспитателей "Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе"
консультация (подготовительная группа)

Елена Владимировна Трубач

Консультации для воспитателей

Выявление способа познания,

как условие успешного обучения ребёнка в школе.

Специалисты в области образования предлагают рассматривать проблему подготовки детей школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его индивидуального способа познания.

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён (по наблюдениям родителей и педагогов) способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умением держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения т.е. то, к какой именно информации его влечёт зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как "зритель", "слушатель" и "деятель".

Основные особенности "зрителя"

"Зрители" познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.  Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл), лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов.

Основные особенности "слушателя"

"Слушатели" познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.  Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"

"Деятели" познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми "деятелям" приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости.

Стоит ли вмешиваться в развитие способов познания?

Как быть с детьми, которые в своем развитии сталкиваются с определенными проблемами, но в целом развиваются нормально? Нужно ли с ними заниматься? Конечно, нет ничего плохого в том, что ребенок-зритель, предоставленный самому себе, станет несколько замкнутым, но великолепным программистом. Нет никакой катастрофы и в том, что слушатель-старшеклассник, чьи невысокие способности в определенной области также остаются невостребованными, всеми силами пытается уклониться от математики и естественных наук, потому что его оценки по этим предметам ухудшают его средний балл успеваемости. И трудно найти такой класс, где не было бы хотя бы нескольких детей, считающих минуты до звонка, который спасает их от унизительного сознания своей неспособности.

Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.

Приёмы закрепления и развития способа познания.

Развитие зрительских навыков.

Посоветуйте ребёнку попробовать собирать модели автомобилей и самолётов из наборов готовых деталей.

Посмотрите с ребёнком географические карты. Детям нравиться видеть изображение своего города на карте.

Покажите ребёнку книгу о звёздах и созвездиях, а потом помогите ему отыскать их на небе.

Спрячьте какой-нибудь маленький "клад" дома. Потом нарисуйте план с визуальными предметами, с помощью которых ребёнок сможет найти место, где находится "клад".

Попробуйте с ребёнком собрать какую-нибудь несложную головоломку. Посоветуйте ему выбирать детали в соответствии с картинкой, а не по их форме.

Приучайте ребёнка обращать внимание на предметы окружающей обстановки, выделяя в них от дельные детали, их форму, цвет и величину.

Купите ребёнку детские журналы с несложными лабиринтами, головоломками.

Научите ребёнка игре под названием "Морской бой". Эта игра способствует визуальному восприятию информации и помогает научиться узнавать цифры и буквы.

По возможности как можно чаще посещайте выставки, музеи, позаботившись о том, чтобы он воспринимал информацию различными сенсорными путями.

Научите ребёнка играть в шашки или в поддавки.

Прочитав ребёнку сказку или рассказ, предложите выполнить задание на изображение действий разных персонажей, используя мимику и жесты.

Включайте в общение с ребёнком игры на развитие воображения, памяти, внимания: "На что похоже?", "Что это может быть?", "Превращения", "Посмотри и запомни", "Чего не стало?", "Чем похожи и чем отличаются эти предметы?", Какую ошибку допустил художник?", "Чьи изображения спрятаны на рисунке?" и др.

Развитие слушательских навыков.

Разрешайте ребёнку звонить по телефону родственникам и друзьям.

Читая рассказ или сказку предложите ребёнку иллюстрировать их отдельные события.

Почаще читайте стихи и играйте в игру "Подбери рифму к слову".

Устраивайте прослушивание грамзаписей и аудио кассет со сказками и детскими песенками.

Выполняйте задания на сочинение совместного рассказа. Запишите ваши голоса на магнитофон, прослушайте запись, о потом попробуйте рассказать вашу историю ещё раз с новыми подробностями и другими голосами.

Посмотрев программу телепередач на неделю, найдите какую-нибудь познавательную передачу, которая по вашему мнению может заинтересовать ребёнка (динозавры, ураганы, жители дальних стран и т.д.). Посмотрите эту передачу вместе с ребенком, обсуждая с ним что вы только что увидели на экране.

Почаще читайте детские журналы, обсуждайте с ребёнком содержание рассказов и задавайте ему вопросы по картинкам в журнале.

