модель развития инклюзивного образования
материал

Агаева Алена Викторовна

модель развития инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_razvitiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, mbdou.322@yandex.ru

Модель развития инклюзивного образования МАДОУ № 322

                                                                                         Красноярск 2021

  1. Системный анализ проблемы реализации инклюзивного образования в МАДОУ № 322

   Фактологическая часть МАДОУ № 322 функционируют в режиме 5- дневной рабочей недели. Количество групп – 12. Возраст детей, посещающих образовательное учреждение: с 3 – 7 лет. Дети имеют статус ОВЗ, распределяются по двум основным нозологическим группам: 1группа: дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; 2 группа: дети с задержкой психического развития Характеристика детей, имеющих речевые нарушения задержку психического развития. Это дети, имеющие отклонения в развитии речи и задержку развития при нормальном слухе и зрении. Даже небольшие расстройства речи могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка.

    Особенности развития детей, имеющих речевые нарушения и задержку психического развития по образовательным областям: Социально- коммуникативное развитие: дети часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что делает их неуверенными в себе, застенчивыми, нерешительными, и в дальнейшем это способно привести к возникновению больших комплексов, что мешает преодолению дефекта, и развитию неуверенности в себе и собственных силах.

   Ребенок может начать избегать общения, что влияет на процесс социализации личности в целом. У таких детей наблюдается резко выраженная ограниченность средств речевого общения. Общение с окружающими очень ограничено, а в наиболее выраженной форме приводит к упорному отказу от речевой коммуникации. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.

   Познавательное развитие: Недостаточность коммуникативных и интеллектуальных возможностей затрудняет взаимодействие детей с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией. В ориентировки детей в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.

   Исследования способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать их в импрессивной речи говорят о сохранности данных способностей, но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения этих отношений или

используют неверные языковые средства. Речевое развитие: Дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально. Зачастую не сформирован грамматический строй речи, неразвиты фонетико- фонематическая система языка, навыки языкового анализа, просодическая сторона речи и навыки звукового и слогового анализа и синтеза, нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие.

   Художественно-эстетическое развитие: Не развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора зачастую происходит не в полном объеме, так как недостаточно развито восприятие картины мира в целом. Недостаточно развита мелкая моторика. Физическое развитие: Наблюдается нарушение равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Администрация создает условия для профессиональной поддержки педагогических кадров. Для новых педагогов предусмотрено основательное знакомство с адаптированной образовательной программой, которое охватывает вопросы взаимодействия с детьми и родителями, методы воспитания, соответствующие занятия. Регулярно проводиться обучение на рабочем месте (сотрудники участвуют в семинарах; для обучения приглашаются специалисты и используется дистанционное обучение). Ежемесячно проводятся планерные совещания для педагогов, на которых обсуждаются текущие вопросы и формируете план работы образовательной деятельности на ближайший месяц.

   Раз в 3 года каждый педагог МАДОУ проходит курсы повышения квалификации не менее 72 часов. Деятельность ПМПк Организационно- управленческой формой сопровождения является психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк), который решает задачу комплексного взаимодействия специалистов для оптимизации коррекционного направления работы и составления индивидуального образовательного маршрута на ребенка.

Функции ПМПк:

  • определяет приоритетные направления деятельности психолого- медико-педагогического персонала в коррекционно-развивающей работе;
  • определяет принципы формирования и использования современных технологий и методов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
  • консультирует родителей по вопросам организации помощи и педагогической поддержки детям с ОВЗ.

Состав ПМПк и порядок работы:

   1. Руководит работой ПМПк заведующий МАДОУ или (в случае отсутствия) заместитель руководителя.

   2. В состав ПМПк входит педагогический персонал, взаимодействующий с ребенком: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор ФК, музыкальный руководитель, воспитатель.

   3. Специалисты, участвующие в ПМПк, обязаны предоставлять на заседание материалы наблюдений за ребенком.

   Заседания консилиума проходят три раз в год (первичный, промежуточный и итоговый), а также по экстренной необходимости – внеочередные. По результатам заседания ПМПк принимается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. Решение на заседании ПМПк принимаются совместно педагогическим персоналом и родителями.

   Заседание ПМПк оформляется протоколом, в котором фиксируется:

   - психологический, педагогический и медицинский статус ребенка на момент обследования;

   - рекомендации индивидуальной траектории коррекционно-развивающей работы с ребенком по оказанию помощи в освоении Программы.

   Материально-техническое оснащение для осуществления коррекционно-развивающего образовательного процесса созданы специальные условия, представленные в таблице:

Кабинет логопеда, дефектолога, логопедический уголок:

  • Занятия по коррекции речи
  • Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей
  • Большое настенное зеркало с дополнительным        освещением Материал по развитию речи и звукопроизношения

Стимулирующий материал для обследования детей Материал на развитие мелкой моторики

Стол и стулья для логопеда и детей

  • Шкаф        для        методической литературы, пособий
  • Магнитная доска, фланелеграф
  • Индивидуальные зеркала для детей

Кабинет психолога:

  • Психолого-педагогическая диагностика
  • Коррекционная работа с детьми
  • Индивидуальные консультации
  • Детская мебель
  • Стимулирующий материал для психолого-педагогического

обследования детей

•Развивающие        игрушки        и дидактические игры на развитие психических                процессов, эмоциональноволевой                и коммуникативной сферы.

