Детская инициатива и самостоятельность презентация
презентация

Агаева Алена Викторовна

Детская инициатива и самостоятельность презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy_i_samostoyatelnosti.pptx585.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Инициатива и самостоятельность дошкольников: понятия, этапы, условия становления»

Слайд 2

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Слайд 3

Что такое самостоятельность

Слайд 4

независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи; (Словарь русского языка) способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. (Толковый словарь) одна из волевых сфер личности, умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. (Педагогический словарь) Самостоятельность :

Слайд 5

Первичные представления Формирование умений Применение умений Творческое применение умений в новой ситуации

Слайд 6

Что такое инициативность

Слайд 7

Инициативность почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова) проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами. ( Словарь практического психолога). руководящая роль в каких – либо действиях. Синонимы: начинание, предприимчивость, способность к самостоятельным, активным действиям

Слайд 8

4 сферы инициатив Творческая Целеполагания и волевого усилия Коммуникативная Познавательная

Слайд 9

Творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление

Слайд 10

Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи

Слайд 11

Коммуникативная инициатива – включенность ребенка в взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия , коммуникативная функция речи

Слайд 12

Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо -видовые отношения

Слайд 13

4 сферы инициатив Творческая инициатива – включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление Коммуникативная инициатива – включенность ребенка в взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия , коммуникативная функция речи Познавательная инициатива – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родо -видовые отношения Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи

Слайд 14

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Глава III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Слайд 15

предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию; образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы; родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д. Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы инициативы:

Слайд 16

3-4 года Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность и игровая деятельность. создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях; отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 17

3-4 года в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи; учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость; всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности. Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 18

4 – 5 лет Приоритетная сфера инициативы – познавательная деятельность. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением; обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку; создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр; при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств; не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр; Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 19

4 – 5 лет обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр); привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения; побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий; читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку. Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 20

5-6 лет Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно -личностное общение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 21

5-6 лет создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам. Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 22

6-8 лет Приоритетная сфера инициативы – научение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы: вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 23

6-8 лет поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) Способы и направления поддержки детской инициативы

Слайд 24

картосхемы; алгоритмы; модель обследования предмета, рабочие листы; моделирование ситуаций с участием персонажей; индивидуально-личностное общение с ребенком; поощрение самостоятельности; побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности; оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка. Методы и приемы развития инициативы и самостоятельности

Слайд 25

Познавательно-исследовательская; проектирование; организационная деятельность; игровая; Коммуникативная Продуктивная Музыкальная Двигательная Трудовая Режимные моменты Формы поддержки детской инициативы и самостоятельности:

Слайд 26

при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; совершать выбор и обосновывать его; предъявлять и обосновывать свою инициативу; планировать собственные действия индивидуально, в малой группе, в команде; оценивать результаты своих действий индивидуально и в команде. С целью поддержки детской инициативы и самостоятельности педагогам следует регулярно создавать ситуации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...

Презентация. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования.

Презентация. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях дошкольного образования....

Презентация. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности.

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребёнка, даже если она кажется неуместнойДля поддержания детской инициативы успешны такие приёмы как: - моделирование ситуаций с участием персонажей; -...

Презентация:Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста...

Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....