Предложите нарисовать какую-нибудь картинку и помогите ребёнку придумать рассказ о том, что он нарисовал.

Помогите ребёнку правильно произносить длинные слова, хлопая после каждого нового слога.

Прикрепите на холодильник магнитную "Букву недели". Расположите вокруг неё вырезанные из журналов фотографии вещей названия которых начинаются с этих букв.

Играйте с ребёнком в игры на подбор синонимов и антонимов. Например: "Как ещё можно назвать что-нибудь большое?" (огромное, великое, большущее, громадное и т.д.) или "Как наоборот?" (горькое сладкое, грустное весёлое).

Развитие деятельных навыков.

Почаще играйте с детьми в игры с мячом, прыгалкой.

Предлагайте ребёнку помогать вам сажать овощи или цветы или просто ухаживать за ними. Предоставьте в его распоряжение участок, где он может проводить опыты и проявлять творческую инициативу.

Разрешите ребёнку посещать какой-нибудь кружок, спортивную секцию или бассейн.

Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц или воздушного змея.

Научите ребёнка кататься на велосипеде, лыжах, коньках.

Сходите с ребёнком в парк с аттракционами и предложите ему покататься на машинах.

Привлекайте ребёнка к помощи по хозяйству, приготовлению простых блюд, сервировке стола.

Давайте детям задания на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек, застегивание пуговиц, крючков и молний.

Давайте детям задания на выполнение упражнений на координацию движений.

Итак, мы выяснили, что существуют три способа познания окружающего мира и в зависимости от их наличия у каждого конкретного ребёнка, детей можно условно разделить на зрителей, слушателей и деятелей. Не выяснив, какого именно способа познания придерживается данный ребёнок, не помогая ему развивать наиболее слабые стороны, можно ограничить его cобственный выбор и оказаться перед печальным фактом, что он в дальнейшем начнёт отставать от своих сверстников. Подкрепление любимого способа познания даёт ребёнку чувство уверенности в себе, в то время как стимулирование развития его слабых сторон будет просто необходимо ему в процессе дальнейшего обучения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_sposoba_poznaniya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Выявление способа познания,

как условие успешного обучения ребёнка в школе.

Специалисты в области образования предлагают рассматривать проблему подготовки детей школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его индивидуального способа познания.

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён (по наблюдениям родителей и педагогов) способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умением держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения т.е. то, к какой именно информации его влечёт зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как "зритель", "слушатель" и "деятель".

Основные особенности "зрителя"

"Зрители" познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.  Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл), лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов.

Основные особенности "слушателя"

"Слушатели" познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.  Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"

"Деятели" познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми "деятелям" приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости.

Стоит ли вмешиваться в развитие способов познания?

Как быть с детьми, которые в своем развитии сталкиваются с определенными проблемами, но в целом развиваются нормально? Нужно ли с ними заниматься? Конечно, нет ничего плохого в том, что ребенок-зритель, предоставленный самому себе, станет несколько замкнутым, но великолепным программистом. Нет никакой катастрофы и в том, что слушатель-старшеклассник, чьи невысокие способности в определенной области также остаются невостребованными, всеми силами пытается уклониться от математики и естественных наук, потому что его оценки по этим предметам ухудшают его средний балл успеваемости. И трудно найти такой класс, где не было бы хотя бы нескольких детей, считающих минуты до звонка, который спасает их от унизительного сознания своей неспособности.

Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.

Приёмы закрепления и развития способа познания.

Развитие зрительских навыков.

Посоветуйте ребёнку попробовать собирать модели автомобилей и самолётов из наборов готовых деталей.

Посмотрите с ребёнком географические карты. Детям нравиться видеть изображение своего города на карте.

Покажите ребёнку книгу о звёздах и созвездиях, а потом помогите ему отыскать их на небе.

Спрячьте какой-нибудь маленький "клад" дома. Потом нарисуйте план с визуальными предметами, с помощью которых ребёнок сможет найти место, где находится "клад".

Попробуйте с ребёнком собрать какую-нибудь несложную головоломку. Посоветуйте ему выбирать детали в соответствии с картинкой, а не по их форме.

Приучайте ребёнка обращать внимание на предметы окружающей обстановки, выделяя в них от дельные детали, их форму, цвет и величину.

