Модель психологической службы в МАДОУ
рабочая программа

Агаева Алена Викторовна

модель психологической службы в МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_psihologicheskoy_sluzhby_madou_322.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                    «Детский сад №322 «Морозко»______________________  

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru 

Модель психологической службы МАДОУ № 322 «Морозко»

Модель развития психологической службы МАДОУ № 322 «Морозко»

                   

Задачи

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Оказание качественной психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса

Методическое сопровождение деятельности службы

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)

        

                        

Организационно-правовой

Психолого-педагогический

Мониторинговый

  1. Нормативно-правовая база для регламента работы ПСО в МАДОУ
  2. Организация равномерного распределения функциональных обязанностей специалистов МАДОУ
  1. Проектирование психологически безопасной образовательной среды;
  2. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение участников образовательного процесса
  3. Оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам
  1. Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ

        

Структуры, с которыми взаимодействует ПСО МАДОУ: РМО педагогов-психологов, РМО учителей-логопедов, РМО учителей-дефектологов, МБУ ЦППМиСП № 5 «Сознание», муниципальные базовые площадки по направлениям «Психологическая служба ДОУ».

Направления деятельности психологической службы

Методы, способы, технологии, формы работы психологической службы

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Оказание психолого-педагогической помощи всем субъектам образовательного процесса

Работа с педагогами

Консилиумы

Просвещение

Профилактика

Консультирование

Психодиагностика

Психокоррекция

Мониторинг

проектирование

Работа творческой группы

Педагоги ДОУ

Организационно-методическая деятельность

Результативный компонент модели психологической службы

- повышение эффективности функционирования психологической службы МАДОУ

- обеспечение доступности получения психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса

     Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды.

   Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.

  Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники МАДОУ.

   Данная модель сопровождения разработана в рамках адаптированной основной образовательной программы МАДОУ для детей с ТНР и для детей с ЗПР. Общий контроль за реализацией модели психологического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ.

   Текущий контроль возлагается на заместителя заведующего.

   Промежуточные результаты работы анализируются на планерках и педагогических советах, согласно плану работы.

   В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:

 - администрация ДОУ,

- старший воспитатель,

 - воспитатель,

 - учитель-логопед,

- педагог-психолог,

- учитель-дефектолог.

   Принципы модели психологического сопровождения:

   - научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;  

   - системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

     - комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, и др.;

   - превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

   - открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

   - технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

   Цель: создание условий для психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.

   Для достижения цели решаются следующие задачи: 

   1. Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей;

   2. Развитие компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

   3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД (универсальные учебные действия) у воспитанников.

   4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:

    - адаптации к новым условиям обучения;

    - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

    - формирование жизненных навыков;

    - формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

    - профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;

    - помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

   - профилактика девиантного поведения;

   - сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».

   5. Систематическое отслеживание психологического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

   6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

Основные направления психологического сопровождения

   Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.    

   Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для воспитанников с учетом задач каждого возрастного этапа;
  •  выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень.

   Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

   Этапы индивидуальной диагностики:

- изучение обращения к психологу, поступающего от воспитателей, родителей (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках психического развития или формирования личности дошкольника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психо-коррекционной работы с воспитанником, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

   Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются воспитатели, родители).

   Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

   Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

   Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

   Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на:

  • уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии;
  • обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.  

   Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения

   Решение задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Работа с воспитанниками:

- Профилактическая работа с воспитанниками с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление воспитанников группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных воспитанников, находящихся под опекой, и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение тренингов с воспитанниками по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

- Консультирование родителей, воспитателей (помощь в решении проблем).

   При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, взаимоотношения.

Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.

      - Профилактическая работа с воспитателями. Существенное место в работе с воспитателями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений с воспитанниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами.

     - Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

     - Проведение семинаров, практических занятий, лекций. Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.

Работа с родителями.

    - Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.

    - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.

     - Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель маркетинговой службы МБДОУ

Переходим на новые горизонты образования.... ...

Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения

Раскрыты особенности организации методической службы ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования...

"Модель методической службы ДОУ, работающей в инновационном режиме, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Педагогический проект, целью которого является создание системы  методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образов...

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».

работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...

модель психологической службы МБДОУ № 9

Взаимосвязь узких специалистов детского  сада и учреждений города  в работе  с детьми...

Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"

Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"...