  • Развивающие игры
  • Магнитная доска

•Ковровое покрытие

•Магнитофон

•Аудио картотек

•ПК.

•Методическая литература.

Сенсорная комната:

•Безопасные зеркала

  • Профилактика        нарушений        в

•Проектор

личностной и когнитивной сфере у

•Зеркальный шар

детей

•Мягкие модули

  • Релаксационные сеансы

•Ковровое покрытие

•Пузырьковая        колонна        с        рыбками

•Набор        игр        для        сенсорного

восприятия

•Пучок        оптических        светящихся

волокон

В ДОУ не создана безбарьерная среда.

Исходя из описания фактологической части реализация модели инклюзивного образования «Особые образовательные потребности» в полном объеме в МАДОУ № 322 возможна при создании безбарьерной среды и приобретении оборудования для создания полноценных условий развивающей предметно-пространственной среды и развития детей с ОВЗ.

  1. Целевой компонент модели.

На основе анализа состояния возможности реализации и развития инклюзивной модели «Особые образовательные потребности» в МАДОУ № 322 были обозначены цели и задачи развития инклюзивной модели:

  1. развитие личности детей дошкольного возраста с ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
  2. создание безбарьерной среды и полноценной развивающей предметно- пространственной среды для полноценного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства;
  3. комплексная коррекционно-развивающая работа с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. создание благоприятных условий развивающей предметно- пространственной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  3. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Адаптированных образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  4. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  5. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

  1. Структурно-функциональный компонент модели.

Для полноценного развития детей с ОВЗ и реализации модели инклюзивного образования «Особые образовательные потребности» предполагается следующее содержание деятельности:

Содержания образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивной модели «Особые

образовательные потребности»

Учитель-

логопед

воспитатель

Педагог-психолог,

учитель-дефектолог

Музыкальный

руководитель

Инструктор

по ф/к

родители

1. Развитие

1.Развитие

1.Развитие

1.Развитие

1.Развитие

1.        Участие        в

у        детей

познавательн

познавательной

сенсорных

основных

различных

способности

ой

сферы у   детей   с

музыкальных

физических

мероприятиях

применять

деятельности.

ОВЗ:        -        развитие

способностей:

качеств:

ДОУ:        квесты,

сформирова

2.

восприятия

-        мелодический

-

мастер-классы,

нные

Формировани

зрительного,

слух;

координация

семинары,

умения        и

е        игровых

слухового,

- чувство   ритма;

движений;

родительские

навыки

навыков

тактильного;

динамический

-        скоростно-

клубы,

связной

посредством

- развитие   памяти

слух;

силовые

родительские

речи        в

обучения

зрительной,

- тембровый слух.

качества;

собрания.

различных

разным видам

слуховой        и

2.        Развитие

-        быстрота

2.        Проведение

ситуациях

игр:

кинетической;

эмоциональной

движений.

консультативны

общения;

дидактическа

-        развитие

отзывчивости        на

х        мероприятий.

2.

я        игра,

внимания

музыку.

3.        Обеспечение

Автоматиза

настольно-

произвольного        и

3.        Развитие

вовлечения

ция        в

печатная

непроизвольного,

умения выполнять

семей

свободной

игра,

свойств внимания;

танцевальные

непосредственно

самостоятел

сюжетно-

-        развитие

движения

в

ьной        речи

ролевая и др.

наглядно-

образовательню

детей

3.        Создания

действенного        и

деятельность,        в

усвоенных

оптимальных

наглядно-образного

том        числе

навыков

условий

мышление,

посредством

правильного

развивающей

словестно-

создания

произношен

предметно-

логического

образовательных

ия        звуков,

пространстве

мышления;        -

проектов

звуко-

нной        среды

развитие

совместно        с

слоговой

для

репродуктивного и

семьёй на основе

структуры

полноценного

творческого

выявления

слова,

развития        и

воображения.

потребностей        и

грамматичес

коррекции

2.        эмоционально-

поддержки

кого

детей с ОВЗ.

волевой сферы.

образовательных

оформления

4.        Создание

3.        Развитие        и

инициатив

речи        в

благоприятно

коррекция

семьи.

соответстви и        с

программой логопедичес ких занятий; 3.

Понимание обращённой речи        с

опорой и без опоры на наглядность

; 4

Формирован ие навыков звукового и слогового

анализа и синтеза;

5.

Формирован ие правильного звукопроизн ошения; 6.Формиров ание фонематиче ского

восприятия

й

эмоционально

-комфортной ситуации                в группе        для успешной

адаптации и социализации детей с ОВЗ.

5. Создание игровых

ситуаций, провоцирующ их        развитие детской инициативы и самостоятель ности.

произносительной стороны речи.

4.        Создание условия        для

взрослых        по поиску, использованию материалов,

обеспечивающи х        реализацию Программ ы, в том                числе        в информационно й среде, а также для обсуждения с        родителями (законным        и представит

елями)        детей вопросов,

связанных        с реализацией Программы

  1. Содержательно-технологический компонент модели.

Содержательная часть образовательной деятельности Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития. Данная программа имеет следующую структуру:

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи реализации Программы. 1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

  1. Планируемые результаты освоения Программы
  1. Содержательный раздел.
  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
  2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
  3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
  4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
  5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
  6. Особенности        взаимодействия        педагогического        коллектива        с        семьями воспитанников.
  7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
  1. Организационный раздел.
  1. Материально-техническое обеспечение Программы.
  2. Обеспеченность        методическими        материалами        и        средствами        обучения        и воспитания.
  3. Распорядок и режим дня.
  4. Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий.
  5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Краткая презентация программы.

В процессе образовательной деятельности по адаптированной программе для детей с ЗПР дошкольного возраста в рамках реализации модели инклюзивного образования

«Особые образовательные потребности» используются следующие методы и средства: Наглядный метод направлен на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем.

Словесный методы направлен на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал. Практический метод используется при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок. Репродуктивный метод направлен на формирование первоначальных навыков произношения звуков, коррекция нарушения голоса. Продуктивный метод используется при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.

Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Средства реализации:

  • средства наглядности (схемы, рисунки, фото и т. п.);
  • компьютерные программы;

•формы организации учебной деятельности на занятии;

  • технические средства обучения;

•методические пособия;

  • дидактические материалы;
  • помещения ДОУ. Т

ехнологии реализации:

  • здоровьесберегающие технологии (коррекционная технология) позволяет проводить коррекцию и развитие ребенка посредством арттерапии, сказкатерапии и психогимнастики ;
  • технологии проектной деятельности, позволяет развивать и обогащать социально- личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия;
  • технология исследовательской деятельности способствует формированию у дошкольников основных ключевые компетенции, способствует формированию наглядно-образного и логического мышления;
  • личностно-ориентированные технологии В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого- терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем.

Данная технология предполагает наличие комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.

Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности;

  • технология интегрированного обучения Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • проблемные        вопросы,        стимулирование,        проявление        открытий,        задания        типа

«докажи», «объясни».

Примерная структура:

- вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?);

  • основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря;
  • заключительная        часть:        детям        предлагается        любая        практическая        работа (дидактическая игра, рисование).

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов. Методика подготовки и проведение:

  • выбор областей

-учёт программных требований;

-базовое направление;

-выявить основной принцип построения системы занятия;

-продумать развивающие задачи; -использовать разнообразные виды деятельности;

-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;

-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

-использовать методы и приёмы продуктивного характера;

-учитывать личностно-ориентированный подход;

  • технологии предметно – развивающей среды. Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Задача педагога состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно- предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные

потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества.

Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Одним из эффективных приемов работы с детьми с ЗПР является - индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается всеми специалистами ДОУ и позволяет эффективно проводить коррекцию нарушений и развивать личности ребенка.

  1. Компоненты управления.

Функции управления

Управленческие действия

Анализ, целеполагание и планирование деятельности

Разработка дорожной карты, обеспечение

квалифицированными кадрами процесса развития ребенка с ОВЗ. Создание алгоритма взаимодействия с ПМПЦ «Сознание» для оптимизации коррекционно-образовательного процесса детей с

ОВЗ

Организация, координация деятельности

Разработка локальных актов (приказов, положение) в соответствии с нормативно-правовыми

документами. Ежегодное пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями инклюзивного образования.

Проведение ВСОК развивающей предметно- пространственной среды для детей с ОВЗ. Проведение методических семинаров и тематических педагогических советов в течении

года.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами

Организация профильных курсов повышения квалификации для каждого педагога, раз в 3 года. Создание персонифицированных карт каждого педагога, периодическое их обновление (раз в 2

года).

Мониторинг и контроль

Проведение диагностических и мониторинговых

мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период до...

«Развитие инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре развития ребенка является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошко...

Модель системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ

Практические рекомендации для педагогов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ...

Пути развития инклюзивного образования

Доклад на тему "Пути развития инклюзивного образования"...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Материалы для работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Инклюзивное образование.

Представлены материалы для работы с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. (валеологические распевки, дахательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные фонопедичекие упражнения...

Статья "Модель организации инклюзивного образования МКДОУ № 9"

В данной статье описывается модель организации инклюзивного образования МКДОУ № 9.Проголосовать за статью можно по ссылке: http://xn--80aqewchv.xn--p1ai/index.php/nominatsii-proektov/nominatsiya-1/48-...