Купите ребёнку детские журналы с несложными лабиринтами, головоломками.

Научите ребёнка игре под названием "Морской бой". Эта игра способствует визуальному восприятию информации и помогает научиться узнавать цифры и буквы.

По возможности как можно чаще посещайте выставки, музеи, позаботившись о том, чтобы он воспринимал информацию различными сенсорными путями.

Научите ребёнка играть в шашки или в поддавки.

Прочитав ребёнку сказку или рассказ, предложите выполнить задание на изображение действий разных персонажей, используя мимику и жесты.

Включайте в общение с ребёнком игры на развитие воображения, памяти, внимания: "На что похоже?", "Что это может быть?", "Превращения", "Посмотри и запомни", "Чего не стало?", "Чем похожи и чем отличаются эти предметы?", Какую ошибку допустил художник?", "Чьи изображения спрятаны на рисунке?" и др.

Развитие слушательских навыков.

Разрешайте ребёнку звонить по телефону родственникам и друзьям.

Читая рассказ или сказку предложите ребёнку иллюстрировать их отдельные события.

Почаще читайте стихи и играйте в игру "Подбери рифму к слову".

Устраивайте прослушивание грамзаписей и аудио кассет со сказками и детскими песенками.

Выполняйте задания на сочинение совместного рассказа. Запишите ваши голоса на магнитофон, прослушайте запись, о потом попробуйте рассказать вашу историю ещё раз с новыми подробностями и другими голосами.

Посмотрев программу телепередач на неделю, найдите какую-нибудь познавательную передачу, которая по вашему мнению может заинтересовать ребёнка (динозавры, ураганы, жители дальних стран и т.д.). Посмотрите эту передачу вместе с ребенком, обсуждая с ним что вы только что увидели на экране.

Почаще читайте детские журналы, обсуждайте с ребёнком содержание рассказов и задавайте ему вопросы по картинкам в журнале.

Предложите нарисовать какую-нибудь картинку и помогите ребёнку придумать рассказ о том, что он нарисовал.

Помогите ребёнку правильно произносить длинные слова, хлопая после каждого нового слога.

Прикрепите на холодильник магнитную "Букву недели". Расположите вокруг неё вырезанные из журналов фотографии вещей названия которых начинаются с этих букв.

Играйте с ребёнком в игры на подбор синонимов и антонимов. Например: "Как ещё можно назвать что-нибудь большое?" (огромное, великое, большущее, громадное и т.д.) или "Как наоборот?" (горькое сладкое, грустное весёлое).

Развитие деятельных навыков.

Почаще играйте с детьми в игры с мячом, прыгалкой.

Предлагайте ребёнку помогать вам сажать овощи или цветы или просто ухаживать за ними. Предоставьте в его распоряжение участок, где он может проводить опыты и проявлять творческую инициативу.

Разрешите ребёнку посещать какой-нибудь кружок, спортивную секцию или бассейн.

Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц или воздушного змея.

Научите ребёнка кататься на велосипеде, лыжах, коньках.

Сходите с ребёнком в парк с аттракционами и предложите ему покататься на машинах.

Привлекайте ребёнка к помощи по хозяйству, приготовлению простых блюд, сервировке стола.

Давайте детям задания на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек, застегивание пуговиц, крючков и молний.

Давайте детям задания на выполнение упражнений на координацию движений.

Итак, мы выяснили, что существуют три способа познания окружающего мира и в зависимости от их наличия у каждого конкретного ребёнка, детей можно условно разделить на зрителей, слушателей и деятелей. Не выяснив, какого именно способа познания придерживается данный ребёнок, не помогая ему развивать наиболее слабые стороны, можно ограничить его cобственный выбор и оказаться перед печальным фактом, что он в дальнейшем начнёт отставать от своих сверстников. Подкрепление любимого способа познания даёт ребёнку чувство уверенности в себе, в то время как стимулирование развития его слабых сторон будет просто необходимо ему в процессе дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Консультация для родителей "Условия успешной адаптации ребёнка в школе".

Родители узнают, какие условия необходимы для успешной адаптации ребёнка в школе, особенно в первый год обучения....

Консультация для родителей «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе».

«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Развитие связной речи – важное условие успешного обучения ребёнка в школе....

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей.

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей....